Эффект дохода и эффект замещения
Данная модель поведения потребителя объясняет влияние цены товара на выбор потребителя.
Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос:
1. При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Эта эффект замещения.
2. При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Это эффект дохода.
Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.
Эффект замещения.
Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Графически зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так (ç). Если рассмотреть спрос на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса.
Нужно учитывать, что степень влияния эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.
Эффект дохода
Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.
Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.
Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения?
Для этого используем графическую модель Дж. Хикса.
R1 – бюджетная линия, точка С1 – точка равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при этом R2 встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия. Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.
Для того, чтобы разделить эффект дохода и эффект замещения проведем прямую R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1. Проекция точки C3 на ось Ох разделит эффект замещения и эффект дохода.
В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:
1. нормальные товары
2. товары низкого качества
3. товары Гиффена
Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода:
В этом случае общий эффект не так значителен, что означает достаточно низкую эластичность спроса по цене:
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар Х:
Это характерно для товаров Гиффена. Таким образом, товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена: