Скольжение правого легкого

Сядьте на пол, скрестив ноги. Закройте глаза, наклоните голову вперед, соедините руки и заложите их за затылок, так, чтобы локти свободно висели между колен. Если вам трудно согнуться таким образом, вы обнаружите также, что в точке, где позвоночник не гибок, легкое не движется и не дышит. Что трудно сделать, то трудно представить. В таком сидячем положении опять представьте себе, как воздух проходит через ноздри, мимо неба в трахею; наблюдайте за распрямлением легкого к правой лопатке наверху и к печени внизу, думайте также и о средней доле. Посмотрите, можете ли вы в этом положении представить себе, что вы чувствуете, как легкое скользит по всей своей длине па плевре. Посмотрите, в каких точках в вашем представлении легкое не скользит свободно. Найдя эти точки и умея ясно их себе представить, вы сможете больше и с большей легкостью наклонить голову вперед. Встаньте, пройдитесь, обратите внимание на ясную разницу, которую вы можете наблюдать в своем дыхании слева и справа.

Согласитесь, что трудно поверить, что размышление о движении воздуха по трахее и бронхам действительно направляет его только к тем точкам справа, о которых вы думаете. По-видимому, мышцы той стороны, о которой вы думаете, начинают работать несколько иначе после того, как вы попрактиковались несколько минут, так что выдох с этой стороны немного изменился. Во всяком случае, мышцы груди и диафрагмы работали одинаково слева и справа во время каждого вашего дыхания, потому что весьма трудно научиться двигать одной стороной, скажем, груди, не двигая другой. Разница, которую вы чувствуете, возникает только от изменения в работе и организации мышц, порожденного вашим вниманием, направленным на их работу и пространственное расположение частей тела, находящихся в движении.

Эти изменения в действительности имеют место в высшей части нервной системы, а не в самих мышцах, и касаются всей правой стороны. Следовательно, вы сможете отметить соответствующие изменения в лице, правая рука и правая нога станут ощущаться длиннее и легче. Посмотрев в зеркало, вы можете убедиться, что это не воображение, потому что правый глаз действительно открыт шире, и морщины на правой стороне лица менее резки, чем на левой.

Параллельное движение на левой стороне

Сядьте на пол. Скрестив ноги, и представьте себе на этот раз распрямление левого легкого. Голова начинает медленно подниматься с каждым дыханием. Наблюдайте, как дыхание распространяется вдоль позвоночника с движением головы. В тех местах, где позвоночник зажат, грудь не движется и не притягивает к себе легкое в достаточной степени, оно не скользит. Продолжайте до тех пор, пока вам не покажется, что оно стало скользить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать движение диафрагмы, тянущей поясничные позвонки.

Встаньте, пройдитесь, почувствуйте изменения, которые произошли после того, как вы сделали значительную часть процесса дыхания сознательной.

Дыхание левым легким; голова наклонена вправо

Снова сядьте на пол. Согните правую ногу назад, левую поместите перед собой, опирайтесь на пол левой ногой и наклоните голову таким образом, чтобы правое ухо приблизилось к плечу. Оставаясь в этом положении, наполните легкие воздухом. В воображении растяните левую сторону до плеча в направлении уха и одновременно вниз. Таким образом, легкое будет скользить, заполняя все пространство на левой стороне груди. При выдохе представьте себе отход легкого от груди. Заметьте, что голова уже не будет лежать на плече. Это происходит из-за недостатка гибкости груди, мышцы которой все еще слишком напряжены. Дыхание не является полным в любом месте груди, которое не вполне гибко.

Дыхание правым легким

Сядьте на пол, дышите как ранее. Представьте себе изменение правого легкого и его отход от стенок груди при выдохе, ощущение сжимания, как будто оно буквально отодвигается. Заметьте, что когда вы наблюдаете, что происходит на правой стороне, голова и туловище наклоняются влево в стадии удлинения и возвращаются к середине при выдохе.

Встаньте и отметьте изменения, которые вы можете почувствовать.

Современные исследования поведения животных в естественных условиях их жизни показали, что элементы социальной структуры не созданы человеком в том смысле, в каком человеком создана музыка и математика. Тесная связь с определенным домом или территорией, преданность стаду или стае, враждебность к членам чужого стада, даже фиксированная иерархия в стае, — все это показывает, что войны за территорию и борьба за власть и положение являются животным наследием в человеке. Агрессивные импульсы всегда были камнем преткновения при попытках людей усовершенствовать себя. Немногие исключительные люди, которые действительно стремились к миру и подлинной братской любви, достигли такого состояния, совершенствуя свое сознавание, а не подавляя свои страсти.

Если справедливо, что мы наследуем инстинкты, то это значит, что точно также наследуется и сознавание, то есть совершенствовать сознавание предпочтительнее, чем подавлять свое животное начало. Сознавание — высшая стадия человеческого развития, и, когда оно является полным, оно поддерживает гармоничную «правильность» деятельности тела. Если человек силен, сильны и его страсти, и его способности и жизненность находятся на том же уровне. Невозможно подавить первичные влечения без уменьшения общего потенциала. Совершенствование осознавания предпочтительнее любых попыток преодолеть инстинктивные влечения. Чем, более полным становится сознавание в человеке, тем более способен он удовлетворить свои желания без нарушения первичного осознавания, и каждое его действие будет становиться все более человеческим.

В наше время молодые люди освобождают себя от условностей, сковавших их предков в области морали, секса, эстетики. Лишь в немногих областях, таких как наука и производство материальных благ, они могут следовать своим предшественникам, не ущемляя своих чувств, в остальных областях жизни они находятся в состоянии бунта или в состоянии полной неразберихи.

Увеличение осознавания поможет им преодолеть смятение и освободить свою энергию для творческой работы.

Содержание

Метод Фельденкрайза...................................... 5

I. Понимание при действии

Предисловие....................................................................7

Образ себя.....................................................................14

Уровни развития...........................................................27

С чего и как начать................,........................................31

Структура и функция......................................................39

Наши рекомендации