Реорганизация и ликвидация юридического лица

Юридическое лицо в процессе осуществления своей деятельности вправе создавать собственные обособленные подразделения-представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными субъектами права-юридическими лицами. Представительство-обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал- обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства. Юридическое лицо может наделять их имуществом, определять обязательные для них положения, в том числе порядок деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных юридическим лицом. Представитедьства и филиалы, создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных документах.

Юридическое лицо может быть реорганизовано. Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму.

Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правоприемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях-по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязоностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может быть добровольной-по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно-по решению суда в определённых законом случаях.

Юридические лица-коммерческие организации, за исключением казённого предприятия, могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), что влечёт за собой их ликвидацию. Юридическое лицо может также совместно со своими кредиторами принять решение о своём банкротстве и добровольной ликвидации. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Российской Федерации "О несостоятельности предприятий" от 19 ноября 1992 г.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, должны совершить следующие действия:

незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Для завершения ликвидации ликвидационная комиссия обязана совершить следующие действия:

принять все меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Для этого она должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о госсударственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации), а также письменно уведомить всех известных ей кредиторов юридического лица о его ликвидации;

по истечении срока для заявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его у учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

произвести денежные расчёты с кредиторами (при недостаточности для этого денежных средств осуществить продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установденном для исполнения судебных решений) в следующей очерёдности:

в первую очередь-удовлетворить требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

во вторую очередь-произвести расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с работниками данного юридического лица;

в третью очередь-произвести расчёты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвёртую очередь-рассчитаться по задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и сборы);

в пятую очередь-произвести расчёт с другими кредиторами; после завершения расчётов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1, наиболее современное издание

2. Гражданское право / Под ред.А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. Ч.1, - М.: 2001

3. Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 10.

4. Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юрист, 1998 г.

5. Коммерческое право. Учебник /Под ред. Попондопуло В., и Яковлевой В.Ф. – СПб., 1997г.

6. Миронова М. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: правовые и налоговые аспекты. –М.: Гарант-Сибирь, 1999 г

7. Хозяйственное право в 2 томах. Учебник /Под ред. Мартемьянова В. С. – М., 1994 г.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Губернатор одной из областей РФ в связи с эпидемией принял решение о введении на территории области режима чрезвычайного положения. Было издано распоряжение, согласно которому жители области не должны были в течение 6 месяцев покидать территорию субъекта Федерации; кроме того, губернатор запретил торговать продуктами питания всем негосударственным организациям.

Правомерны ли действия губернатора? Каким статьям Конституции РФ противоречат распоряжения главы исполнительной власти субъекта РФ? Какой орган вправе отменить не соответствующие закону нормативные акты органов власти, их должностных лиц? Предусмотрены ли Конституцией более оперативные способы реагирования на неконституционные акты органов исполнительной власти субъектов РФ?

Губернатор мог принять решение не покидать территорию определенного субъекта Российской Федерации, в связи с распространением эпидемии. Эти действия не противоречат Конституции, т.к. в статье 27 Конституции Российской Федерации сказано:

«…Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение…»

Но губернатор не мог запретить торговлю продуктами негосударственным организациям, т.к. в соответствии со ст.8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Президент Российской Федерации вправе отменить или приостанавить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и другим нормативным актам.

Наши рекомендации