Тема 1.3. Макроэкономическая динамика

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите понятие «экономический рост» и сравните его с понятием «экономическое развитие».

2. Рассмотрите основные факторы, влияющие на экономический рост.

3. Изучите показатели, характеризующие экономический рост.

4. *Рассмотрите основные модели экономического роста и проведите их сравнительную характеристику.

II. План практического занятия

(проводится в форме разбора проблемной ситуации (кейса))

(Форма обучения: очная)

1. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы.

2. Теории экономического роста.

3. Структура экономического роста в России.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы следует начать с определения понятия и сущности «экономического роста», обратите внимание на его важнейшие показатели (ВВП, ВНД), а также значимость долговременных тенденций увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов производства в целях устойчивого развития. Рассмотрите стадию экономического роста в условиях циклического характера рыночной экономики. Изучите показатели качественного (интенсивного) и количественного (экстенсивного) экономического роста. В рамках данного вопроса рассмотрите понятие «эффективности» и ее показатели в зависимости от видов факторов производства. Обратите внимание на возможность применения политики сбалансированного экономического роста. Рассмотрите факторы, осложняющие устойчивое экономическое развитие.

При изучении второго вопроса рассмотрите основные теории экономического роста: модель Харрода-Домара, модель роста Р. Солоу. Обратите внимание на существенные различия данных моделей, рассмотрите условия их функционирования. В рамках данного вопроса рассмотрите понятие оптимальной нормы накопления, соответствующей «золотому правилу накопления капитала» Э. Фелпса.

По тематике данного вопроса предусмотрен разбор ситуации (кейса). Подготовку к которому стоит начать с изучения структурных диспропорций народного хозяйства России, стоит определить основные функциональные и исторически сложившиеся предпосылки, обуславливающие нарушение стабильного экономического роста отечественной экономики. Также здесь стоит отметить увеличение значимости активной структурной политики со стороны государства для повышения уровня жизни населения. В рамках исследования третьего вопроса необходимо провести исследование представленных макроэкономических показателей страны и сделать выводы о перспективах развития ее экономики (экономического спада либо подъема).

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2009.

Дополнительная литература

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

2. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

3. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой – Киров, 2011

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: 2011.

5. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник / А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- 2-е издание перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис. 2010 г.

6. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. Учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2010 г.

7. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд. Издательство: Мир книг, 2012 г.

8. О чем думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами. Учебное пособие. Под редакцией Пола Самуэльсона, Уильяма Барнетта. Издательство: Юнайтед Пресс. 2010 г.

9. Самуэльсон П. Экономика. Учебник. Изд-во: Вильямс, 2011 г.

10. Экономическая теория. Вечканов Г.С. / Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

11. Экономическая теория: учебник – изд. испр. и доп. под общей редакцией В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича -, М.: Инфра-М, 2007 г.

12. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.

13. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие показатели характеризуют экономический рост?

2. Можно ли рассматривать период спада в экономике как стадию экономического роста и почему?

3. Является ли сбалансированный экономический рост предпочтительным в развитии экономики? Ответ обоснуйте.

4. В чем заключается преимущество модели Р.Солоу перед моделью Харрода-Домара?

Наши рекомендации