Стартап-проектов агро-туризма

Условия инвестиционной привлекательности

В августе 2016 года в ходе рабочей поездки в Алтайский край Президент РФ В.В. Путин провёл заседание президиума Государственного совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации», на котором были подробно обсуждены приоритеты и механизмы привлечения частных инвестиций как в развитие санаторно-курортного дела, так и в развитие внутреннего туризма.

Говоря о развитии внутреннего туризма, подразумевающего многообразие форм посещения гражданами историко-культурных объектов, использования внутрироссийской комплексной туристской инфраструктуры, актуально ставить вопрос и о поиске путей активизации внутреннего агро-туризма, в том числе и как инструмента развития сельских территорий России.

Анализ международного и отечественного опыта становления, государственной поддержки и развития внутреннего агро-туризма позволяет сформировать достаточно убедительную доказательную базу для подтверждения тезисов об этой туристской специализации, как элементе комплексного использования природного и культурного потенциала сельских территорий, что, в свою очередь, позволяет сформулировать гипотезу о необходимости развития внутреннего агро-туризма как нового эффективного метода формирования ментальной агро-самостоятельности населения.

Одной из форм активизации привлечения в сферу агро-туризма частных инвестиций, может стать информирование о целесообразности инвестиционной активности предпринимателей в форме малых и средних венчурных стартап- проектов.

Необходимо понимать, что стартап (от англ. start-up – стартовать, запускать) – это общепринятое понятие, характеризующее коммерческие проекты на стадии развития, определяющей рентабельность и степень дальнейшей инвестиционной привлекательности. Стартап, это, как правило, венчурный коммерческий проект малого и среднего объёма первоначальных инвестиций, привлечённых без кредитования. В дальнейшем проект либо получает инвестиционную поддержку и продолжает активно развиваться, либо, если выбранное направление бизнеса оказывается нерентабельным, закрывается.

В последнее время в России отмечается стойкая тенденция к появлению стартапов в сфере внутреннего агро-туризма. Преимущества развития этой сферы очевидны – создание дополнительных рабочих мест, увеличение зарплат наёмных работников, извлечение ощутимых финансовых выгод инвесторов, социально-культурное оживление в сельских районах, удалённых от промышленных центров. Логично, что поддержка агро-туризма всерьёз рассматривается органами законодательной и исполнительной власти в целом ряде субъектов Российской Федерации.

С 2014 года многократно увеличилось количество научных публикаций в области экономики и регионоведения, затрагивающих проблемы и перспективы развития отечественного агро-туризма. Наметились векторы обсуждения целесообразности и научности применения термина «агро-туризм» в его интерпретациях, таких как «деревенский», «сельский» или «зеленый» туризм.

Осмысляя возможность применения термина «агро-туризм» и его интерпретаций, важно понимать что, собственно агро-туризм - это сектор туристической отрасли, который на базе природных, сельскохозяйственных и культурных ресурсов региона создает комплексный продукт, предназначенный для активного и познавательного отдыха, основанного на смене привычной деятельностной среды и основного вида деятельности туриста.

Подчеркнём, что важным условием организации агро-тура является размещение туристов в аутентичной культурно-бытовой среде производителей отечественной сельскохозяйственной продукции.

В связи с этим, термины «сельский» и «деревенский» туризм далеко не всегда тождественны понятию «агро-туризм». Знакомство с небольшими городами и посёлками городского типа, где могут проживать фермеры, и представлено традиционное отечественное сельхозпроизводство, и где также может быть приобретена их продукция, в сочетании с возможными вариантами паломничества или знакомства с историко-культурными музейными комплексами, расположенными в непосредственной близости от сельхозпредприятий и предприятий переработки сельхозпродукции, может стать необходимым и достаточным условием продвижения продаж агро-турпродукта.

В то же время, характерное для «деревенского» и «сельского» туризма размещение потребителя вдали от многоэтажной и промышленной застройки, туры выходного дня с погружением в традиционные особенности аутентичного быта и культуры повседневности сельских поселений, могут быть благоприятным для реализации турпродукта, но не соответствовать ожиданиям и предпочтениям потребителя, выбирающего агро-туризм. Потребитель агро-турпродукта скорее может рассматривать его как способ знакомства с производителями сельхозпродукции, и возможным формированием собственного алгоритма дальнейшего взаимодействия с ними в собственной повседневной жизни, в целях обеспечения себя и своей семьи качественными продуктами питания без цепочки посредников.

Организация отдыха в сельской местности имеет преимущество в виде небольших стартовых вложений, что особенно актуально в условиях ограниченности ресурсов создателей стартапов.

При этом, анализируя перспективы реализации стартап–проектов, следует учитывать, что туризм сам по себе считается прибыльной отраслью с высокой рентабельностью и коротким сроком окупаемости.

Планирование агро-туристского стартапа – это, как правило, многоэтапный процесс. Маркетинговый анализ, предшествующий планированию стартапов агро-туризма, следует проводить, учитывая природоохранные и социальные нормы, правила сохранения историко-культурного наследия.

Первый этап планирования включает в себя формулирование принципов, регулирующих участие потенциальных потребителей в агро-туре. Таким образом, мы отвечаем на вопрос: кто будет нашим агро-туристом?

После формирования маркетингового портрета потребителя, следует переходить ко второму этапу – мониторингу конкурентоспособных агро-ресурсов, предполагающего анализ конкурентной среды, оценку ёмкости рынка планируемых услуг. Ошибки на этом этапе планирования могут привести или к неоправданно раннему закрытию стартапа в результате чрезмерно короткого срока, спланированного для перехода к оценке рентабельности, либо к нецелесообразно позднему, что также чревато потерей венчурных инвестиций.

Для практики отечественного турбизнеса характерна тенденция слишком раннего закрытия стартапов, когда потребитель ещё не успевает ни узнать, ни привыкнуть к потреблению турпродукта и, даже при успешном его потреблении, не успевает его рекомендовать другим потенциальным агро-туристам.

Третий этап – это планирование основных периодов развития стартапа: легитимизация (регистрация, выбор модели налогообложения, получение возможной государственной поддержки); формирование агро-турпродукта (заключение договоров с контрагентами); реклама и продвижение; мониторинг «кэш-фло» (как соблюдения предусмотренного бизнес-планом движения к самоокупаемости стартапа) и, в случае положительной динамики развития, сравнительная оценка инвестиционной целесообразности дальнейшего развития венчурного стартап-проекта.

Следует отметить, что сравнительная оценка инвестиционной целесообразности по окончании контрольного срока работы стартапа необходима для организации диалога с органами власти, осуществляющими государственную поддержку стартапов, представляющих интерес в рамках решения задач содействия развитию сельхозпредприятий, потребительского рынка, внутреннего туризма и самозанятости населения.

Государственная поддержка стартапов агро-туризма может явиться хоть и временным, но решающим конкурентным региональным преимуществом. В связи с этим, проведение анализа рентабельности стартапа является необходимым навыком их организаторов и потребует анализа развития рынка сбыта, знания бизнес-плана проекта и сметы расходов.

Первым этапом анализа рентабельности станет оценка перспектив развития агро-туризма относительно перспектив развития сельского хозяйства в регионе, запросы и требования его рынков сбыта.

Второй этап - определение сроков существования проекта на основе анализа рынка аналогичных или похожих услуг. При этом целесообразно подстраховать проект расчётом возможной модернизации с внесением дополнительных видов деятельности с самостоятельными отдельными расчётами рентабельности.

Третий этап – создание сметы расходов и затрат на создание стартапа, запуск в работу и развитие в перспективе. При этом следует учитывать фонд оплаты труда сотрудников, оплату услуг контрагентов: реклама, трансферт, питание, гостиничные услуги. Следует не забывать учитывать возмездность страхования рисков. При этом возможно создание двух вариантов сметы – оптимистичного и пессимистичного.

Четвёртый этап – пессимистичный и оптимистичный прогноз окупаемости стартапа, достижения точки безубыточности, учитывая всевозможные риски: оплату непредвиденных юридических услуг, выплаты штрафов, неустоек, компенсаций.

Пятый этап – пессимистичный и оптимистичный расчёт доходности стартапа на разных периодах его развития.

Следует принять во внимание, что отрицательное значение приведённой стоимости стартапа не обязательно означает непривлекательность его для инвестирования. Возможно, это результат неправильного выбора ставки дисконтирования.

