ВОПРОС№ 6 Понятие корпоративной культуры
6.Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Основные принципы культуры корпорации:
· культурная корпорация - это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
· это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
· это организация, живущая по закону, а не "по понятиям";
· это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система;
· это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность, а следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке - его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход, может быть назван системным социально-психологическим подходом);
· это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
ü принятая система лидерства;
ü стили разрешения конфликтов;
ü действующая система коммуникации;
ü положение индивида в организации;
ü принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы
7 ВОПРОС. Этикет предпринимателя: нормы общения, ведение деловых бесед и телефонных разговоров
Деловой этикет – это разновидность светского этикета, установленный свод правил поведения в сфере деловых отношений и бизнеса. Основным отличием делового этикета является приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.
В деловом общении недостаточно одних вежливости и доброжелательности. Здесь у общих принципов присутствует специфическая окраска, и это выражается в следующих правилах:
· Следует быть пунктуальным во всем. Опоздания каждого сотрудника сильно затрудняют процесс работы, мешают ему, также они говорят о том, что на опаздывающего работника никак нельзя положиться. Для делового человека крайне важно уметь рассчитывать время, нужное для выполнения того или иного поручения. На выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
· Не стоит говорить лишнего. Каждый работник должен хранить тайны своей организации. Это правило касается любых дел учреждения: от технологических до кадровых. Разговоры о личной жизни сослуживцев также относятся к нежелательным темам для обсуждения.
· Нужно думать не только о себе, но и о других. Нужно всегда стремиться терпеливо слушать то, что говорит собеседник, учиться уважать и понимать чужое мнение, избавляться от непримиримости с инакомыслием. Никогда нельзя унижать оппонента.
· Одеваться стоит, как принято обстановкой. Одеваться необходимо в соответствии с окружением на службе, резко не выделяясь из контингента сотрудников. Одежда должна подчеркивать вкус.
· Следует говорить и писать хорошим, грамотным языком. Все, что деловой человек пишет или говорит, должно быть изложено грамотно, в соответствии с нормами литературного языка. Умение хорошо говорить – одна из важнейших составляющих личности бизнесмена. Умение общаться – ключ к успешным сделкам, к установлению хороших отношений с коллегами и оппонентами. Для преуспевания также нужно овладеть и азами риторики – мастерством красноречия. Важно следить за дикцией – произношением и интонацией. В этикете делового общения никогда не следует использовать жаргонные слова и оскорбительные выражения; нужно учиться слушать других, показывая при этом интерес.
Телефонный разговор – это «визитная карточка» предпринимателя. По некоторым кажущимся на первый взгляд мелочам можно достаточно точно оценить уровень культуры вашего абонента. Поэтому необходимо знать правила общения по телефону и заранее построить план разговора.
Универсальные приемы построения телефонного разговора:
· Обязательное приветствие.
· Представление.
· Основная цель звонка излагается лаконично в 3-5 фразах, при этом необходимо подчеркнуть точки соприкосновения интересов.
· Окончание разговора, повторение основной мысли, просьбы, идеи.
· Прощание, сказать что-то приятное, поблагодарить за разговор.
Необходимо так же отметить, что при деловых телефонных разговорах надо иметь под рукой: ручки, еженедельник, нужные подборки документов, т.к. постоянные просьбы «подождать минутку2 создают негативные эмоции у вашего абонента. Телефонный разговор надо вести в доброжелательном тоне, говорить внятно, последовательно, короткими фразами.
Правила общения по телефону:
· Деловые разговоры ведутся по служебному телефону, если необходимо переговорить по домашнему телефону, то надо извиниться и кратко изложить суть дела, договориться о встрече.
· Звонить с 9.00 до 22.00
· При звонке незнакомым людям надо объяснить, кто дал их телефон.
· Перезванивает тот, кто звонил
· Согласно этикету абонент, которому звонят, может себя не называть
· Если нужного человека нет на месте, то третий человек спрашивает, что ему передать.