Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица 1 страница

В идеальной модели национальной экономики устойчиво возрастает объём производства ВВП, а уровень цен остаётся стабильным. Так и было в XIX и начале ХХ веков в условиях золотого стандарта, когда национальные валюты были привязаны к объёму имеющегося золотого запаса страны. Но со сломом золотого стандарта, после первой мировой войны, инфляция возникла как закономерность мировой экономики. Правда, с 1944 года с созданием Бреттон-Вуддской системы, привязкой национальных валют стран-участников к доллару и обязательством США обменивать предъявляемые доллары на золото по стабильному курсу, инфляция на два с половиной десятилетия была приглушена. Однако американский дефолт 1971 года, отказ от золотого обеспечения вброшенного в мировую экономику триллиона долларов вызвали крах мировой валютной системы, плавающие курсы валют и неограниченную инфляцию.

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Количественную оценку инфляции даёт такой показатель, как дефлятор ВВП. То есть отношение номинального ВВП к реальному. Следовательно, этот показатель отражает падение реального ВВП, накручивание денежного вала.

В зависимости от темпов роста цен различают следующие три формы инфляции: во-первых, умеренную, во-вторых, галопирующую и, в-третьих, гиперинфляцию. При умеренной цены растут менее, чем на 20% в год. При галопирующей наблюдается рост цен от 20 до 200% в год. Это значит, что контракты предпринимателям и фирмам приходится привязывать к росту цен, а деньги покупатели вынуждены ускоренно материализовывать в товары. А при гиперинфляции цены растут ещё более высокими темпами, расхождение цен и зарплаты становится катастрофическим. Например, в РФ в 1993 году инфляция была 1300%; в Аргентине в 1990 году – 20000%, то есть цены выросли в 200 раз.

По другому критерию – по степени расхождения роста цен на различные группы товаров - различают две формы инфляции: во-первых, сбалансированную, а во-вторых, несбалансированную. При сбалансированной цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в постоянной пропорции. А при несбалансированной цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в различных пропорциях. По третьему критерию - в зависимости от степени предвидения – различают следующие две формы инфляции: во-первых, ожидаемая и, во-вторых, неожидаемая. Ожидаемая означает прогнозируемый рост цен, а неожидаемая – непрогнозируемый. Четвёртый критерий классификации форм инфляции – в зависимости от степени распространения – различает две формы: во-первых, локальную, а во-вторых, мировую инфляцию. Локальная имеет место в рамках отдельных стран. А мировая охватывает большинство стран мира. Такова краткая классификация форм инфляции.

Какие же причины или факторы вызывают инфляцию? Совокупность таких причин или факторов можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним следует отнести, во-первых, рост цен на мировых рынках; во-вторых, сокращение поступлений от внешней торговли; в-третьих, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, то есть превышение импорта над экспортом; в-четвёртых, отрицательное сальдо платёжного баланса, то есть превышение выплат над поступлением в текущих расчётах государства. Таковы внешние причины или факторы инфляции.

Что касается внутренних причин инфляции в смешанной системе, то к ним надо отнести следующие. Во-первых, деформацию экономики в сторону отставания отраслей потребительского сектора от отраслей тяжёлой индустрии, особенно военного машиностроения. Во-вторых, монополию государства на денежную эмиссию, внешнюю торговлю и правительственные расходы. В-третьих, монополию крупнейших корпораций на установление цен на рынках, не согласующихся с их собственными издержками. В-четвёртых, монополию профсоюзов на регулирование ставок заработной платы своих членов через соглашения с работодателями при обязательствах последних повышать ставки в соответствии с ростом инфляции. Наконец, в-пятых, к таким причинам или источникам надо отнести непомерно высокие налоги или процентные ставки за кредит.

Все названные здесь внешние и внутренние причины в их совокупности исходят из двух альтернативных источников: во-первых, из инфляции спроса, а, во-вторых, из инфляции предложения. При инфляции спроса равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. А при инфляции предложения растут издержки производства и, таким образом, поднимается цена предложения.

