График выполнения и сдачи заданий СРСП

№   Название темы Содержание задания по теме Рекомендуемая литература Форма проведения СРСП Неделя проведения и объем в часах
Введение. Закон РК «О туристской деятельности» Основная Конспект +Коллоквиум 4 неделя 2 часа
Теоретико-методологические основы туризма Перспективные виды туризма в РК Основная Устный опрос 6 неделя 2 часа
Туристская деятельность и туристские ресурсы. Инфраструктура туризма РК Дополнительная Семинар 10 неделя 2 часа
Наука о туризме и туристское образование   ГОСТ РК Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов Дополнительная Семинар 13 неделя 2 час
  Итого занятий СРСП     8 часов

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

Автор Название Кол. Стр. Изд-во Год изд. Экз.в библиотеке КазГЮУ
Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник    
Квартальнов В.А. Туризм: учебник 336с. М.
Можаева Н.Г. Туризм: учебник 270с. М.
  Дополн. лит-ра        
Простаков И. Иностранные термины в турбизнесе: Краткий толковый словарь    
Сенин В.С. Туризм. Мини-словарь    
Сенин В.С. Туризм. Мини-словарь    
         
  Учеб. пособия        
Уокер Д.Р. Управление гостеприимством. Вводный курс: учебник 880с. М.
  Комплект учеб. типовых программ по спец. туризм (СД)    
Смыкова М.Р. Туризм: экономика, менеджмент, маркетинг: учебник 220с. Алм.
Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагенсткой деятельности: учеб. пособие 288с. М.
Кусков А.С. Основы туризма: учебник 400с. М.
  Учеб.-метод. лит-ра        
Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: учеб.-метод. пособие 304с. М.
  Организация туризма: метод. пособие (СД)   Аст.
  Дополн. Лит-ра        
  Туристік терминдерге арналған ағылшын-орыс-қазақ сөздігі/А.Г. Поздеев 196с. Алм.

Глоссарий

Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет средств работодателя и (или) иных третьих лиц;

государственный реестр лиц, осуществляющих туристскую деятельность, - документ учета лиц, осуществляющих туристскую деятельность;

государственный реестр туристских маршрутов и троп - документ учета туристских маршрутов и троп;

гид (гид-переводчик) - профессионально подготовленное физическое лицо, оказывающее экскурсионно-информационные, организационные услуги туристам по ознакомлению с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

договор на туристское обслуживание - соглашение между лицом, осуществляющим туристскую деятельность, и туристом по возмездному оказанию туристских услуг;

туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

тур- комплекс туристских услуг, включающий путешествие по определенному маршруту в рамках определенных сроков;

туризм - путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

инструктор туризма - профессионально подготовленное физическое лицо, имеющее лицензию на данный вид деятельности, соответствующую квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов;

турист - физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания на период от двадцати четырех часов до одного года и осуществляющее не менее одной ночевки в ней (в нем) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью;

места размещения туристов - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания;

туристская агентская деятельность (турагентская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта (далее - турагент);

туристский ваучер - документ, подтверждающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и факт их оплаты;

туристская путевка- документ, подтверждающий право на получение комплекса туристских услуг;

туристская деятельность - предпринимательская деятельность физических или юридических лиц по предоставлению туристских услуг;

туристские услуги - услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-переводчиков) и другие услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки);

лица, осуществляющие туристскую деятельность, - турагенты, туроператоры, инструкторы туризма, а также оказывающие туристские услуги самостоятельно гиды (гиды-переводчики), экскурсоводы;

туристский маршрут - путь следования туриста, представляющий собой перечень всех географических пунктов, объектов посещения, намеченных для прохождения, осмотра (в ходе путешествия) в познавательных, спортивных, эстетических либо иных целях;

туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам (далее - туроператор);

туристский продукт - совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия;

продвижение туристского продукта - комплекс мер (реклама, участие в специализированных выставках и ярмарках, организация туристских информационных центров по реализации туристской продукции, издание и распространение каталогов, буклетов), направленных на оказание туристских услуг;

туристские ресурсы - природно-климатические, исторические, социально-культурные, оздоровительные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристский рынок - обращение товаров (работ, услуг) и денег в области туристской деятельности;

туристская отрасль - отрасль экономики, основной сферой деятельности которой является предоставление туристских услуг, создание туристского продукта, их продвижение и реализация на внутреннем и международном рынках;

чрезвычайное происшествие с туристом - невозвращение из путешествия туриста, а также событие на определенной территории во время путешествия, возникшее в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель туриста или вред его здоровью;

уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий функции государственного управления в области туристской деятельности;

экскурсант- физическое лицо, посещающее туристские ресурсы в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания не более двадцати четырех часов;

экскурсия - посещение физическим лицом туристских ресурсов в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания не более двадцати четырех часов;

экскурсионная деятельность - предпринимательская деятельность по организации посещений туристских ресурсов в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению (ночевке) туристов и охватывает период не более двадцати четырех часов;

экскурсовод - профессионально подготовленное физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией для оказания экскурсионно-информационных, организационных услуг туристам по ознакомлению с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания.

