Одной из перспективных управленческих технологий является формирование межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами
Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспективу трудоустройства и стабильной эффективной занятости. Применительно к депрессивным территориям необходимо разработать специальные целевые программы, которыми следует предусмотреть либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, следовательно, таким путем решать проблемы занятости этой категории населения.
Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.
Намечая меры социальной политики в сфере занятости, следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения её продуктивности, эффективности.Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости. Ее подавляют отсутствие модернизации оплаты труда, высокое налоговое бремя, распространение технологий «теневой экономики».
Необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных предприятий и т.п.. без чего будет тормозиться структурная перестройка производства, без которой нет будущего у экономики.
Обеспечение эффективной занятости, непрепятствование высвобождению из лишней численности персонала может порождать тенденцию роста социально обездоленных категорий населения. Это усилит антагонизацию социальной структуры общества, если не будет дополнена мерами перераспределения трудовых ресурсов путем инициирования самозанятости, других путей честного трудового добывания средств существования.
Особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и интересов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Проблемы не могут быть решены только путем социальной защиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование социальных бед работающего населения — путь, не дающий позитивного решения. Защита трудовых прав и интересов работающего населения должна осуществляться через социальное партнерство при решении проблем в сфере социально-трудовых отношений.
Таким образом, занятость не является самодостаточным средством решения социальных проблем, включая безработное население. Как показала действительность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным факто ром — заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребованностью произведенных им товаров и услуг. Особое значение для благосостояния граждан имеет налоговая политика.Общество уже давно находится в ожидании такой экономической политики, которая давала бы простор трудовой активности, деловой инициативе. Целесообразно на разных уровнях четче обозначить позицию в налоговом регулировании по вопросам необоснованной дифференциации размеров оплаты труда.
В социальной политике необходимо использовать механизм стимулирования инвестиционной и филантропической деятельности предпринимателей на благо творительные цели. Этот опыт накоплен во многих цивилизованных странах и его следует в разумных пределах перенять. В стране должны быть созданы условия для развития социального партнерства в рамках социально-ориентированного использования капитала. Действенный механизм социального партнерства даст но вые источники финансирования отраслей социальной сферы. Однако благотворительность не должна стать некой патерналистской основой отношений отдельных социальных групп, а государство в этой связи не должно отстраниться от выполнение своих социальных обязательств.
Актуален круг вопросов, связанных с формированием доходов населения, прежде всего, доходов от трудовой деятельности. В последние годы отмечается край не неблагоприятная тенденция в соотношениях доходов от трудовой деятельности и доходов от собственности; уровня доходов работников сложного и простого труда. По уровню оплаты труда выделились отрасли с преобладанием относительно простого труда, тогда как отрасли с преобладанием высоких технологий, которые должны составить основу структурной перестройки экономики, не получили поддержки. Трансформация макроэкономических процессов привела к преобладанию в доходах населения доходов, не связанных с оплатой труда. Всё большее значение приобретают доходы от собственности. В такой ситуации ощутимое улучшение материального положения людей, если оно будет идти так, как шло до сих пор, за средними показателями станет скрывать все более зловещее противоречие между растущим богатством одних и вопиющей бедностью других. Особую социально негативную значимость несет процесс дифференциации населения по группам в зависимости от уровня доходов. Недопустимо игнорировать господствующую в народе философию социальной справедливости. Для прекращения процесса раз межевания населения на бедных (около 50% которых в России являются нищими) и очень богатых необходимо предпринять активные меры. В настоящее время в стране количество бедных находится выше критической 10% черты, которая считается порогом люмпенизации населения и является одним из важных индикаторов, свидетельствующих о накоплении потенциала для социального взрыва, либо включении механизма глобальной самоликвидации. Защищать сложившееся положение можно только силой, которой располагает власть, поддерживаемая удовлетворенным этой властью капиталом, пренебрегая мнением народа. Складывающееся сейчас расслоение общества социально несправедливо и экономически нецелесообразно. Это противоречие независимо от того, возникло оно по неведению, либо по умыслу, остается ахиллесовой пятой современной социальной поли тики, и грозит перерасти в социальную катастрофу. Современная цивилизованная экономика должна быть ориентирована на то, чтобы результаты экономической деятельности (прошлой, настоящей и будущей) не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале. Та кую направленность развития следует не только провозгласить, но разработать и внедрить соответствующие механизмы ее реализации. Здесь находится и социальная основа народной поддержки политических партий, отдельных политиков.
Целенаправленное проведение политики доходов предполагает: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной профессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализацию налоговой политики и налоговой системы.
Повышение цены труда потянет за собой цепочку зависимых от этих категорий мероприятий, которые потребуют адекватного механизма их реализации. Решения следует искать в модернизации организационных технологий, кадровых ресурсах, повышении квалификации всех звеньев работников и, что особенно существенно, сопричастности работников к управлению производством. Необходимо определить меры по недопущению вопиющего наступления на права трудящихся, которые сегодня лишены возможности участвовать в таком управлении, наметить этапы их осуществления, подсчитать возможности экономики и выработать технологии социальных реформ в области доходов работающего населения.