В первом случае инфляция спроса вызывает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. При этом наблюдается полная занятость, так как стимулируемая высокой ценой промышленность максимально нагружает производственные мощности. Возрастание спроса в этом случае могут вызвать, во-первых, государство (через военные и социальные заказы), во-вторых, профсоюзы (например, при благоприятных итогах коллективных договоров о размере заработной платы растёт покупательная способность трудящихся), в-третьих, фирмы (например, через повышенный спрос на средства производства в условиях экономического бума). Таким образом, при инфляции спроса избыток денежных расходов наталкивается на ограниченное предложение товаров, производимых при полной занятости. Однако надо заметить, что к началу XXI века в развитых странах инфляция спроса осталась лишь в воспоминаниях, поскольку к этому времени там не оказалось ни достаточно долгой полной занятости, ни свободного рынка, ни стабильных цен. Причём в докризисный период (до 2008 года) цены росли постоянно, даже в период спада, при недогрузке мощностей, то есть наблюдалась стагфляция.

А теперь обратимся ко второму случаю – инфляции предложения. Здесь рост цен вызван увеличением издержек производства при недоиспользовании производственных ресурсов, то есть при неполной занятости. Причинами этого роста цен могут выступать те же три монополии. Например, государство может платить частным фирмам за выполнение качественного государственного заказа по монопольно завышенным ценам. Или государство может усилить инфляцию через эмиссию бумажных денег. Другой пример связан с тем, что профсоюзы требуют повышения заработной платы, а это ведёт к росту издержек фирм. А значит, говорят сторонники так называемой теории «инфляционной спирали», ведёт к росту цен и тогда профсоюзы снова потребуют повышения заработной платы. Следовательно, рост цен станет бесконечным. На основе этой теории организаторы российских реформ в 1990-х годах утверждали, что нельзя повышать заработную плату, чтобы не допустить инфляцию. Они доходили даже до невыплаты зарплаты вообще. Однако теоретики лейбористской партии Великобритании резонно заметили: как никто не доказал, курица появилась раньше, чем яйцо, или яйцо раньше курицы, так и исходной точкой инфляционной спирали можно взять не профсоюзы, а фирмы, монопольно повышающие цены. А это уж третий вид монополии. Например, рост цен на нефть в 1970-х годах был вызван не только ближневосточным политическим кризисом, но и сырьевыми монополиями США в их погоне за сверхприбылью. Ведь запасов нефти в этой стране немало, но нефтефирмы взвинтили цены. А это через мультипликатор привело к удорожанию других, прежде всего технологически зависимых от нефти товаров. В итоге темп инфляции увеличился тогда вчетверо. Таковы причины и источники инфляции.

А теперь рассмотрим, какие социально-экономические последствия вызывает инфляция. К ним относятся, во-первых, перераспределение доходов и богатства, во-вторых, отставание цен государственных предприятий от рыночных цен, в-третьих, скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги, в-четвёртых, стремление населения и корпораций материализовать свои быстрообесценивающиеся денежные запасы, в-пятых, нестабильность и недостаточность экономической информации, в-шестых, падение реальной процентной ставки на ежегодный процент роста инфляции.

Первое из перечисленных последствий проявляется, например, если коллективный договор между фирмой и профсоюзом уже заключён на пять лет вперёд без учёта возможного резкого роста цен. А если такой рост происходит, то рабочие теряют часть реальной заработной платы в пользу фирмы. В свою очередь, фирма может проиграть другой фирме, если цены первой вырастут меньше, чем второй, то есть несбалансированно. В этом случае часть дохода первой фирмы перейдёт в карман второй.

Причина второго социально-экономического последствия инфляции заключается в том, что в государственном секторе цены издержек и товаров пересматриваются реже, чем в частном секторе. Почему так происходит? Потому что каждое изменение своей цены государственное предприятие должно обязательно обосновывать и согласовывать в вышестоящих инстанциях. В результате нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, государство теряет часть своего потенциала, возможности воздействовать на экономику.

