Финансовая политика государства. фискальная политика
Финансовая система государства воспроизводит процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой. Ее направления зависят от экономического состояния страны. Так, кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на его стимулирование, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой — на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Эффективность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории — при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития промышленно развитых стран является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно увеличение расходов государства на программы по социальному обеспечению, поддержание среднего уровня доходов, развитие здравоохранения и т.д.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства в областях: 1) налогообложения и регулирования структуры государственных расходов и доходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика); 2) регулирования бюджета (бюджетная политика). Фискальная политика используется главным образом для борьбы с экономическими спадами. В условиях сравнительной устойчивости потребления и резкого сокращения инвестиций правительство, если оно хочет победить экономический спад, должно либо увеличить государственные расходы, либо ослабить налоговое бремя и тем самым способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно последним, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (mg) показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг (G):
mg = DВВН / DG.
Следовательно, DВВН = DG ∙ mg.
Напомним, что государственные расходы, подобно инвестициям, могут не только вызвать рост объема ВНП,но и «работать» на его сокращение в случае их уменьшения.
Еще одним направлением фискальной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т.е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные налогоплательщиками деньги будут направлены на потребительские расходы и инвестиции.
Каким будет увеличение потребления? Это зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (МРS). Чтобы определить его размер, надо умножить сумму налогового сокращения (DT) на МРС/DС = DT ∙ МРС. Умножив сумму уменьшения налога на МРS, узнаем увеличение сбережений налогоплательщиков:
DS = DТ· МРS.
Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов (mт) всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.
Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС:
mт=mg· МРС.
Учитывая это, можно спрогнозировать фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.
В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов, т.е. DG > МРS·DТ). Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), проводится сдерживающая фискальная политика, которая складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов или сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (DG < DT ∙ МРS). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
3.26. Бюджетный дефицит и государственный долг: