График выполнения и сдачи заданий СРСП
№ | Название темы | Содержание задания по теме | Рекомендуемая литература | Форма проведения СРСП | Неделя проведения и объем в часах |
Введение. | Закон РК «О туристской деятельности» | Основная | Конспект +Коллоквиум | 4 неделя 2 часа | |
Теоретико-методологические основы туризма | Перспективные виды туризма в РК | Основная | Устный опрос | 6 неделя 2 часа | |
Туристская деятельность и туристские ресурсы. | Инфраструктура туризма РК | Дополнительная | Семинар | 10 неделя 2 часа | |
Наука о туризме и туристское образование | ГОСТ РК Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов | Дополнительная | Семинар | 13 неделя 2 час | |
Итого занятий СРСП | 8 часов |
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
Автор | Название | Кол. Стр. | Изд-во | Год изд. | Экз.в библиотеке КазГЮУ |
Биржаков М.Б. | Введение в туризм: учебник | ||||
Квартальнов В.А. | Туризм: учебник | 336с. | М. | ||
Можаева Н.Г. | Туризм: учебник | 270с. | М. | ||
Дополн. лит-ра | |||||
Простаков И. | Иностранные термины в турбизнесе: Краткий толковый словарь | ||||
Сенин В.С. | Туризм. Мини-словарь | ||||
Сенин В.С. | Туризм. Мини-словарь | ||||
Учеб. пособия | |||||
Уокер Д.Р. | Управление гостеприимством. Вводный курс: учебник | 880с. | М. | ||
Комплект учеб. типовых программ по спец. туризм (СД) | |||||
Смыкова М.Р. | Туризм: экономика, менеджмент, маркетинг: учебник | 220с. | Алм. | ||
Косолапов А.Б. | Технология и организация туроператорской и турагенсткой деятельности: учеб. пособие | 288с. | М. | ||
Кусков А.С. | Основы туризма: учебник | 400с. | М. | ||
Учеб.-метод. лит-ра | |||||
Егоренков Л.И. | Введение в технологию туризма: учеб.-метод. пособие | 304с. | М. | ||
Организация туризма: метод. пособие (СД) | Аст. | ||||
Дополн. Лит-ра | |||||
Туристік терминдерге арналған ағылшын-орыс-қазақ сөздігі/А.Г. Поздеев | 196с. | Алм. |
Глоссарий
Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет средств работодателя и (или) иных третьих лиц;
государственный реестр лиц, осуществляющих туристскую деятельность, - документ учета лиц, осуществляющих туристскую деятельность;
государственный реестр туристских маршрутов и троп - документ учета туристских маршрутов и троп;
гид (гид-переводчик) - профессионально подготовленное физическое лицо, оказывающее экскурсионно-информационные, организационные услуги туристам по ознакомлению с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;
договор на туристское обслуживание - соглашение между лицом, осуществляющим туристскую деятельность, и туристом по возмездному оказанию туристских услуг;
туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
тур- комплекс туристских услуг, включающий путешествие по определенному маршруту в рамках определенных сроков;
туризм - путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
инструктор туризма - профессионально подготовленное физическое лицо, имеющее лицензию на данный вид деятельности, соответствующую квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов;
турист - физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания на период от двадцати четырех часов до одного года и осуществляющее не менее одной ночевки в ней (в нем) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью;
места размещения туристов - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания;
туристская агентская деятельность (турагентская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта (далее - турагент);
туристский ваучер - документ, подтверждающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и факт их оплаты;
туристская путевка- документ, подтверждающий право на получение комплекса туристских услуг;
туристская деятельность - предпринимательская деятельность физических или юридических лиц по предоставлению туристских услуг;
туристские услуги - услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-переводчиков) и другие услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки);
лица, осуществляющие туристскую деятельность, - турагенты, туроператоры, инструкторы туризма, а также оказывающие туристские услуги самостоятельно гиды (гиды-переводчики), экскурсоводы;
туристский маршрут - путь следования туриста, представляющий собой перечень всех географических пунктов, объектов посещения, намеченных для прохождения, осмотра (в ходе путешествия) в познавательных, спортивных, эстетических либо иных целях;
туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам (далее - туроператор);
туристский продукт - совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия;
продвижение туристского продукта - комплекс мер (реклама, участие в специализированных выставках и ярмарках, организация туристских информационных центров по реализации туристской продукции, издание и распространение каталогов, буклетов), направленных на оказание туристских услуг;
туристские ресурсы - природно-климатические, исторические, социально-культурные, оздоровительные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
туристский рынок - обращение товаров (работ, услуг) и денег в области туристской деятельности;
туристская отрасль - отрасль экономики, основной сферой деятельности которой является предоставление туристских услуг, создание туристского продукта, их продвижение и реализация на внутреннем и международном рынках;
чрезвычайное происшествие с туристом - невозвращение из путешествия туриста, а также событие на определенной территории во время путешествия, возникшее в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель туриста или вред его здоровью;
уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий функции государственного управления в области туристской деятельности;
экскурсант- физическое лицо, посещающее туристские ресурсы в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания не более двадцати четырех часов;
экскурсия - посещение физическим лицом туристских ресурсов в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания не более двадцати четырех часов;
экскурсионная деятельность - предпринимательская деятельность по организации посещений туристских ресурсов в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению (ночевке) туристов и охватывает период не более двадцати четырех часов;
экскурсовод - профессионально подготовленное физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией для оказания экскурсионно-информационных, организационных услуг туристам по ознакомлению с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания.