Третье из названных ранее последствий инфляции может выражаться в том, что прогрессивное налогообложение автоматически зачисляет различные социальные группы при росте инфляции в более состоятельные, чем по реальному доходу. Ведь за основу берётся изменение номинального дохода. В результате государство собирает всё возрастающую сумму налогов без принятия новых законов о налогообложении. Об этой опасности предупреждал ещё Кейнс в 1930-е годы. После этого страны Запада стали применять индексации налоговых законов с учётом темпов инфляции.

Следующее, четвёртое социально-экономическое последствие инфляции выражается в том, что происходит поспешный, слабопродуманный и чрезмерный расход реальных ресурсов экономики, её перенапряжение и нарушение межотраслевой пропорциональности.

Проявление пятого последствия выражается в том, что постоянно меняется информация о ценах. В результате и продавцы, и покупатели всё чаще ошибаются в оптимальном выборе цены. Следовательно, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы. А значит, снижается и экономическая активность бизнеса.

В качестве примера шестого социально-экономического последствия инфляции можно указать на такой факт, что если, положим, в США в 1990 году темп инфляции был 4%, то, значит, обладатели денег в том году получили в названной стране реальный доход от валюты меньше на эти же 4%.

Таковы основные социально-экономические последствия инфляции. На их предотвращение или хотя бы ослабление и направлена такая составляющая макроэкономической политики государства смешанной системы, как антиинфляционная политика.

В свою очередь, антиинфляционная политика включает в себя, во-первых, политику противодействия грозящей инфляционной напряжённости, во-вторых, политику отбрасывания инфляции, сдерживания инфляционного давления, в-третьих, политику восстановления равновесия в условиях инфляции. Первая из перечисленных составляющих может быть или в форме ослабления избыточного спроса, или в форме усиления совокупного предложения. При этом ослабление избыточного спроса базируется на монетаристской теории. Оно предполагает сокращение спроса путём проведения денежной реформы, снижения бюджетного дефицита, удорожания кредита, сокращения налоговых ставок. А усиление совокупного предложения базируется на кейнсианской теории. Оно предполагает увеличение инвестиционного спроса за счёт усиления государственных расходов и дешёвого кредита. Важно заметить, что кейнсианский способ легче переживается населением, чем монетаристский.

Вторая составляющая антиинфляционной политики государства – отбрасывание инфляции, сдерживание инфляционного давления – тоже может проявляться в одной из следующих двух форм: во-первых, политика «замкнутой цепи», а во-вторых, политика «зарплата-цена». Первая форма здесь – это предотвращение повышения цен, когда растёт спрос на рынке потребительских товаров и когда масса этих товаров не может быть увеличена. Указанная форма отличается следующими особенностями. Во-первых, деньги, пущенные в обращение, возвращаются путём сбора налогов и займов. Во-вторых, государство блокирует цены на потребительские товары и заработную плату. В-третьих, государство устанавливает нормирование предметов потребления.

Вторая форма – политика «зарплата-цена» - это ограничение доходов населения через замораживание заработной платы и цен. Особенности данной формы заключаются в том, что она, во-первых, используется для борьбы с инфляцией в краткосрочный период, а во-вторых, при длительном использовании переводит открытую инфляцию в подавленную, разрушает механизм саморегуляции.

Третья составляющая антиинфляционной политики государства смешанной системы – политика восстановления макроэкономического равновесия в условиях инфляции – имеет следующие два основных направления: во-первых, использование бюджетной и денежной политики, а во-вторых, использование политики в области заработной платы. Первое направление предполагает установление равновесия между государственными доходами и расходами, даже создание избытка дохода. А второе направление предусматривает сдерживание темпов роста номинальной заработной платы и прибыли.

Таковы основные стратегии антиинфляционной политики современных развитых стран в докризисный период. При выборе самой оптимальной из этих стратегий учитывают, на какой стадии находится инфляционный процесс. Например, в США почти две трети коллективных договоров между профсоюзами и работодателями оговаривали рост заработной платы в зависимости от темпов инфляции. Кроме того, в США активно применялось государственное налоговое стимулирование тех фирм и профсоюзов, которые на добровольной основе обеспечивают медленность повышения цен товаров и рабочей силы.