Рентабельность – это уровень доходности стартапа, выраженный в процентах. Это относительный показатель, с помощью которого можно судить о результатах деятельности проектов, имеющих одинаковую прибыль. Индекс рентабельности – это выраженная в процентах норма рентабельности: PI = P/100% + 1, где Р – рентабельность инвестиций, положительная величина.

Рентабельность стартапа может характеризоваться целым рядом коэффициентов. Это и коэффициент рентабельности продаж, который рассчитывается делением суммы чистой прибыли к общему объёму продаж – выручке. При расчёте этого коэффициента следует обращать особое внимание на учёт уровня затрат, которые были сделаны для достижения результата.

Возможно, для оценки рентабельности стартапа может быть адаптирован коэффициент рентабельности продукции, например единицы агро-турпродукта – путёвки. Он определяется как доля чистой прибыли в общем объёме себестоимости путёвки.

Целесообразно рассчитать и коэффициент рентабельности активов, который даст возможность определить, сколько чистой прибыли получено на каждую денежную единицу активов стартап-проекта.

Коэффициент рентабельности внеоборотных активов рассчитывается делением величины основных средств на сумму чистой прибыли и показывает, насколько эффективно стартап использует долгосрочные активы и как быстро они окупаются. Коэффициент рентабельности оборотных активов показывает, насколько эффективно инвестиции используются в одном производственном цикле.

Пожалуй, наибольшее значение для инвесторов представляет коэффициент рентабельности собственного капитала, который рассчитывается как доля чистой прибыли в объёме капитала стартапа и характеризует эффективность использования капитала инвесторами.

Но, наиболее важным показателем инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности стартапа является коэффициент рентабельности инвестиции, который определяется делением объёма чистой прибыли на сумму долгосрочных пассивов, то есть собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Если коэффициенты рентабельности агро-туристского стартапа отрицательны, что демонстрирует убыточность, то необходимо или повышать цены на единицу продукции - путёвки, либо искать пути сокращения её себестоимости. Возможен положительный эффект и от оптимизации ассортимента. Целесообразно устанавливать цены не выше покупательной способности потенциальных потребителей агро-турпродукта. Разумный демпинг на этапе старта будет способствовать росту клиентской базы. Ценовая политика – обязательная часть бизнес-плана при анализе стартапа на предмет рентабельности.

Важно учитывать, что рентабельность отражает способность руководства стартапа контролировать издержки и результативно определять ценовую политику. Рентабельность отражает и операционную эффективность кампании. Важно ежеквартально и ежегодно отслеживать динамику рентабельности для каждого варианта агро-турпродукта.

Говоря об экономическом анализе агро-туристских стартапов, мы, прежде всего, имеем ввиду рентабельность продаж, которая отражает эффективность финансовой деятельности руководителей проекта и показывает, какая часть выручки приходится на прибыль. И в ситуации с агро-туристскими стартапами, используется показатель рентабельности вложений, который рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости первоначальных вложений.

В заключении следует отметить, что успех рентабельных стартапов внутреннего агро-туризма, как инновационных форм организации и сотрудничества в деле развития сельских территорий, – это перспективное направление содействия реализации Приоритетного национального проекта в сфере сельского хозяйства, направленного на развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

Литература

1. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие для вузов/ А.М. Ветитнев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

2. Ефимова О. В. Анализ финансового положения предприятия – М.:1997.

3. Костин К.Б. Современные подходы к анализу потребительских ценностей и предпочтений в международной практике агротуризма: монография/ К.Б. Костин и др. – СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. – 23,25 п.л. / 0,4 п.л.

4. Кузькина В.И., Рытченко А.В. Агротуризм как инструмент развития сельских территорий России//Гуманизм и Право. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции технолого-экономического института СПбГАУ. – СПб, 2016. – с.90-93.

5. Кузькина В.И. Сельский туризм как элемент комплексного использования природного и культурного потенциала сельских территорий// Гуманизм и Право. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции технолого-экономического института СПбГАУ. – СПб, 2016. – с.94-97.

6. Лученок С.А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь / С.А. Лученок. — Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2008. — 198 с.

7. Третьякова Т.Н. Основы курортного дела: учеб. пособие для вузов/ Т.Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

Наши рекомендации