Региональные налоги и сборы
Транспортный налог.Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая база определяется:
· в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
· в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
· в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
· в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, — как единица транспортного средства.
Налоговым периодом признается календарный год.
Средние налоговые ставки устанавливаются федеральным законодательством. При этом они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налог на игорный бизнес.Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Налогом облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:
· игровой стол;
· игровой автомат;
· касса тотализатора;
· касса букмекерской конторы.
Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Минимальный размер ставок налога в месяц составляет:
· за один игровой стол — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
· за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;
· за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.
Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов РФ, превышающие минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
Налог на имущество организаций.Данный налог устанавливается НК и законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками признаются:
· российские организации;
· иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации Через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения признается:
— для российских организаций — движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
· для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, — находящееся на территории РФ не движимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения:
· земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
· имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
С 1 января 2006 г. утратили силу следующие налоговые льготы:
- освобождение от налогообложения организаций — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;
- освобождение от налогообложения организаций — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
- освобождение от налогообложения научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Отмена вышеназванных льгот по налогу на имущество организаций направлена на увеличение "налоговой базы данного налога, что впоследствии приведет к повышению поступлений сумм налога в бюджеты субъектов РФ.
Местные налоги
Налог на имущество физических лиц.Данный налог регулируется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах.
Стоимость имущества | Ставка налога |
До 300 тыс. руб. | до 0,1% |
От 300 тыс. до 500 тыс. руб. | от 0,1 до 0,3% |
Свыше 500 тыс. руб. | от 0,3 до 2,0% |
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц рассчитывается как стоимость облагаемого налогом имущества.
Земельный налог.Плательщиками ежегодного земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга). Ставки земельного налога могут различаться в зависимости от вида деятельности налогоплательщиков и границ расположения земельных участков и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
· приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставляется право изменять ставки земельного налога. При этом допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Главой 31 НК «Земельный налог» устанавливаются налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне, при этом перечень льгот по сравнению с установленным в Законе РФ «О плате за землю» существенно сокращен, что в свою очередь направлено на увеличение доходов местных бюджетов. В частности, отменены следующие льготы по земельному налогу:
· освобождение от налогообложения организаций — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения;
· освобождение от налогообложения научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
На федеральном уровне сохраняются только льготы, которые имеют общероссийское значение.
Юридические лица — плательщики земельного налога — исчисляют его самостоятельно и ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты налога. Исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми инспекциями, которые не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями: не позднее 20 числа последнего месяца квартала.