Определение цены и объема производства монополистом
Чистый монополист определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек производства и спроса на товар. Кривая спроса монопольной отрасли – нисходящая линия. Для увеличения объема продаж монополия снижает цену за единицу товара. Предельный доход становится меньше, чем цена. Это объясняется тем, что снижение цены относится не только к дополнительной единице товара, но и ко всем ранее выпущенным.
рис 16.
Понизив цену, монополист продает дополнительно D Q = (Q2 – Q1) единиц товара, получая дополнительный доход, равный разности площадей вертикального и горизонтального заштрихованных прямоугольников (рис 16). Кривая предельного дохода (MR) монопольной фирмы лежит ниже кривой спроса (DD). Пока общий доход (TR) увеличивается, MR > 0. При TR=max, MR=0. Когда TR уменьшается, MR< 0 (рисунок 17А,Б). Пока спрос эластичен, уменьшение цены увеличивает валовой доход. Если спрос неэластичен – уменьшение цены уменьшает валовой доход. Следовательно, для работы монополист выберет эластичный участок кривой спроса.
Он не свободен от рыночных сил в установлении цен и объемов производства. Конкретное сочетание объема (QМ) и цены (PМ), максимизирующее прибыль, будет таким, при котором MR=MC. Цена товара больше средних валовых издержек (ATC) на величину отрезка APМ. Отрезок определяет прибыль на единицу продукции. Совокупная прибыль равна произведению этого отрезка на объем выпуска QМ, то есть площади прямоугольника APМ х QМ (рисунок 18).
|
В типичной ситуации фирма–монополист получает устойчивую экономическую прибыль, работая на эластичном участке кривой спроса, как показано на рисунке 19.
Рис. 19. Ситуация устойчивой прибыли монополиста
В случае падения спроса на продукт, производимый фирмой-монополистом, фирма несет убытки. Минимум убытков фирмы обеспечивается при объеме выпуска Q*, при котором МС(Q*)=МR(Q*), как показано на рисунке 20.
Рис. 20.
Заблуждения по поводу монопольно высокой цены заключаются в следующем. 1) Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. 2) Монополист избегает монопольно высоких цен, так как они уменьшают совокупную прибыль. 3) Из-за слабого спроса монополист может нести и убытки. Он будет продолжать производство пока его совокупный убыток меньше постоянных издержек.
Монополия определяет уровень цены исходя из спроса на свою продукцию. Здесь возможно использование ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар вне зависимости от издержек с целью «забрать» в свою пользу «потребительский излишек».
Условия ценовой дискриминации: 1) возможность деления рынка не сегменты, на которых действуют разные группы покупателей с разной ценовой эластичностью спроса; 2) продавец в состоянии изолировать сегменты друг от друга; 3) существуют ограничения конкуренции (есть элементы монополизма).
Монополия использует множественные цены. Фирма – монополист, в результате анализа кривых спроса разных групп потребителей, назначает для каждой группы максимально высокую цену, которую она готова платить за товар (рисунок 2.3.21). В некоторых странах это запрещено законом. Монополия, используя сегментацию рынка, на одном сегменте возмещает затраты и обеспечивает прибыль, на другом сегменте использует скидки покупателям с других рынков. Так продаются, например, энергоносители.
Ценовая дискриминация существует в следующих формах: 1) по группам покупателей по доходам (транспорт, музеи); 2) по варианту товара/услуги (коммерческие рейсы в Аэрофлоте устанавливают цены больше обычных, розничные цены без учета разницы в затратах); 3) по территории (в разных местах по разным ценам с учетом издержек на доставку); 4) по географическому признаку (север, юг России); 5) по времени (по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток), например, телефонные переговоры; 6) ценовые скидки, например, для членов некоторых обществ, клубов, союзов; 7) неявная (скрытая) ценовая дискриминация, например, разные наименования для одного товара (деликатесная сельдь и обыкновенная реализуются по разным ценам).
Рис. 2.3.21.
Экономические последствия монополии. Если для монополиста наиболее выгодны цена PМ и количество QМ, то совершенный конкурент выпустил бы Qc единиц товара по цене Pc, равной предельным издержкам и минимуму АТС (рисунок 2.3.22). 1) То есть монополист будет продавать меньший объем товара (QМ < Qc), по большей цене (PМ > Pc), чем совершенный конкурент, для которого минимизируются средние валовые издержки (АТС). Монополист недоиспользует ресурсы из-за ограничения объема выпуска. 2) Слабые мотивации к развитию НТП из-за отсутствия конкуренции - нет стимулов к внедрению достижений НТП. 3) Монополии способствуют неравенству в распределении доходов, устанавливая более высокую цену и «облагая частным налогом» потребителей, они получают экономическую прибыль.
Рис. 2.3.22. сравнение эффективности совершенной и несовершенной конкуренции
Регулирование монополии: цели, принципы и формы антимонопольной политики. Монопольные отрасли подлежат государственному регулированию во многих странах. Монополия работает на эластичном участке кривой спроса, где АТС еще снижаются. При MR=MC получаем PМ и QМ, максимизирующие прибыль монополиста. Эта цена способствует неравенству доходов и недоиспользованию ресурсов. Государство пытается установить максимальную цену, равную предельным издержкам в точке пересечения MC и DD (точка R). Такая цена вызовет более эффективное распределение ресурсов, но повлечет за собой убытки и потребует постоянных государственных дотаций монополисту. Цена, обеспечивающая «справедливую» прибыль и соответствующая точке (F) пересечения кривых DD и ATC, позволит монополисту вести безубыточное производство, но не исправит полностью недоиспользование ресурсов.
Наличие монополий в отрасли затрудняет или запрещает доступ в нее конкурентов. И поскольку, наряду с естественным монополизмом, включающим технологическую, научно-техническую и государственную монополии, существуют искусственно созданные за счет концентрации и централизации монополии, то в рыночной экономике демонополизация является постоянной функцией государства и требует наличия антимонопольного законодательства.