Точки зрения о критериях истины

Философы -эмпирики Философы рационалисты
Истинно чувственное познание, то, что мы ощущаем, и есть истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс) Критерием истинности являются не чувства, а разум ( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Спиноза)

Критерии истины в науке 1. Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания 2.Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики. 3.Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами Истина а) абсолютная (несомненное и неизменное знание, оно не может быть опровергнуто) б) относительная (неполное, ограниченное знание)Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний

Раздел ІІ. Духовная жизнь общества.

Область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке

Структура духовной жизни

Духовные потребности Духовная деятельность Духовные блага ( ценности)
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом Сам человек существо духовное Идеи, образы и духовные ценности

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

Наука

Система знаний о мире и его законах

Функции науки прогностическая непосредственная производительная сила познавательная

Культурно-мировоззренческая

Цели науки: а) описание; б) объяснение; в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)

Структура науки технические науки

естественные науки общественные науки

Образование

Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков

Уровни общего образования

Начальное образование Основное общее образование Основное среднее образование Средне - специальное профессиональное образование Высшее образование профессиональное
1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Техникум ВУЗ

Актуальные вопросы образования

гуманизация Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека
гуманитаризация Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
интернационализация Создание единой системы образования для разных стран
компьютеризация Использование новых современных технологий обучения
фундаментальность выявление, изучение главного
демократизация Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

Мораль

Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру

1. Мораль принадлежность индивидуальная

2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием

3. Моральные нормы –в разных странах и разных культурах различаются

Функции морали воспитательная

регулирующая ориентирующая

Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.

Высшая форма самообязательства – совесть Совесть– соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.

Религия

Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность.

Верования

политеистические монотеистические ( верующие в существование ( верующие в единого Бога) множества богов) Формы религии Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания. Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека. Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.

Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.

Национальные религии: конфуцианство– Китай ( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим) иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора)

Мировые религии

буддизм христианство ислам

Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы. Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья. Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии. Атеизм– неверие в Бога.

Функции религии коммуникативная

Наши рекомендации