Фискальная политика, её цели и инструменты. Виды фискальной политики. Мультипликатор налогов
Фискальная политика или бюджетно-налоговая политика – го- сударственное воздействие на экономику с целью сглаживания цик- лических колебаний с помощью государственных расходов и налогов.
Инструменты:
– налоги;
– государственные закупки товаров и услуг;
– трансферты.
Сглаживание циклических колебаний происходит путём:
– обеспечения стабильности ВВП;
– эффективного распределения ресурсов;
– поддержание уровня цен.
Фискальная политика может быть дискреционной и автомати- ческой.
Дискреционная политика – принятие правительством новых за- конов с определением суммы государственных закупок и налогов для воздействия на экономику.
Дискреционная фискальная политика бывает двух видов: стиму- лирующей и сдерживающей (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Фискальная политика
Виды фискаль- ной политики | Стимулирующая (экспансионистская) | Сдерживающая (рестрикционная) |
Проводится | при спаде | при буме |
Направлена на | увеличение деловой ак- тивности, как средство борьбы с безработицей | снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией |
Принимаемые меры | – рост гос. закупок; – снижение налогов; – рост трансфертов | – сокращение гос. закупок; – рост налогов; – снижение трансфертов |
Автоматическая фискальная политика носит такое название, так как включает в себя встроенные экономические стабилизаторы, кото- рые автоматически реагируют на изменения деловой активности.
Стабилизаторы действуют, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая её при «перегреве».
К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относятся:
– все виды налогов на доходы;
– социальные пособия;
– косвенные налоги.
Преимущество встроенных стабилизаторов: нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для вве- дения их в действие.
Недостатки встроенных стабилизаторов:
– оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем ме- ры дискреционной фискальной политики;
– не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска.
Налоговый мультипликатор – коэффициент, показывающий многократное увеличение (уменьшение) совокупного дохода при уменьшении (увеличении) налогов на единицу:
multT¯x = Y.
T¯x
Налоговый мультипликатор – отрицательная величина, показы-
вающая обратное воздействие налогов на совокупный доход.
По модулю налоговый мультипликатор
multT¯x = –MPC
1 – MPC
меньше мультипликатора расходов
1 1
M = =
MPS
.
1 – MPC
Кредитный рейтинг – мера кредитоспособности частного лица,
предприятия, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитыва- ются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышепере- численных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок – дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевремен- ной выплаты взятых финансовых обязательств.
Кредитный рейтинг страны может быть инвестиционным (в бла- гоприятных экономических условиях) и спекулятивным (указывающим на слабость государственных институтов).
Цели долговой политики Российской Федерации:
– создание предпосылок для удержания инвестиционного рей- тинга;
– дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
– обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заёмного капитала на приемлемых условиях, минимиза- ция стоимости заимствований;
– поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе ог- раничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).