Методы экономической теории и их применение

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.


2. Предмет и функции экономической теории.

У всякой науки есть предмет, то есть своя главная тема исследований. Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1.экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2.политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3.экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны:

- Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

- Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

- Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

- Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

- Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

- Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные. Так, первая – эмпирическая функция. Она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греческого empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следя за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные жизненные теории.

Следующая, теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.

Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому предусматривается изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и так далее).

Данная функция формирует методологическую основу для почти 50 экономических дисциплин. Среди комплекса экономических наук выделяют отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства и др.), специальные (экономическая география, экономика природопользования и др.), историко-экономические (история народного хозяйства, история экономической мысли и др.), структурно уровневые (интро-, микро-, макро-, мегаэкономика), инструментарно-аналитические (экономико-математические методы, статистика, анализ хозяйственной деятельности и др.).

Наконец, практическая функция, или, как ее еще называют, прагматическая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греческого prognosis – предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения экономической политики государства. Это дает возможность вырабатывать научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности производства с целью обеспечения роста жизненного уровня населения. В условиях глубокого кризиса, охватившего отечественную экономику, практическая функция экономической теории заключается и в том, чтобы найти наиболее рациональные пути выхода из кризиса, обосновать оптимальные направления перехода от командно-административной к социально-рыночной экономике. Экономическая теория должна больше внимания, чем политическая экономия, уделять проблемам повышения эффективности производства, действенности хозяйственного механизма, разработки инструментов сбалансированности различных форм собственности, вести поиск новых организационно-хозяйственных форм, что отличает ее и от экономике. Важной задачей экономической теории является изучение опыта мирового развития, заимствование из него наиболее прогрессивных экономических форм.

Таким образом, экономическая теория составляет концептуальную основу экономической политики, обоснования мотивации действий различных субъектов хозяйствования в сфере практической деятельности. Эта функция экономической теории наиболее ярко проявляется при разграничении в ее содержании позитивного и прагматического аспектов.

Методы экономической теории и их применение

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь исследования», «способ познания». Итак, метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения определенной цели, решения конкретного задания. Понятие «метод» используется и в теории и в практике. В науке метод - это использование определенных способов, приемов, задач теоретического исследования предмета, что находит выражение в системе категорий и законов. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как исследуется. Предмет и метод составляют определенное единство, между ними существует причинно-следственная связь. Особенности предмета определяют те приемы и средства, которые используются в процессе познания. В начале исследования, ученый опирается на существующую теорию предмета. Метод в данном случае выступает как предпосылка познания. Дальнейшие исследования дают возможность получить новые знания, что не только обогащает теорию предмета, но и увеличивает и совершенствует арсенал познавательных средств, обогащает метод науки. При таком подходе метод является результатом научного познания.

Метод любой науки, ее методология, масс огромное значение для развития научного познания. Как писал выдающийся русский физиолог И. Павлов в «Лекция по физиологии» (1952), метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действий зависит эффективность исследования. При хорошем методе, по его мнению, и не очень талантливый человек может сделать многое, а при плохом методе гениальная человек будет работать впустую и не получит ценных, точных результатов. Это выражение масс непосредственное отношение и к экономической науки. Метод классической экономической теории включает методы познания, т.е. конкретные способы и приемы познания, которые выработаны в процессе развития науки. К ним относятся статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование процессов, проведение экспериментов, исторические и логические методы, метод научных абстракций, графический метод. Они используются как в естественных, так и в общественных науках, но в пределах, определяемых предметом науки и ее характером.

В естественных науках, например, для выявления сущностных связей между предметами и явлениями, для проверки тех или иных предположений и гипотез решающее значение имеет эксперимент, то есть искусственное воссоздание в лабораторных условиях некоего процесса в чистом виде, без влияния других внешних факторов. В экономической теории лабораторный эксперимент невозможен. Экспериментировать можно только в реальной жизни, в реальных общественных отношениях, который ставит жесткие пределы и предъявляет высокие требования к проведению экспериментов.

Отличительная черта метода экономической теории, как и общественных наук, в целом, заключается в том, что вместо микроскопа, радиотелескопа или синхрофазотрона, других технических средств познания, используемых в естественных науках, огромное значение имеет метод научной абстракции.

Этот метод означает абстрагирование, очищение представлений человека о процессах, которые изучаются, от случайного, переходного, единичного и выделение в них устойчивого, типичного. Именно благодаря этому удается проникать во внутренний смысл явлений и процессов, раскрывать их сущность, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формировать категории и законы науки, которые выражают эти сущности. Можно утверждать, что метод абстракции - это главное орудие познания действительности, которым оперирует экономическая теория. Однако при этом важно то, что абстрагирования от конкретного, находящегося на поверхности жизни, должно быть глубоким и обоснованным. Иначе вскрыть существенные связи между явлениями в их чистом виде невозможно. И одновременно абстрагирование не должно переходить границы, за которой исчезает реальный смысл изучаемых явлений. При этом степень абстракции диктуется самим содержанием исследуемого процесса, тем задачам, которые ставит перед собой исследователь.