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Тема 1. Введение.
Туризм – это встречи и радостное общение с новыми людьми. Это главная социальная ценность туризма. Туристское путешествие позволяет увидеть новые края, уникальные памятники природы и культуры, познакомиться с фольклором, архитектурой, обычаями нравами иных народов.
Коренным словом для термина «туризм» стало французское слово «тур», которое означает в переводе «прогулка», «поездка». В настоящее время в международном туризме слово «тур» означает туристское путешествие с заранее спланированными параметрами (маршрут, набор услуг, сроки и т.д.).
Современное энциклопедическое понятие «туризм» - путешествие (поездка, поход) в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.
Туризм влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы.
Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что и те и другие являются носителями разных культур.
В отличие от экскурсанта, пребывающего в какой-либо местности с целью рекреации (отдыха) менее 24 часов, турист выезжает на период свыше суток, т.е. с ночлегом за пределами постоянного места жительства. В узком понимании в сфере туризма турист-потребитель туристско-рекреационных услуг, человек, путешествующий с целями туризма.
В международной практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме цели заработка. Путешествия в пределах своей страны определяются как национальный, внутренний туризм, а за ее пределами – как международный туризм.
Современный массовый туризм получил развитие в 19 веке, в основном, с распространением железных дорого и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие. В 1829 году немецкий путешественник К.Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих самостоятельно. В 1841 году англичанин Томас Кук создал первоначально в Лестере, а затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие (паушальные, т.е. по единой цене) путешествия. В 1843 году он организовал первый групповой тур, арендовав железнодорожный состав, обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания, а в 1847 г. начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1854 г. по образцу бюро Кука в Берлине К.Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий.
Социальные функции туристских путешествий:
Под познавательной функцией туризма подразумевается «стремление человека к обогащению познаниями в области истории, экономики, природы, науки и культуры, желание познакомиться с историческими, этнографическими, природными памятниками, боевыми и трудовыми традициями».
Социально-коммуникативная функция определяется как желание людей общаться друг с другом в неформальной обстановке, без производственной субординации.
Спортивная функция включает возможность развития силы, ловкости, выносливости, мужества.
Под эстетической функцией туризма понимается наслаждение красотой природы и творениями архитекторов, скульпторов, художников.
Эмоционально-психологическая функция туризма характеризуется как возможность снятия напряжения и усталости после трудовой деятельности, приобретение положительных эмоций в результате встреч с людьми, впечатлений от интересных событий, преодоление естественных препятствий.
Под оздоровительной функцией туризма подразумевается восстановление работоспособности с помощью туризма, под творческой – развитие творческих и организаторских способностей человека в специфических условиях отдыха, общения, умение быстро находить оптимальные решения острых проблем, самоутверждение человека как личности.
Рекреация (лат. «восстановление») – это восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятия туризмом. Развитие рекреации зависит от жизненного уровня населения, степени урбанизации, наличия рекреационных ресурсов, транспортной доступности к ним и т.д.
К рекреационным ресурсам относятся компоненты природной среды: климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, в т.ч. минеральные, растительность и т.д., используемые для удовлетворения рекреационных потребностей. Для проведения активного отдыха используются природные национальные парки, заказники, некоторые заповедники, а также территории с памятниками природы, историко-архитектурными и др. достопримечательностями.
По видам использования ресурсов рекреации обычно подразделяют на лечебно-оздоровительную, спортивную и познавательную.
Объектами туризма называются памятники культуры (археологии, истории, архитектуры и т.д.) и природы (водопады, пещеры, метеоритные кратеры и т.д.), которые имеют историко-мемориальное, культурно-эстетическое и познавательное значение и приобретают в связи с этим привлекательность для туристов, являясь целью туристских экскурсий, путешествий и походов.
Объектами туризма могут быть отдельные памятники материальной культуры (наскальные изображения, городища, крепость, дворец и т.д.) и природы (пещера, живописный утес, отдельное дерево) или их совокупность (города, ландшафты).
Зона туризма –это территория, на которой находятся турбазы и др. предприятия, а также предприятия для отдыха по пути следования железнодорожных, автомобильных, морских и ручных тур.круизов и рейсов.
Под центрами туризма понимаются города, природные объекты, участки местности и т.п., где на базе сосредоточенных здесь туристских ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Такой комплекс состоит из предприятий для размещения туристов (турбазы, гостиницы, пансионаты и т.д.), предприятий питания, торговли, спортсооружений, экскурсионных и других служб туристского сервиса. Центры туризма подразделяют по значению (международный, межрайонный, местный), функциональной направленности (познавательный, оздоровительный, комплексный м т.д.) и др. показателям.
Литература:
1. Биржаков М.Б., Введение в туризм. - М., 1999, 2004.- 448 С.
2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М., 2000.-368 с.