Понятия элементов, законов и модели рынка

Рыночный механизм соединения сфер производства и потребления, производителя и потребителя реализуется на практике во взаимодействии предложения (субъектом которого является производитель товара) и спроса (субъектом которого является потребитель данного товара). В результате подобного взаимодействия, осуществляемого в конкретной рыночной среде, определяемой в частности характером конкуренции, формируется рыночная цена товара.

Таким образом, основными элементами рыночного механизма регулирования экономических отношений между продавцами и покупателями определенного товара или услуги (т. е. на отраслевом рынке) являются:

- спрос и предложение товара или услуги на данном отраслевом рынке;

- рыночная цена как результат взаимодействия спроса и предложения в определенной рыночной среде;

- характер конкуренции, определяющий рыночную среду (рыночную структуру).

Процесс установления рыночной цены товара регулируется законами рынка, которые, безусловно, являются экономическими законами.

Под экономическим закономпонимается существенная причинно-следственная зависимость между хозяйственными процессами. При этом причины и следствия должны быть необходимыми, массовыми и повторяющимися явлениями.

Законы рынка регулируют количественную сторону обменных рыночных сделок между продавцами и покупателями как рыночными агентами,так какэкономические процессы обладают количественной определенностью.

Для анализа законов рыночного ценообразования целесообразно использовать экономические модели в алгебраическом, логическом, дефиниционном представлении, а также в наиболее наглядном графическом представлении. Здесь под экономической моделью понимается абстрактный теоретический образец конкретного социально-экономического явления.

По определению модель рынка должна отражать сторону производителя, сторону потребителя, и результат согласования их экономических интересов (равновесие интересов). Сторону производителя (продавца) отображает модель предложения (кривая предложения), а сторону потребителя (покупателя) – модель спроса (кривая спроса), равновесию интересов соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения.

Так как рынок имеет дело с взаимосвязанными переменными величинами, то в исследуемых нами экономических моделях представлены два вида переменных величин:

- независимая переменная – аргумент(причина данного процесса);

- зависимая переменная – функция(следствие, вызванное причиной).

Закон рынка устанавливает, в какой мере независимая переменная количественно изменяет зависимую величину (переменную).

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И СПРОС

Основные термины и понятия

Кардиналистская концепция поведения потребителя

Ординалистская концепция потребительского поведения

Модель спроса

Спрос: понятие и факторы

Спрос– это такое количество товара (блага – на рынке благ), которое хотят и могут приобрести покупатели по возможным рыночным ценам.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность в определенном благе, а готовность и возможность оплатить его покупку. Поэтому спросназывают также платежеспособной потребностью.

На спрос оказывают влияние ценовой фактор спроса (цена за единицу данного товара) и неценовые факторы (детерминанты) спроса:

- цены на другие товары;

- доходы покупателей;

- общее количество покупателей данного блага;

- предпочтительные вкусы покупателей, мода, сезонность;

- инфляционные ожидания;

- экономическая политика государства и т. д.

Спрос в каждый конкретный момент проявляетсяв объеме (величине) спроса (QD),показывающем то конкретное количество блага, которое покупается по определенной цене, при неизменности остальных факторов спроса (при прочих равных условиях).

Спрос покупателей как зависимость между ценой блага и объемом спроса на него может быть записана в виде QD = f (P) и графически отображается кривой спроса (D).

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса, который гласит, что эта связь, как правило, обратная, т. е. объем (величина) спроса на благо увеличивается при снижении цены.

Отсюда, «нормальная» кривая спроса– это кривая с отрицательным наклоном, построенная в координатах: цена блага (P) по оси ординат – количество блага (Q) по оси абсцисс. На рисунке 2.6 это кривая D.

P0
Q
Q D3
Q D 2
Q D 1
P2
P1
P
Понятия элементов, законов и модели рынка - student2.ru

Рис. 2.6. Кривые спроса. Изменение спроса и объема спроса.

Изменение факторов спроса влияет на потребительский спрос.

Изменение детерминантов спроса приводит к изменению самого спроса (спроса, просто спроса, уровня спроса), и графически отображается сдвигом всей кривой спроса в плоскости координат вправо, если спрос растет, влево – если падает.

Так, на рисунке 2.6 сдвиг кривой спроса из положения D в положение D1 иллюстрирует увеличение самого спроса.

Если детерминанты спроса остаются неизменными, а изменяется только цена за единицу блага, то можно утверждать, что изменение ценового фактора при прочих равных условиях изменяет объем спроса (величину спроса), что графически отображается движением точки вдоль фиксированной кривой спроса.

Так, на рисунке 2.6 снижение цены от P1 до P2 приводит к увеличению объема спроса от QD1 до QD2, что выглядит как движение от точки «1» до точки «2» вдоль одной кривой спроса D.

Отметим, что при изменении самого спроса (сдвиге кривой) изменяются объемы спроса сразу при каждой из всех цен возможной ценовой шкалы. Так, на рисунке 2.6 при увеличении самого спроса от D до D1, при одной и той же цене блага P2 объем спроса возрастает от Q D 2 при спросе D до Q D3 при спросе D1, что выглядит как движение от точки «2» до точки «3».

Наши рекомендации