Возможности международных компаний в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве

Целью Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которое входит 21 государство, включая Россию, является формирование системы свободной торговли и инвестиций в Азиат­ско-Тихоокеанском регионе. АТЭС объединяет как крупнейшие раз­витые государства, так и динамично развивающиеся страны Азии и Латинской Америки. В число государств - членов АТЭС входят США, Канада, Япония, КНР, Австралия, Новая Зеландия, Россия, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Республика Корея, Гонконг, провинция Китая Тайвань, Папуа-Новая Гвинея, Бруней, Вьетнам, Чили, Мексика, Перу.

В регионе АТЭС проживает более 2 млрд. человек, а совокупный ВВП стран - членов этого сотрудничества приближается к 20 трлн. долл. На страны - члены АТЭС приходится около 43% мировой тор­говли. Внутрирегиональный объем торговли превышает 70% всего внешнеторгового оборота стран - участников АТЭС.

Страны - члены АТЭС чрезвычайно отличаются друг от друга по уровню экономического развития, культуре, религии, численности населения. Этим объясняются разные сроки, намеченные для дости­жения основной цели - свободной и открытой торговли. К 2010 г. этой цели должны достигнуть развитые страны, а к 2020 г.- развивающиеся. Локомотивом движения в направлении к открытой экономике АТЭС выступают развитые государства.

Характерной чертой политики стран - членов АТЭС стало содей­ствие развитию предпринимательской инициативы и вовлечение первую очередь частного сектора в широкий круг мероприятий это! региональной организации. Бизнес выступает движущей силой в достижении странами - участницами АТЭС свободного передвижения через государственные границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории региона для увеличения доходов предприятий и создания новых рабочих мест.

Лидеры АТЭС учредили Деловой консультационный совет (ДКС), в состав которого входят бизнесмены от каждого государства - участ­ника этого интеграционного объединения. В функции ДКС входят консультации по вопросам осуществления планов АТЭС и конкрет­ным приоритетам участия предпринимательского сообщества в этом процессе. Обычно рекомендации ДКС направлены на растущее при­менение нетарифных мер регулирования внешней торговли, содейст­вие мобильности бизнеса во внешнеэкономической деятельности, устранение препятствий на пути стандартизации и гармонизации тех­нических норм, развитие фондовых рынков и электронной торговли, использование сети Интернет в повышении квалификации специали­стов.

Представители США в АТЭС активно добиваются достижения своей лидирующей роли в этой организации с целью расширения по­зиций американских фирм в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Смысл своего участия в АТЭС США видят в создании условий для от­мены пли, по крайней мере, снижения барьеров на пути американ­ских товаров и услуг, в первую очередь - своих малых и средних пред­приятий. Такая позиция США встречает сопротивление со стороны других стран - участниц АТЭС, которые стремятся идею создания зо­ны свободной торговли в регионе передать на объективное обсужде­ние в ВТО, в составе которой большинство - на стороне развиваю­щихся стран.

Для России важны возможности расширения торгового, инвести­ционного и транспортного сотрудничества со странами - членами АТЭС при участии ДКС для содействия реализации совместных про­ектов. Привлекательными факторами реализации этих проектов могут быть использование богатых природными ресурсами регионов Дальнего Востока и Сибири, сравнительно дешевой и квалифициро­ванном рабочей силы, научно-технических достижений в ряде науко­емких отраслей экономики, а также исключительное географическое положение. Территория России распространяется на центральную часть Евразийского континента с выходом к морям, что создает усло­вия для удешевления и ускорения международных транзитных пере­возок.

6.

Наши рекомендации