II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Индивидуальное задание

Индивидуальное задание

(Слова записаны на доске.)

Волк, лисица, заяц, осина, зерновые культуры, сова, мышь, канюк, змея.

— Прочитай названия объектов живой природы. Составь раз­ные цепи питания. (Осина — заяц — волк. Осина — заяц — ли­сица. Зерновые культуры — мышь — змея и т. д.)

Фронтальный опрос

— На какие группы делятся животные по способу питания?

— Назовите животное и группу, представителем которой яв­ляется это животное.

— Как защищаются животные? Расскажите, используя рисун­ки, данные в рабочей тетради на с. 46.

III. Самоопределение к деятельности

(Учащиеся читают текст в учебнике на с. 98.) Вот и мы с вами будем изучать разнообразие природы родного края в самой природе.

Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каж­дого есть название!

IV. Работа по теме урока Работа над проектом

(Учитель раздает ученикам элементы мозаики. Дети собирают ее.)

— Что у вас получилось? (Карта родного края.)

Наш проект называется «Разнообразие природы родного края».

— На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе вы­полнения проекта? (Какие растения и животные живут в нашем крае?)

— На какие дополнительные вопросы можно найти ответы? (Примерный ответ. Какие растения и животные родного края занесены в Красную книгу? Каких животных спас человек от истребления? Представители каких групп жи­вотных и растений есть в нашем крае? Какое дерево самое распространенное в нашем городе? Какие растения и жи­вотные живут в нашем водоеме? И т. д.)

(Учитель делит класс на команды по 5—8 человек. Дети разрабатывают правила работы в группах.)

— Давайте повторим правила работы в группах. (См. правила в тексте урока 3.)

— Составьте план работы над проектом. (Учащиеся в группах обсуждают план работы.)

— Расскажите, по какому плану вы будете работать. (См. план в тексте урока 3.)

— Расскажите, о чем будет ваш проект, какую форму презен­тации вы выбрали.

(Учитель в ходе обсуждения записывает общий план проекта.)

План проекта

1. Разнообразие природы городских улиц.

2. Разнообразие природы парка.

3. Разнообразие природы реки.

4. Разнообразие природы луга.

— Обсудите дома со своими родителями, в какой день вы с ними сможете сходить на выбранный вами объект, что они будут делать, как будут помогать вам.

V. Физкультминутка

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести.

Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два!

Хватит, хватит!

Прибежали,

Потянулись, подышали.

VI. Рефлексия

— Понравился ли вам урок? Чем?

— Заинтересовала ли вас тема проекта?

— Какая главная цель вашего проекта? (Узнать, какие расте­ния и животные живут рядом с нами.)

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

В течение недели приготовить проект и выступить с ним на классном часе.

Тема: Размножение и развитие животных

Цель:познакомить с размножением и развитием животных.

Планируемые результаты:учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе; узнают, как развиваются и размно­жаются животные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Перечислите группы животных по их групповым признакам.

— Назовите представителей каждой из групп.

— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке будем говорить о размножении и развитии животных.

IV. Работа по теме урока

Работа в группах

(Ученики делятся на 4 группы.)

— Прочитайте в учебнике на с. 100 план работы вашей группы.

— Расскажите, в какой последовательности вы будете выпол­нять работу.

— Результаты вашей работы занесите в таблицу.

(Учащиеся выбирают группу животных, по рисункам учебни­ка прослеживают, как размножаются и развиваются животные, дополняют сведениями из текста учебника, выступают с сооб­щениями о размножении и развитии животных данной группы, полученную информацию заносят в таблицу.)

группа животных Размножение Развитие
Насекомые Откладывают яйца Либо: яйцо — личинка — кукол­ка — взрослое насекомое (ба­бочка), либо: яйцо — личинка — взрослое насекомое (кузнечик)
Рыбы Мечут икру Икра — малек — рыба
Земноводные Мечут икру Икра — головастик — лягушка
Пресмыкаю­щиеся Откладывают яйца Яйцо — детеныш — взрослое жи­вотное
Птицы Откладывают яйца Яйцо — птенец — взрослая птица
Млекопитаю­щие Рождают дете­нышей Детеныш — взрослое животное

— Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пре­смыкающихся и птиц.

— Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных?

— Все ли животные заботятся о своем потомстве? (Нет, не все. Бабочки и лягушки не заботятся.)

— Расскажите, как заботятся о птенцах птицы. (Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их, согревая своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными. Родители кор­мят их и защищают от врагов.)

— Расскажите, как заботятся о своих детенышах звери. (От­веты учеников.)

V. Физкультминутка

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот,

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

Наши рекомендации