Речевое(вербальное) неречевое ( слова, звуки) ( мимика, жесты)
Пояснительная записка
Данное пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников к ЕГЭ. В него включён материал содержательного блока « Человек», «Духовная сфера» « Социальная сфера» «Экономика», «Политика», «Право» школьного курса обществознания.
Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться и найти нужную информацию. Пособие структурировано в соответствии с действующей школьной программой. Информация, которая представлена в пособии может быть использована учениками при выполнении заданий А, В, С части ЕГЭ. Преобладающая форма подачи материала – в идее схем и таблиц, облегчает понимание учащихся.
Работа с предложенным материалом поможет учащимся систематизировать знания и подготовиться к успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию. Выпускники успешно сдают ЕГЭ. В 2011-2012 учебном году средний балл 58,3 ( средний тестовый балл по Краснодарскому краю 56,6). В 2012-2013 учебном году средний балл ЕГЭ 11 Б класса МАОУ СОШ № 2 г. Курганинск составил 66 баллов (средний тестовый балл по Краснодарскому краю 61,4).
Биосоциальное существо, представляющее собой звено в развитии живых организмов |
Отличия человека от животных
человек | животное |
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью | Не обладает высокоразвитым мозгом |
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ | Использует только естественные орудия |
Осуществляет сознательную целенаправленную деятельность | Поведение подчинено инстинктам |
Потребность
Переживаемая и осознаваемая нами нужда в чем-то, что необходимо для полноценной жизни |
Потребности человека (по А. Маслоу) Абрахам Маслоу американский ученый(1908-1970)один из основателей гуманистической психологии. В 1960 –е годы предложил свой вариант «пирамиды потребностей»
Темперамент
Типы темперамента | характеристика |
Холерик | Вспыльчивый, безудержный человек. подвижен, инициативен, схватывает информацию на лету ,быстро запоминает, даже не успев осознать, неуравновешенный ( например Петр 1) |
Сангвиник | Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен . ( Например Наполеон) |
Флегматик | Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. К новой обстановке приспосабливается медленно |
Меланхолик | Пассивен, обидчив, неуверен в себе. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Например ( Гоголь, Блок, Чайковский) |
Деятельность
Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели |
Деятельность
субъект объект (кто осуществляет деятельность) ( на что направлена деятельность) Процесс ( структура) деятельности
Мотив Цель Средства Действия Результат Мотив– то, что побуждает к действию. Например: Человек читает газету( действие), чтобы узнать новости ( мотив) Цель –это то, что ожидается нами в результате деятельности Средства должны соответствовать цели, моделировать конечный результат, чтобы он оправдал наши ожидания.
Виды деятельности
Практическая духовная
Практическая – направлена на преобразование чего –либо1.Материально-производственная 2.Социально-преобразовательная
Духовная связана с изменением сознания людей 1. Познавательная 2. Ценностно-ориентированная 3.Прогностическая
Виды человеческой активности
созидательная разрушительная
Игровая деятельность – ориентирована на сам процесс. Творческая деятельность – направлена на создание чего - нибудь нового, ранее не существовавшего. Производственная деятельность – направлена на создание материальных благ, услуг, необходимых для жизни общества. Трудовая деятельность – любая сознательная деятельность человека при его взаимодействии с окружающим миром.
Общение
Связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг, друга. |
Виды общения
Речевое(вербальное) неречевое ( слова, звуки) ( мимика, жесты)
Формы общения Служебное( приказ, совет, просьба)Повседневное( бытовое) Убеждающее( влияние на взгляды, действия других)Ритуальное( соблюдение предписанного поведения)
Индивид – индивидуальность-личность Индивид –каждый отдельный человек.Индивидуальность– неповторимое, оригинальное своеобразие человека с его специфическими чертами. Личность– это итог развития индивида с наиболее полным воплощением его человеческих качеств. Качества личности: а) личное достоинство; б) способность к самооценке своей деятельности; в) сознание и самосознание.
Социализация
Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур |
Агенты социализации
первичные вторичные(родители, родственники, друзья) (учителя, коллеги, руководители)
Институты социализации Церковь
Семья
Школа Армия