Классификация показателей качества
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА и КАЧЕСТВА УСЛУГ
В Международном Стандарте ISO 8420 (управление качеством и обеспечение качества. Словарь.) дается более широкое понятие –объект качества. Объектом качества является:
- деятельность или процесс;
-продукция как материальная, так и нематериальная (информация) или их комбинация;
-организация или отдельное лицо;
-любая комбинация из них.
Качество продукта закладывается в процессе его производства и разработки, а оценивается в процессе эксплуатации, т.е. когда продукт попадает в руки потребителя.
Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением. А если качество можно контролировать, следовательно, можно им управлять. Контроль качества и состоит в том, чтобы обнаружить отклонения показателей качества от запланированных, выявить причину их появления, выполнить корректировку производственного процесса с целью устранения отклонений, т.е. скорректировать показатели качества в соответствии с запланированными.
Параметры качества делятся на количественные и качественные параметры. Для обеспечения контроля и управления качеством производителю надо иметь количественные характеристики. С другой стороны, потребитель выдвигает требования к качественным характеристикам. Поэтому надо их переводить в их количественные аналоги. Например, требование потребителя более легкого открывания дверей автомобиля, у производителя решается снижением усилия, затрачиваемое на открывание двери.
При оценке качества промышленной продукции вся эта продукция делится на 2 класса и 5 групп:
К первому классу относится продукция расходуемая при использовании,. Такая продукция делится на 3 группы:
1гр.- сырье, природные ресурсы , топлива;
2гр. – материалы и продукты,
3гр.- комплектующие изделия.
Ко второму классу относится продукция, расходующая свой ресурс. Такая продукция делится на 2 группы:
4гр.-неремонтируемые изделия (болты конденсаторы, подшипники, гайки)
5 гр.- ремонтируемые изделия( технологическое оборудование, автоматические линии, транспортные средства.
Классификация показателей качества
Оценка качества может проводиться по продукции однородного вида(одного класса и назначения) и по разнородной продукции. Однородная продукция оценивается в одинаковых и в различных условиях использования.
Для объективной оценки уровня качества используется комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и др. показателей. Каждый показатель должен удовлетворять следующим требованиям:
• достоверности и объективности
• обеспечения единства количественных и качественных характеристик;
• адресности;
• сопоставимости;
• взаимосвязанности;
• простоты;
• информационности;
Наиболее важнымитребованиями являются достоверность и объективность.
Методы определения фактических показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации:
Все показатели качества продукции, услуг и других объектов можно классифицировать по различным признакам:
—| По количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные)
—| По применению для оценки качества (абсолютные, относительные)
—| По характеризуемым свойствам (назначения, надежности и т.п.)
-По способу выражения (в натуральных или стоимостных единицах, процентах)
-По стадии определения (прогнозируемые, исследовательско-проектные, производственные, товарообращения, эксплуатационные, утилизации или уничтожения)
—| По методу определения (экспериментальные, расчетные и т.п.)
-По влиянию на качество изменения абсолютного значения показателя(позитивные, негативные)
-По отношению к субъектам оценки качества (показатели разработчика, изготовителя, потребителя и т.п.)
-По области применения к оцениваемым объектам (к единице объекта, к совокупности однородных объектов, к совокупности разнородных объектов)
Впроцессе проведения оценки качества наиболее часто используются интегральные показатели качества продукции (И) для потребителя, в упрощенном виде отражающие соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции (количество эффекта/ед. затрат, в руб.):
(1.)
или в зависимости от физической сущности суммарного эффекта (объем затрат в руб./ед. эффекта):
где Эj — эффект потребителя j-го вида (j = 1, 2, ..., Э) от использования продукции за срок службы; 3i — затраты потребителя i-го вида на приобретение и эксплуатацию продукции (i = 1, 2,..., и).
При определении уровня качества и принятии решений по управлению качеством практически всегда используются показатели, классифицированные по характеризуемым свойствам.При этом показатели объединяют в ряд групп (табл.2).
Таблица 2
Основные группы показателей качества продукции, классифицированные пооднородным свойствам и используемые при оценке уровня ее качестваизготовителями и потребителями
Группа показателей качества продукции | Изготовитель | Потребитель |
Назначения (функционального, социального) | + | + |
Надежности | + | + |
Экономного использования ресурсов, энергии | + | + |
Эргономические | + | + |
Эстетические | + | + |
Экологические | + | + |
Безопасности | + | + |
Патентно-правовые | + | редко |
Стандартизации и унификации | + | редко |
Технологичности: • изготовления • ремонта | + + | редко |
Транспортабельности | + | + |
Вторичного использования или утилизации (уничтожения) | + | + |
Сервисные | + | + часто |
Экономико-коммерческие | + | + |
Обозначения:«+» — используются; «-» — не используются;
Каждая из основных групп показателей качества продукции, классифицированная по однородности характеризуемых свойств, содержит ряд подгрупп и показателей:
• назначение— отражает функциональные свойства (производительность, скорость, объем памяти, кпд, быстродействие и др.);
• надежность— безотказность (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов и др.), долговечность (средний ресурс до списания, средний ресурс до капитального ремонта, срок службы, средний срок службы, срок гарантии и др.), ремонтопригодность (вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, среднее время простоя и др.), сохраняемость (средний срок сохраняемости и др.);
• экономное использование ресурсов, энергии — экономное использование и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.; (нет в ИСО-9000)
• эргономичность — соответствие изделия физиологическим возможностям человека эстетичность — информационная выразительность, рациональность формы целостность композиции, четкость исполнения фирменных знаков; указателей, упаковки и сопроводительной документации;
• экологичность — физические показатели (механические — уровень пылевыделения, уровень уплотнения почвы, уровень шума, уровень ультразвуковых колебаний и др.); электромагнитные — уровень радиопомех, уровень биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные — уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц), химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду; коэффициент сохраняемости токсичных веществ и другие), наличие знаков экологичности и др.;
• безопасность— механические показатели (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, коррозионной устойчивости и др.; уровень шума и вибраций); электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.); термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара, вероятность взрыва и др.), биологические (вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безопасности и др.;
• патентно-правовые показатели— патентная чистота, патентная защита и др.;
• стандартизация и унификация— применяемость, повторяемость, межпроектная унификация, унификация группы изделий и др.;
• технологичность — основные показатели: трудоемкость изготовления, технологическая себестоимость изготовления, дополнительные, относительная трудоемкость ремонтов изделия, удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная трудоемкость профилактического обслуживания функционирующего изделия, удельная трудоемкость ремонта, относительная технологическая себестоимость заготовительных работ, относительная себестоимость подготовки изделия к функционированию, относительная себестоимость профилактического обслуживания функционирующего изделия, относительная себестоимость ремонта изделия;
• транспортабельность— габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазоны допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.;
• вторичное использование или утилизация (уничтожение)— вторичное использование (коэффициент вторичного использования и др.), утилизация (трудоемкость и цена утилизации и др.), уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и др.);
• сервисные показатели(не входящие в уровень торгово-технического обслуживания) — наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования и др.;
• экономико-коммерческие показатели — полная себестоимость изготовления и др., единовременные затраты потребителя (цена продукции, затраты на упаковку и др.), текущие затраты потребителя — цена потребления (использования).
Показатели качества услуг значительно труднее оценить количественными характеристиками.