Краткая характеристика бизнес-окружения организации
Данный пункт предполагает краткое описание бизнес-окружения организации по элементам деловой среды, в состав которой входят:
- потребители продукции;
- поставщики ресурсов;
- конкуренты и/или деловые партнеры;
- инфраструктура;
- государственные и муниципальные органы, деловые объединения, ассоциации;
- международный сектор.
Потребители – непосредственные покупатели: торговые организации, дистрибьюторы, оптовики, торговые агенты, клиенты. Их состав зависит от сферы деятельности, особенностей товаров и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и др., кроме них – общества потребителей, общества экологической защиты и др., вступающие в непосредственное взаимодействие с производителем по поводу качества продукции, добросовестности рекламы, соблюдения экономических требований и т.д.
Формы влияния потребителей на организацию – требования к качеству, дизайну, техническим характеристикам продукции, форме оплаты, угроза перехода к др. производителю, предпочтение торговой марке и т.д.
Формы влияния производителей на потребителя – низкие цены, высокое качество, уникальность продукции (таблица 1).
Степень воздействия различных групп потребителей на привлекательность отрасли и на процесс формирования конкурентных преимуществ фирмы зависит от следующих факторов:
- концентрация потребителей (их количество и объем закупок);
- степень стандартизации и дифференциации продукции, приобретаемой потребителем;
- возможность покупателей осуществить обратную вертикальную интеграцию;
- степень влияния цены приобретаемой продукции на себестоимость продукции потребителя (доля в издержках);
- прибыльность отрасли фирмы-покупателя;
- степень организации потребителей (наличие союзов потребителей, законов о защите прав потребителей и т.д.);
- стоимость переключения на нового поставщика или товар-заменитель;
- значимость приобретаемого продукта для обеспечения необходимого уровня качества товаров фирмы-покупателя.
Анализ поставщиков материальных и природных ресурсов содержит оценку ресурсной зависимости, ее причин (таблица 1).
Влияние поставщиков на привлекательность отрасли и на конкурентные преимущества фирм-производителей можно представить следующими факторами:
- концентрация поставщиков (количество фирм и соотношение их возможностей);
- степень дифференциации и уникальности продукции поставщиков;
- наличие товаров-заменителей;
- издержки, связанные с переключением на другого поставщика;
- значимость отрасли для поставщика;
- значение поставщика для покупателя, сила влияния продукции поставщика на цену и качество продукции покупателя;
- угроза вперед идущей интеграции со стороны поставщиков.
Конкуренты рассматриваются как реальные и потенциальные.
Уровень конкуренции между участниками отрасли определяется переменными:
- количество конкурентов и их возможности;
- темпы роста рынка;
- степень дифференциации продукции;
- издержки покупателя, связанные со сменой поставщика;
- себестоимость и цена готовой продукции;
- барьеры выхода;
- различия в моделях корпоративного поведения, степень соблюдения всеми участниками «правил игры»;
- приобретение крупными компаниями из других отраслей убыточных фирм и осуществление решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению их в лидеров рынка.
Угрозу появления новых конкурентов можно представить как совокупность следующих факторов:
- экономия на масштабах производства;
- товарная дифференциация;
- объем необходимых капвложений;
- политика госрегулирования;
- доступ к каналам распределения;
- приверженность к товарным маркам и предпочтения покупателей;
- степень готовности компаний, работающих на рынке, охранять свои позиции;
- доступ к новым технологиям и ноу-хау;
- использование эффекта кривой опыта.
Инфраструктура организации – та часть ДСО, которая обеспечивает организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, осуществляет транспортное обслуживание, оказывает консультационные, аудиторские, страховые и др. услуги (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консалтинг и аудит, лизинговые организации, арендаторы, охранные агентства, железные дороги и пр.) (таблица 1).
Государственные и муниципальные организацииоказывают следующее влияние на организацию ‒ от прямого вмешательства до регулирования экономической деятельности: принятие законов и нормативных актов, полное/частичное владение акциями, лицензирование, предоставление субсидий, взимание налогов, применение экономических и административных санкций и т.д. В условиях кризиса деятельность этого элемента деловой среды подвержена частым и непредсказуемым изменениям (таблица 1).
Международный сектор – рассмотренные выше элементы деловой среды, но иностранных государств.
Таблица 1 - Критерии оценки деятельности предприятий со стороны некоторых заинтересованных групп
Заинтересованные группы | Критерии оценки |
Покупатели | Соотношение потребительских свойств и цены товара, доступность товара, сервис |
Акционеры | Рыночная стоимость ценных бумаг, дивиденды, влияние на управление |
Правительственные органы | Исполнение законов, уплата налогов, поддержка правительственных программ |
Профсоюзы | Уровень ЗП, стабильность занятости, условия труда и возможности профессионального роста |
Кредиторы | Надежность, выполнение условий контрактов |
Поставщики | Своевременность исполнения платежей, стабильность заказов |
Конкуренты | Скорость проникновения на рынки, инновации, конкурентные преимущества |
Общественность | Благотворительность, создание рабочих мест |
Необходимо помнить, что деловая среда формируется в процессе деятельности организации и меняется со временем.
Условия изменения деловой среды:
- смена стратегии;
- смена сферы деятельности;
- смена номенклатуры продукции;
- смена рынков сбыта и пр.
Границы деловой среды могут расширяться под воздействием факторов внешней среды. Демографические факторы оказывают существенное влияние на структуру и динамику рыночного спроса. Политические решения влияют на корпоративную культуру. Экологические факторы влияют как на выбор места производства и источников сырья, так и на используемые технологии, процессы, материалы. Технологические факторы (уклады) определяют степень стабильности технологической среды.