В течение нескольких докризисных десятилетий антиинфляционная политика развитых стран опиралась на кривую Филлипса, которая исходит из обратной взаимозависимости темпа инфляции и уровня безработицы. На графике кривая Филлипса – точное подобие кривой спроса, то есть представляет собой ниспадающую кривую с отрицательным наклоном, где по осям, соответственно, будут уже не цена и объём спроса, а годовой темп инфляции (вертикальная ось) и уровень безработицы (горизонтальная ось). То есть в антиинфляционной политике предполагалось находить оптимальное на данный момент сочетание этих двух величин. Однако практика показала, что кривая Филлипса применима лишь на кратковременный период. А вот в долгосрочном периоде даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции. Почему? Потому что проявляются монополистические позиции профсоюзов и фирм через повышение заработной платы и товарных цен. Поэтому кривая Филлипса всё чаще стала дополняться, а то и подменяться теорией «естественного уровня безработицы». То есть это такой уровень, при котором достигается взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Но определяется этот уровень эмпирически и неизвестно, сколько времени требуется экономике для достижения этого уровня. Следовательно, теория «естественного уровня безработицы» так же подверглась сомнению, как раньше была оспорена кривая Филлипса.

В результате в западных странах для сдерживания инфляции приходилось всё больше увольнять работников. То есть повышать естественный уровень безработицы. Например, в США этот уровень уже в докризисную четверть столетия вырос с 4 до 8% от трудоспособного населения. Практика показывает, что для снижения инфляции на один процент безработица в течение года должна быть на два процента выше естественного уровня. А значит, реальный ВВП будет на четыре процента ниже потенциального. Например, в США в 1985 году подобная потеря в ВВП составила 160 млрд. долларов. Учёные-экономисты неоднозначно оценивают такие потери. Одни считают, что количественно эти потери невелики. Другие указывают на негуманность увеличения безработицы с моральной точки зрения. Да и с экономической точки зрения, заметим, ещё никто не доказал, что уволить работника выгоднее, чем обеспечить его работой и в итоге получить больше конечного продукта.

Рассматривая проблемы антиинфляционной политики в странах смешанной системы, отмечая их сложность, трудноразрешимость, важно видеть, что ещё сложнее и трудноразрешимее они в Российской Федерации. И тут очень существенно отметить, что проблемы антиинфляционной политики всё же вторичны, производны по сравнению с базовыми принципами макроэкономической политики в целом. Антинаучность российской макроэкономической политики, её несоответствие мировому опыту породили дополнительные проблемы инфляции в РФ по сравнению с другими странами. В течение двух десятилетий в нашей стране наблюдалась галопирующая инфляция, а в 1993-1994 годах была даже гиперинфляция. (В 1993 году темп инфляции достиг 1400%). А ведь большинство отечественных и зарубежных экономистов считает, что нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным, что это результат субъективного просчёта правительства, проявление его некомпетентности. Естественным же состоянием смешанной экономики после слома золотого стандарта является постоянная умеренная инфляция. А в реформируемом Китае вообще все три десятилетия реформ идёт постоянное снижение уровня цен при росте среднего дохода населения и самом высоком в мире темпе приращения ВВП. Следовательно, для РФ недопустимо отделять проблемы антиинфляционной политики от всего комплекса задач оздоровления экономики.

Российское правительство, начиная реформы, должно было не бессмысленно разгромить командную экономику, а использовать её преимущества для перехода к смешанной системе. То есть именно государственное ценообразование, а не проведённая правительством с 1 января 1992 года либерализация цен, должно было взрастить систему свободных рыночных цен. Государство не имело права уходить из экономики, хотя такой уход до сих пор выдают за достоинство некоторые чиновники и экономисты либерального направления. И двух других монополистов: профсоюзы и фирмы – надо было поставить на ноги самому государству. Вместо этого дефолтом 1998 года государство разорило почти 80% мелких и средних фирм. А в 2002 году принятием нового Трудового кодекса лишило профсоюзы равноправного партнёрства с работодателями при установлении равновесной цены рабочей силы.

