Методы и инструменты государственного регулирования развития социальных процессов в общественном производстве

Соц. Сфера общественного пр-ва является одной из важнейших составляющих стабильности общественной жизни. В соотв-ии с межд.стандартами хоз. Классификации ООН все виды эк-кой деят-ти в обществ.пр-ве разделены на 10 укрупненных отраслей, каждая из к-х разделена на виды. В 10 укрупненных отраслях выделены 260 видов. По назв. Классификации соц. Сфера выделена в 9 группу «Коммунальное, обществ-е и личное обслуживание». В ней 49 видов. В Кз принято выделять след.11групп: 1)здравоохранение 2)образ 3)соц.защита 4)культура 5)СМИ 6)жилищно-коммунальный комплекс 7)городской пригородный тр-т 8)управление 9) санит-эпидем надзор 10)архивное дело 11)проч.

Соц.политика гос-ва – комплекс мер по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты и созданию соц.гарантий в общ-ве. Целью соц.политики явл-ся поддержание эк-кой стабильности, обеспечение наиболее равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

Задачей СП выступает обеспечение условий, создание механизмов наиболее рационального и всеобъемлеющего обеспечения потребностей за счет созданных об-вом материальных и духовных благ.

СП осущ-ся по след.методам:

1.Поддержка людей , которые уже не работают или еще не работают. (инвалиды, пенсионеры, а также дети, студенты, безработные)

2.Обеспечение условий для нормальной занятости. В этом направлении гос-ву необходимо не т-ко создавать раб.места, но и развивать с-му подг-ки и переподг-ки работников.

3.Устранение или нейтрализация негатив.мометов при форм-ии и разв-ии рын.отношений (коррупции, взят-ва, теневая экономика)

4.Повышение жизненного ур-ня населения поср-вом роста реальной зарплаты, доходов от соб-ти предпринимавтелей и соц.выплат.

Гос. Органы власти разрабатывают и осущ-ют комплекс мер по рег-ю доходов населения, где, с одной стороны, проводятся мероприятия по соц. Страх.-ю (пособия по безработице, выход на пенсию и др.). с другой стороны, создают и осущ-ют программу гос.помощи, н-р, спец.программы гос.помощи для престарелых, инвалидов, нетрудоспособных, детей.

Гос-во финансирует мед.обслуж. отдельных категорий людей (инвалиды ВОВ, диабетиков и др). различн.рода выплаты производятся также из ср-в местных органов власти.

30. Роль государства в регулировании природопользования: индустриальное развитие и экологический кризис.

При планировании экологической политики важно определить роль государства в регулировании процесса природопользования.

Вопрос о государственном регулировании эколого-экономических систем уже многие десятилетия является центральным в дискуссиях экономистов различных школ и направлений. Спектр мнений достаточно широк: от полного неприятия государственного вмешательства в экономику до крайних позиций в огосударствлении всего хозяйства и введения системы централизованного планирования и распределения. По мнению К. В Павенова, эти “крайние” точки зрения не заслуживают внимательного рассмотрения. В данной связи уместно вспомнить высказывание И. В. Гёте, что между двумя полярными точками зрения лежит не истина, а проблема. Добавим, что проблема о роли и месте государства в регулировании эколого-экономических систем требует детального и комплексного изучения. Конструктивную позицию следует искать в промежутке между крайними мнениями. Особенно актуальны проблемы государственного регулирования для трансформационной экономики России, обеспечения ее устойчивого развития при соблюдении тех объемов и пропорций производства, которые не ухудшили бы ситуацию. Для этого потребуется значительно сократить объем промышленной деятельности, поскольку промышленность является основным потребителем таких важных ресурсов, как энергетические, минеральные, и одновременно служит источником загрязнения воздушного и водного бассейнов.

Обострение экологических проблем стало закономерным результатом развития индустриального общества с присущими ему ценностными ориентациями, идеями и установками, которые, по мнению социологов, определяют содержание «доминантной социальной парадигмы» (ДСП), направляющей развитие общества на каждом историческом отрезке времени1. Следуя своей ДСП, индустриальное общество из «общества всеобщего благоденствия» трансформировалось в «общество всеобщего риска», не способное контролировать распространение порожденных им экологических и техногенных рисков как на индивидуальном, так и на общественном уровне2. Дальнейшее существование такого общества с его ориентацией на непрерывное наращивание материальных благ в ущерб природе стало источником постоянной экономической, социальной и экологической угрозы. А само наращивание материальных благ стало уже наталкиваться в ряде случаев на ограниченность биоресурсов планеты.

Именно углубление экологического кризиса в странах третьего мира, ставшее результатом осуществления программ форсированной экономической модернизации, ориентированных на западную модель экономического роста, и побудило мировое сообщество искать пути решения проблемы в рамках концепции устойчивого развития. Развивающиеся страны при проведении своей политики индустриализации не только переняли позитивный опыт западных стран в решении экономических проблем, но и повторили допущенные ими экологические просчеты, которые приумножились в странах третьего мира в силу их исходной экономической отсталости и большой численности населения.

Обострение экологической ситуации в развивающихся странах так или иначе связано с их вступлением в эпоху индустриального развития. Связь в системе «общество – окружающая среда» приобретает чрезвычайно сложный характер и отличается многообразием форм проявления, отражая наличие существенных различий в уровне развития стран «третьего мира», противоречивость и неоднозначность происходящих там социально–экономических и политических преобразований, что дополняется и усугубляется воздействием демографического фактора на процессы развития и модель потребления.

Наши рекомендации