Создание транспортно-технологических систем
Функционирование интегрированных транспортно-распределительных систем основано на применении современных логистических технологий организации грузо-и товародвижения, к которым относятся: контейнерные и контрейлерные транспортно-технологические системы, обеспечивающие на основе применения унифицированных грузовых единиц (грузовых мест) скоординированное взаимодействие видов транспорта при организации смешанных перевозок грузов, единство и непрерывность транспортно-технологического процесса и ускорение доставки грузов, а также повышение их сохранности; логистические технологии "just in time" - точно в срок (или в современной трактовке - доставка по потребности) и "от двери до двери", имея в виду доставку товара (груза) в полной логистической цепи от грузоотправителя (поставщика) до грузополучателя (потребителя); терминальные технологии организации транспортно-распределительного процесса, при которых транспортировка и доставка грузов (товаров) потребителю осуществляются через сеть грузовых терминалов, на которых происходит накопление и переработка грузов, сервисное обслуживание товарных потоков и доставка товара конечному потребителю.
К логистическим технологиям в транспортно-распределительном процессе относятся также интермодальные технологии доставки грузов в международном смешанном сообщении и комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание, основанное на терминальных технологиях и логистических принципах организации системы грузо-и товародвижения.
Комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание
Под транспортно-экспедиционным обслуживанием предприятий и организаций понимается организация и осуществление транспортно-экспедиционных операций по отправлению и прибытию их грузов с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, речного, воздушного и междугородного автомобильного).
Транспортно-экспедиционные операции осуществляются как непосредственно у грузоотправителей, так и в пунктах отправления грузов различными видами транспорта, в транспортных узлах при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, на грузовых дворах железнодорожных станций, в портах, аэропортах, на грузоперерабатывающих терминалах, пограничных пунктах, в пути следования груза и у грузополучателя.
При комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании предусматривается единая и полная ответственность экспедитора за своевременную и качественную доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя по единому документу с выполнением всех необходимых операций, а также предоставлением необходимого комплекса транспортно-логистического сервиса.
В соответствии с современными квалификационными требованиями к транспортно-экспедиционным компаниям они выполняют следующие основные функции:
- организацию выполнения доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательствами с грузовладельцами;
- координацию взаимодействия всех участников доставки грузов;
- составление технологического и экономического обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов с учетом пожеланий и требований грузовладельцев;
- организацию выполнения услуг по приему товаров (грузов), их перевозке и выдаче в установленном порядке;
- организацию фрахтования транспортных средств (автомобилей, вагонов, морских и речных судов, авиатранспорта);
- осуществление контроля за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, контейнеров, хладокамер, бункеров и других хранилищ;
- контроль за ходом выполнения погрузо-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, за соблюдением сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;
- оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации - транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов, а также грузовых таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенной очистки грузов, в соответствии с установленными требованиями;
- оформление документов, связанных со страхованием грузов;
- расчет провозных платежей и сборов;
- информирование грузовладельцев о движении грузов;
- произведение в установленном порядке переадресовки грузов, организация реализации невостребованных грузов, а также при необходимости работ по розыску грузов, транспортных средств.
Специализированные транспортно-экспедиционные компании освобождают клиентов от несвойственных им работ, способствуя ускорению движения товароматериальных потоков, сокращению транспортных издержек, уменьшению потерь и порчи грузов, предоставлению клиентам дополнительных сервисных и коммерчески-деловых услуг.
К настоящему времени в мире сложился единый транспортный комплекс в форме кооперации деятельности небольшого числа мощных транспортных и транспортно-экспедиционных компаний и сотен тысяч средних и мелких экспедиторских фирм и транспортных предприятий.
Основным субъектом, предъявляющим груз перевозчикам, стал экспедитор. Экспедиторы контролируют около 60% перевозок магистральными видами транспорта и до 75% международных перевозок. По данным международной Федерации экспедиторских ассоциаций, в мире действует 35 тысяч крупных и средних экспедиторских фирм с персоналом в 8 млн. человек. Мелких фирм гораздо больше, так, только в Италии около 5 тысяч экспедиторских фирм.
Экспедитор становится держателем логистической системы, обеспечивающей прогнозирование и планирование перевозок, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, за временем доставки товара, оптимизацию движения и хранения сырья, материалов и готовых изделий. По оценке специалистов, в крупнейших транспортных узлах мира будет создано 60-70 логистических транспортно-распределительных центров международного уровня, которые будут связаны между собой транспортными коридорами с подключением к ним региональных логистических подсистем, обеспечивающих через неограниченное число экспедиторов и перевозчиков выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю. Такая схема организации доставки грузов обеспечит повышение эффективности транспортно-распределительного процесса более чем на 30-40 %.
Происходит процесс постоянного расширения прав экспедитора. В задачи экспедитора теперь могут входить еще несколько лет назад несвойственные ему функции:
- право привлекать третьих лиц;
- использовать собственные транспортные средства и товарные склады;
- действовать как оператор перевозки грузов в смешанном сообщении;
- изготовлять тару и упаковку;
- пользоваться услугами дочерних стивидорных и тальманских фирм;
- выступать в качестве арендатора и генподрядчика транспортных средств и складов;
- осуществлять в ходе доставки углубленную доработку товаров, их выкуп и перепродажу, а также организовывать их сбыт.
Терминальные системы
Проблема развития грузоперерабатывающих терминалов, в частности, автомобильных и мультимодальных терминальных комплексов была на государственном уровне поставлена в России сравнительно недавно. В период дорыночного развития экономики страны планирование транспортной деятельности строилось на принципах доминирования в грузопотоках помашинных ( повагонных) партий груза, которые должны были отправляться непосредственно получателям без разукрупнения и, по возможности, без перевалок между видами транспорта. Работа с мелкими отправками считалась для транспорта нехарактерной, а использование терминальных технологий доставки - экономически нецелесообразным. Кроме того, относительно малым был и объем грузопотока в экспортно-импортном сообщении. Естественно, что в такой ситуации количество грузоперерабатывающих терминалов, которые находились, в большинстве своем, в распоряжении предприятий автотранспорта общего пользования, было сравнительно небольшим.
Кроме того, на автомобильном транспорте незначительным количеством хорошо оборудованных терминалов располагали также "Росвнештранс" (экспедитор международного сообщения, занимавший монопольное положение на данном виде деятельности в бывшем СССР) и "Совтрансавто" (крупнейший международный автомобильный перевозчик, также доминировавший на этом виде деятельности ).
Рыночные реформы в России заставили транспортников решительным образом изменить свое отношение к терминалам. Наиболее важным симптомом стал рост доли мелких отправок в грузопотоках, перевозимых автомобильным транспортом. Если в 1981 этот показатель составлял для АТОП 1,5% от общего количества отправлений, то уже в 1988 году - 10,1%, а к 1992 году превысил 15% (данные исследований НИИАТ). Одновременно происходило быстрое увеличение объемов контейнерных перевозок, которые за десять последних лет возросли более чем в 3 раза.
Естественно, что транспортные и экспедиционные предприятия, располагающие терминалами, оказались в весьма выгодном положении. Приватизация и разгосударствление практически исключили государство из сферы управления использованием терминалов (кроме предприятий МПС, не подлежащих приватизации, и крупных терминальных комплексов в портах), поэтому владельцы используют имеющиеся мощности по своему усмотрению. Характерной тенденцией является сдача складских площадей терминалов в аренду торговым и посредническим компаниям для краткосрочного и среднесрочного хранения их товаров. При сложившейся на сегодняшний день конъюнктуре простая сдача склада в аренду нередко оказывается более выгодной для владельца терминала, чем использование его в транспортном бизнесе.