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Тема 1. Введение.

Туризм – это встречи и радостное общение с новыми людьми. Это главная социальная ценность туризма. Туристское путешествие позволяет увидеть новые края, уникальные памятники природы и культуры, познакомиться с фольклором, архитектурой, обычаями нравами иных народов.

Коренным словом для термина «туризм» стало французское слово «тур», которое означает в переводе «прогулка», «поездка». В настоящее время в международном туризме слово «тур» означает туристское путешествие с заранее спланированными параметрами (маршрут, набор услуг, сроки и т.д.).

Современное энциклопедическое понятие «туризм» - путешествие (поездка, поход) в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.

Туризм влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы.

Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что и те и другие являются носителями разных культур.

В отличие от экскурсанта, пребывающего в какой-либо местности с целью рекреации (отдыха) менее 24 часов, турист выезжает на период свыше суток, т.е. с ночлегом за пределами постоянного места жительства. В узком понимании в сфере туризма турист-потребитель туристско-рекреационных услуг, человек, путешествующий с целями туризма.

В международной практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме цели заработка. Путешествия в пределах своей страны определяются как национальный, внутренний туризм, а за ее пределами – как международный туризм.

Современный массовый туризм получил развитие в 19 веке, в основном, с распространением железных дорого и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие. В 1829 году немецкий путешественник К.Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих самостоятельно. В 1841 году англичанин Томас Кук создал первоначально в Лестере, а затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие (паушальные, т.е. по единой цене) путешествия. В 1843 году он организовал первый групповой тур, арендовав железнодорожный состав, обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания, а в 1847 г. начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1854 г. по образцу бюро Кука в Берлине К.Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий.

Социальные функции туристских путешествий:

Под познавательной функцией туризма подразумевается «стремление человека к обогащению познаниями в области истории, экономики, природы, науки и культуры, желание познакомиться с историческими, этнографическими, природными памятниками, боевыми и трудовыми традициями».

Социально-коммуникативная функция определяется как желание людей общаться друг с другом в неформальной обстановке, без производственной субординации.

Спортивная функция включает возможность развития силы, ловкости, выносливости, мужества.

Под эстетической функцией туризма понимается наслаждение красотой природы и творениями архитекторов, скульпторов, художников.

Эмоционально-психологическая функция туризма характеризуется как возможность снятия напряжения и усталости после трудовой деятельности, приобретение положительных эмоций в результате встреч с людьми, впечатлений от интересных событий, преодоление естественных препятствий.

Под оздоровительной функцией туризма подразумевается восстановление работоспособности с помощью туризма, под творческой – развитие творческих и организаторских способностей человека в специфических условиях отдыха, общения, умение быстро находить оптимальные решения острых проблем, самоутверждение человека как личности.

Рекреация (лат. «восстановление») – это восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятия туризмом. Развитие рекреации зависит от жизненного уровня населения, степени урбанизации, наличия рекреационных ресурсов, транспортной доступности к ним и т.д.

К рекреационным ресурсам относятся компоненты природной среды: климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, в т.ч. минеральные, растительность и т.д., используемые для удовлетворения рекреационных потребностей. Для проведения активного отдыха используются природные национальные парки, заказники, некоторые заповедники, а также территории с памятниками природы, историко-архитектурными и др. достопримечательностями.

По видам использования ресурсов рекреации обычно подразделяют на лечебно-оздоровительную, спортивную и познавательную.

Объектами туризма называются памятники культуры (археологии, истории, архитектуры и т.д.) и природы (водопады, пещеры, метеоритные кратеры и т.д.), которые имеют историко-мемориальное, культурно-эстетическое и познавательное значение и приобретают в связи с этим привлекательность для туристов, являясь целью туристских экскурсий, путешествий и походов.

Объектами туризма могут быть отдельные памятники материальной культуры (наскальные изображения, городища, крепость, дворец и т.д.) и природы (пещера, живописный утес, отдельное дерево) или их совокупность (города, ландшафты).

Зона туризма –это территория, на которой находятся турбазы и др. предприятия, а также предприятия для отдыха по пути следования железнодорожных, автомобильных, морских и ручных тур.круизов и рейсов.

Под центрами туризма понимаются города, природные объекты, участки местности и т.п., где на базе сосредоточенных здесь туристских ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Такой комплекс состоит из предприятий для размещения туристов (турбазы, гостиницы, пансионаты и т.д.), предприятий питания, торговли, спортсооружений, экскурсионных и других служб туристского сервиса. Центры туризма подразделяют по значению (международный, межрайонный, местный), функциональной направленности (познавательный, оздоровительный, комплексный м т.д.) и др. показателям.

Литература:

1. Биржаков М.Б., Введение в туризм. - М., 1999, 2004.- 448 С.

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М., 2000.-368 с.

Наши рекомендации