Однако на этом процесс познания не заканчивается. Движение от конкретного созерцания до абстрактного мышления дополняется движением на более высоком уровне. Именно это дает возможность развернуть систему производственных отношений в логически построенную систему категорий и законов в соответствии с их собственной внутренней логике. То, от чего на первом этапе следовало абстрагироваться ради раскрытия более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, необходимо во всей последовательности - от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений - раскрыть все богатство явлений на поверхности жизни. Однако теперь конкретное - это не случайное нагромождение явлений, а целостная система взаимосвязанных и взаимозависимых явлений и процессов общественной жизни.

В послевоенный период сформировалась новая отрасль науки, получившая название общей теории систем. Особая ценность ее заключается в том, что ко всем наукам, предметом исследования которых являются те или иные системы, ее положения и выводы могут быть применены в качестве аксиом, не нуждающихся в дополнительных частных доказательствах.

Системой называется совокупность двух или более элементов, поведение каждого из которых влияет на поведение, как остальных элементов, так и образованного ими целого. Отсюда следует, что существенные свойства системы вытекают из взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в отдельности. Когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства, поэтому сущность системы нельзя понять посредством анализа. Как утверждает Р. Акофф, "осознание этого факта - основной источник интеллектуальной революции, вызывающей смену эпох" - эпохи механистического мышления эпохой системного мышления. Чтобы понять поведение и свойства системы, одного анализа мало, необходим еще синтез, причем синтез при системном подходе к объекту исследования предшествует анализу.

Анализ сосредоточивается на структуре вещей и явлений, позволяет понять, как они действуют. Синтез акцентирует внимание на функциях, так как он отвечает на самый главный вопрос науки: почему они действуют именно так, а не иначе. Таким образом, анализ обеспечивает знание, синтез - понимание. Первый позволяет описать явление, второй - объяснить его, т.е. "анализ устремлен внутрь вещей, синтез - из них".

Анализ и синтез не просто два неразрывных метода научного исследования, но и еще два способа мышления, качественно отличные друг от друга. "В аналитическом мышлении объясняемый предмет трактуется как целое, которое предстоит разложить на части. В синтетическом мышлении объясняемый предмет трактуется как часть некоторого целого", поэтому синтетический способ мышления "расширяет" угол зрения исследователя, тогда как аналитический "сужает" его.

Представление о системном характере экономики позволяет оперировать знаниями, полученными общей теорией систем, как аксиомами. Очень важно, например, что, благодаря системному подходу к экономике можно говорить об экономических целях и задачах, о регулировании и управлении экономическими процессами без всякого налета субъективизма и антропоморфизма. Поскольку экономические процессы и совокупности экономических отношений являются системами, то им присущи и такие системные свойства, как структура и функции. Структура системы характеризует способ, или закон, связи ее элементов, внутреннюю сторону организации, функция отражает связь системы со средой. От понятия структуры следует отличать понятие "строение" системы. Структура и функции составляют содержание процесса, строение - его внешнюю форму. Например, структуру экономической системы составляют иерархия, координация, субординация экономических отношений, их причинно следственные и иные формы связей, функции - обеспечение реализации людьми разнообразных задач по сохранению и развитию системы в целом, строение экономической системы - совокупность установленных людьми норм и правил, а также общественных учреждений, осуществляющих эти функции.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа. В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от факто­ра времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятель­ности таит в себе и существенные недостатки. Обилие описательно­го материала и частных исторических подробностей может затруд­нять теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Пре­одолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следствен­ные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с есте­ственной последовательностью, которую можно назвать объектив­ной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперераба­тывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится мо­торное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.

Чтобы помочь хозяйственному развитию освободиться от сти­хийных сил или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику хозяйственного развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнози­рования и улучшения управления хозяйством.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей.

В целом логика экономического анализа такова: сначала собирают, описывают и систематизируют эмпирические факты, а затем разрабатывают гипотезы по проблемам функционирования той или иной отрасли экономики (или ее агрегированный состояния). На этой основе формируются экономические принципы или экономические теории. Принципы и теории являются содержательными обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверке правильности уже установленных принципов.

Теории и принципы являются необходимой предпосылкой разработки экономической политики, направленной на решение определенных экономических проблем. Для этого используется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д. Однако особо важную роль выполняют математические методы и адекватные им инструменты - таблицы, графики, формулы, используемые на всех этапах познавательного процесса.

Заключение

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.

3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.

4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.

5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.

6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.

7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.

8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.

9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.

10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.

11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.

12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с


Наши рекомендации