Прочие формы технологического обмена

Важной формой передачи технологии является поставка комплект­ного оборудования, которая рассматривалась в главе 3. Поставка комплектного оборудования представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает прежде всего строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий и/или ноу-хау,

Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. нача­ли активно использоваться и другие формы технологического обме­на, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называ­ют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.

Наиболее простой из этих форм является заключение субконт­рактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные ино­странные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.

В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется подтоварным знаком иност­ранной фирмы.

Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в раз­вивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предостав­ляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяет­ся на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназнача­ется для возмещения расходов иностранной компании на геолого­разведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— пред­ставляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной про­порции распределяется между иностранной компанией и государст­вом.

В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми ино­странная компания занимается только геологоразведочными рабо­тами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения неф­ти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплу­атационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство разви­вающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.

В соответствии с контрактами на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передает­ся другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:

общее управление (текущее и перспективное планирование дея­тельности);

управление финансами;

проведение административной и кадровой политики;

управление производством;

организация сбыта.

Контракты на управление заключаются в основном до строитель­ства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями.

Оплата за управленческие услуги может принимать различные формы, например выплата определенного процента от объема про­даж или прибыли.

Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрак­там. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей про­дукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.

По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профи­лактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.

Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получате­лями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.

В настоящее время франчайзинг широко применяется в между­народных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида:

франчайзинг продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компа­нии, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалко­гольных напитков;

комплексный франчайзинг (business format franchising), предусмат­ривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой страте­гии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса, рейтинга и др.;

розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.

В международной практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко франчайзинг распространен на американ­ских фирмах.

Принимающая страна получает немалые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то же время выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предо­ставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.

Самостоятельной и очень распространенной формой международ­ного технологического обмена является инжиниринг, который пред­ставляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-техниче­ских разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:

1) услуги по подготовке производства:

предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка тех­нико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);

проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабо­чих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);

послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);

2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;

3) услуги по обеспечению реализации продукции. Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжини­ринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется персо­налом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консуль­танта и не несет ответственности за осуществление проекта.

Второй метод предполагает выполнение иностранной инжини­ринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным под­рядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.

Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объектов за рубежом. К ним относятся:

обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложе­нием перечня подлежащих выполнению работ;

сроки и графики выполнения работ;

численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;

степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств;

условия и ставки оплаты; условия заключения субподрядных контрактов и др.

Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжи­ниринговых услуг используются три основных метода.

1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инжене­ров-консультантов.

Этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение специалистов, и других работ неизменного характера, объем которых зачастую невозможно опре­делить. Расценки по данному методу устанавливаются на основе ры­ночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы, включая различные доплаты, затраты на социальное обеспечение, начисления на зарплату и т.п. Эти ставки дифференцированы в соответствии с характером работы, уровнем квалификации, служебным положением работника и т.п. Совокупные затраты на оплату труда персонала инжиниринговой фирмы, рас­считанные на основе фактически отработанного времени каждого работника, умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется факти­ческая сумма прямых материальных и других затрат. В результате получается общая сумма оплаты за услуги, предоставленные инжи­ниринговой фирмой.

Ставки оплаты труда и размеры коэффициента изменяются в за­висимости от национальной принадлежности, а также престижа и опыта работы данной фирмы. Коэффициент, устанавливаемый фир­мами промышленно развитых стран, колеблется в пределах 2—3, а ставки оплаты персонала различаются еще больше.

2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознагражде­ние.

Этот метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенными заранее объемом и структурой. При данном методе оплаты заказчик возмещает инжиниринговой фирме все фактические расходы, как прямые, так и накладные, и в соответствии с условиями контракта выплачивает фиксированную сумму или про­центную надбавку, установленную с учетом общего объема работы, конъюнктуры и других факторов. Доля такой надбавки в совокупных расходах инжиниринговой фирмы колеблется от 10% для особо крупных проектов до 25% для небольших проектов.

3. Оплата в процентах от стоимости строительства.

Этот метод применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг (полный инжиниринг). На международном рынке данный: тип контрактов занимает ведущее место, поэтому этот метод оплаты наиболее часто используется при определении цены инжиниринговых услуг в экспортных сделках.

Цены на экспортируемые инжиниринговые услуги обычно выше внутренних на 40-50% для импортеров в промышленно развитых странах и в два раза для импортеров в развивающихся странах. Такая ценовая политика объясняется, с одной стороны, повышенным спро­сом на инжиниринговые услуги в развивающихся странах, а с другой — фактической монополией на предоставление этих услуг со стороны промышленно развитых стран.

Среди экспортеров инжиниринговых услуг доминирующее поло­жение занимают американские компании, их основными соперни­ками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.

ЮНИДО

Организация Объединенных Наций по промышленному разви­тию (ЮНИДО) — United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) была основана в 1967 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН (резолюция ГА 2152 (XXI) от 17.11.66 г.). Она принадлежит к числу специализированных учреждений ООН.

Основной целью ЮНИДО как центрального координирующего органа ООН является содействие промышленному развитию в раз­вивающихся странах и, как следствие, создание нового мирового экономического порядка.

