Подбор литературы по теме курсовой работы
Написанию курсовой работы предшествует глубокое изучение литературных источников по теме исследования.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:
- нормативно-правовые акты;
- научные издания (книги, периодические издания);
- статистические данные.
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы.
Стиль изложения материала
Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Для данного стиля характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Предполагается использовать:
- неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»);
- формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»);
- предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).
В научном тексте не следует использовать разговорную лексику, нужно использовать терминологические названия.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:
- последовательность изложения мыслей – вначале; прежде всего; затем; во-первых, во-вторых; значит; итак;
- переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к …, обратимся к …; рассмотрим; остановимся на …; рассмотрев…, перейдем к …; необходимо остановиться на …; необходимо рассмотреть …;
- противоречивые отношения – однако; между тем …; в то время как ..; тем не менее;
- причинно-следственные отношения – следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; отсюда следует, что…;
- отношение – конечно; разумеется; действительно; видимо; надо полагать; возможно; вероятно; по сообщению; по сведениям …; по мнению…; по данным …;
- итог, вывод - итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим.
Для выражения логической последовательности используют:
- сложные союзы - благодаря тому что …; между тем как …; так как; вместо того чтобы …; ввиду того что …; оттого что..; вследствие того что …; после того как ..; в то время как …;
- производные предлоги - в течение; в соответствии с…; в результате; в отличие от …; наряду с…; в связи с …; в следствие;
- устойчивые сочетания - приведем результаты; как показал анализ …; на основании полученных данных…
В качестве средств связи используют местоимения, прилагательные и причастия - данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше.
В научной речи очень распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой", и напротив, такие местоимения, как "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в тексте научной работы не используют.
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используют слова "наиболее", "наименее". Не употребляют сравнительную степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше,побыстрее).
Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное "следующие", синонимичное местоимению "такие", подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, - Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование учетной политики предприятия).
Главы основной части работы должны иметь логическую взаимосвязь. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.
В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца). Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.
При анализе выводов необходимо соблюдать следующие правила. Во-первых, выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена», по-видимому, и так очевиден) Во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе (вопросе) конечные результаты, а не промежуточные. В-третьих, при формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы. В-четвертых, вывод нельзя подменять декларацией о результатах работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.) В-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа или вопроса рассуждения.