Бюджетный дефицит и государственный долг
Дефицит государственного бюджета имеет место каждый раз, когда государственные расходы, равные сумме государственных закупок, трансфертных платежей плюс процентные выплаты по государственному долгу, превосходят налоговые поступления. Существуют два различных способа финансирования правительством дефицита государственного бюджета. Первый способ – государственные займы, т.е. продажа казначейских ценных бумаг (облигаций, казначейских билетов, векселей) предпринимателям, домохозяйствам, которые обеспечивают их покупателям определённый доход в виде процента. Когда истекает срок погашения ценных бумаг, государство выплачивает их держателям взятые у него таким образом взаймы суммы. При этом для погашения старого долга правительство может выпустить и продать новые долговые обязательства. Другим способом финансирования бюджетного дефицита является дополнительная эмиссия денег. Однако данный способ сегодня практически не используется правительствами развитых государств.
Проведение фискальной политики, предполагающей наличие дефицита государственного бюджета, вызывает необходимость нахождения оптимальной величины этого дефицита. Нормой считается бюджетный дефицит в объёме 2,5-3 % от ВНП. Крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Правительства ведущих развитых государств вынуждены изыскивать действенные средства борьбы с ним. В частности, такими средствами являются снижение расходов на национальную оборону и ряд социальных программ, повышение ставок действующих налогов (акцизы на алкогольные напитки, табак, бензин, максимальная ставка личного подоходного налога и т.д.).
Наличие бюджетного дефицита в связи с проведением стимулирующей фискальной политики говорит о том, что она не безупречна как инструмент стабилизации экономики, имеет определённые негативные последствия. Во-первых, возникает эффект вытеснения какой-то части инвестиций фирм. Когда правительство берёт взаймы на рынке денежного капитала, продавая ценные бумаги для покрытия дефицита, оно вступает в конкуренцию с фирмами. Этот дополнительный спрос на деньги повышает процентные ставки, что приводит к сокращению частных инвестиций. Следовательно, совокупный спрос снижается и эффект фискальной политики значительно ослабляется. Во-вторых, когда экономика близка к состоянию полной занятости и уровень цен повышается, рост совокупного спроса благодаря стимулирующей фискальной политике проявится в ускорении инфляции, а не в возрастании реального ЧНП. В-третьих, бюджетные дефициты приводят к росту государственного долга – общей суммы накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Практически во всех странах наблюдается рост государственного долга.
С государственным долгом связаны серьёзные проблемы. Они заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) заимствования правительства на рынке денежного капитала для того, чтобы «погасить старые долги» или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частные инвестиции и др.
Перечисленные проблемы, возникающие в процессе осуществления фискальной политики, говорят о том, что одной такой политики недостаточно для поддержания макроэкономического равновесия и стабилизации экономики. Она должна быть дополнена монетарной политикой.
Глава 24