В Программу реформ ЮНИДО (Декларация Яунде, принятая на Генеральной конференции ЮНИДО в 1993 г.) включены следующие основные положения:

индустриализация наименее развитых стран;

приоритетное промышленное развитие Африки;

содействие структурным реформам, оздоровлению и приватиза­ции промышленности;

расширение экономического и технического сотрудничества с развивающимися странами;

поощрение сотрудничества и координация действий с другими международными финансовыми организациями и институтами. Основными функциями ЮНИДО являются:

координирующий центр по промышленной технологии;

посреднические функции в сфере промышленного сотрудничества;

центр информации по промышленным вопросам.

ЮНИДО имеет следующую структуру:

1) главные органы:

генеральная конференция;

Совет по промышленному развитию;

секретариат, генеральный директор;

отделения ЮНИДО;

2) вспомогательные органы:

комитет по программе и бюджету;

специализированные комитеты.

Генеральная конференция, состоящая из представителей стран-чле­нов, определяет принципы и политику организации, рассматривает отчеты Совета, генерального директора и вспомогательных органов. Она утверждает бюджет, избирает членов Совета и назначает гене­рального директора по рекомендации Совета. Конференция созыва­ется раз в два года.

Совет по промышленному развитию, являющийся руководящим и контрольным органом, состоит из 53 членов, избираемых сроком на четыре года с учетом регионального представительства (33 члена — от развивающихся стран, 15 — от промышленно развитых стран и 5 — от стран Восточной Европы). Совет контролирует исполнение рабочих программ, бюджета и решений конференции. Он может давать по­ручения генеральному директору Совет заседает не менее одного раза в год.

Генеральный директор (избирается на четыре года, возможно по­вторное избрание) руководит секретариатом и является высшим должностным лицом ЮНИДО. На него возложены полномочия по руководству организацией с учетом директив конференции и Совета. Секретариат подразделяется на департамент общего управления (бюро генерального директора и внешние связи) и на восемь возглавляе­мых директорами отделов (людские ресурсы и развитие предприни­мательства, поддержка операций, мобилизация фондов, стратегия и разработка программ национального развития, информация и ис­следования, промышленность и окружающая среда, инвестиции и технологии, администрация).

Отделения (бюро по связи) в Нью-Йорке и Женеве поддерживают контакты с организациями системы ООН (координация проектов).

Комитет по программе и бюджету состоит из 27 членов, избира­емых на два года с учетом регионального представительства (15 чле­нов из развивающихся стран, 9 — из Западной Европы и 3 — из стран Восточной Европы). Он оказывает помощь Совету в подготовке и изучении предложений генерального директора по программе и бюджету и формулирует рекомендации в этой области. Комитет заседает не менее одного раза в год.

Конференции и Совет могут создавать другие вспомогательные органы, в частности специализированные комитеты.

ЮНИДО финансируется за счет обязательных и добровольных взносов своих членов, дотаций Программы развития ООН, а также за счет Фонда промышленного развития ЮНИДО.

ЮНИДО совместно с правительствами, различными организаци­ями и частным сектором предоставляет особые услуги (консалтинг, проведение научных исследований и т.д.) и разрабатывает специаль­ные программы (например, специализированные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР, региональ­ная программа по сотрудничеству в области промышленного разви­тия Латинской Америки и стран Карибского бассейна).

Для стимулирования инвестиций ЮНИДО организует националь­ные и региональные форумы и конференции. Бюро по стимулирова­нию инвестиций в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Варшаве, Вашингтоне, Вене и Цюрихе налаживает контакты между промышленно развитыми и развивающимися странами в области инвестиций.

Около 40 советников ЮНИДО работают в различных развиваю­щихся странах в тесном контакте с местными представительствами Программы развития ООН.

Международный центр генетики и биотехнологии, получающий помощь от ЮНИДО и являющийся с 1994 г. межправительственной организацией, ставит своей целью ускорение передачи новейших технологий развивающимся странам. Лаборатория в Дели занимает­ся этими вопросами в области охраны здоровья человека, сельского хозяйства и ветеринарии, лаборатория в Триесте — в области полу­чения энергии из биомассы.

Технические службы ЮНИДО, находящиеся в распоряжении стран-членов, разрабатывают проекты в области технического со­трудничества, подготовки кадров, помощи малым и средним пред­приятиям, охраны окружающей среды, промышленной политики, институционального строительства и др., проводят аналитические тематические исследования странового, регионального и глобального характера и публикуют их результаты.

Издания ЮНИДО как по общим, так и по отдельным вопросам появляются с различной степенью периодичности (от ежемесячных до ежегодных), среди них ежегодные отчеты «UNIDO Newsletter», «UNIDO Update». Статистические и другие сведения представляют базы данных Банка промышленной и технологической информации (Industrial and Technological Information Bank).

Литература

1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 1992.

2. Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых кон­трактов. — М.: Российское право, 1992.

3. Как продать Ваш товар на внешнем рынке. — М.: Мысль, 1990.

4. Мухопад В.И. Сквозь барьеры протекционизма. — М.: Мысль, 1988.

5. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отноше­ния, 1990.

6. Патентоведение. — М.: Машиностроение, 1984.

7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.

Глава 11

Наши рекомендации