Вообще период 2000-2007 годы (период президентства В.В. Путина) многими журналистами и чиновниками назван периодом стабилизации, экономического роста. Однако мы с Вами уже видели в соответствующей теме, что упомянутый рост как раз и выражался в инфляции, которая, практически и организовывалась самими чиновниками, чтобы изобразить это как рост. И, разумеется, всё это несоответствие макроэкономической политики РФ научным рекомендациям и мировому опыту, прежде всего практике развитых и реформируемых стран, особенно рельефно проявилось с развёртыванием мирового экономического кризиса в 2008-2009 годах. Если в западных странах инфляция в этот период, по существу, прекратилась, а в Китае усилилось снижение цен, то в нашей стране, вопреки «азбуке» экономической науки инфляция и в это время сохранила одни из самых высоких в мире темпов.

Таким образом, для решения инфляционных проблем РФ должен быть на 180 градусов сменён весь курс макроэкономической политики в целом – в сторону рекомендаций экономической науки и уроков мирового опыта, в сторону экономического стимулирования товаропроизводителя любой формы собственности. Проблемы инфляции, как явствует уже из названия данной темы, логично рассматривать в связи с проблемой цикличности экономической динамики и антициклической политики.. что и будет сделано в теме 4.12.

А теперь более подробно рассмотрим проблемы безработицы и политики занятости, поскольку они, как мы с вами видели на примере кривой Филлипса, логически и сущностно связаны с процессами инфляции и цикличночти. Безработица – это такое неравновесное состояние рынка труда, когда предложение последнего выше, чем спрос. По методологии Международной организации труда, безработным считается тот, кто в данный момент не имеет работы, ищет её, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. Значит, не относятся к безработным те, кто, хотя и не имеет работы, но и не ищет её, и не собирается работать.

Основной показатель, характеризующий состояние рынка труда в стране, - уровень безработицы. Он рассчитывается как процент безработных от количества трудоспособных.

Причины безработицы объясняются по-разному. Так, неоклассики считают, что причина в слишком высоких требованиях к оплате труда, что это добровольное и временное явление. Кейнс подверг критике утверждения неоклассиков о добровольном характере безработицы. Он показал, что в реальности существует и вынужденная безработица, когда невозможно получить рабочее место даже при желании работать за меньшую плату. Например, при циклическом спаде производства. Таким образом, по Кейнсу, основной причиной безработицы следует признать не излишне высокие требования работников к уровню заработной платы, а недостаток совокупных расходов в национальной экономике. Третье объяснение причин безработицы дали монетаристы. Они видят эти причины в действиях государства и профсоюзов по повышению заработной платы. Эти действия, считают монетаристы, усиливают негибкость, инерционность рынка труда, а значит, увеличивают безработицу. Таковы основные объяснения причин безработицы в рамках макроэкономической теории. А за её пределами остаётся объяснение классической политэкономии в её высшем, критическом выражении – марксистской политэкономии, которая рассматривает безработицу как объективную закономерность капиталистической общественно-экономической формации, где общественный характер производства сопровождается частной формой присвоения, что вызывает антагонистические противоречия, не разрешимые в границах этой формации.

В макроэкономической теории безработица дифференцируется по формам проявления на фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная связана с изменениями в предложении рабочей силы. Например, одна категория работников ищет новую работу, так как прежняя её чем-то не устраивает, а другая, например, молодёжь, впервые приходит на рынок труда. Таким образом, фрикционная безработица является добровольной, она связана со свободой выбора профессии, места и времени работы. А структурная безработица является вынужденной и вызвана структурными преобразованиями в экономике. То есть развитием новых, высокотехнологичных и производительных отраслей и предприятий, сокращением устаревших. Например, в 1970-1980-х годах в западных странах возникла структурная безработица в связи с созданием более наукоёмких производств и спроса, таким образом, на более квалифицированную рабочую силу. Если структурная безработица связана с относительным сокращением спроса на рабочую силу (на отдельные виды труда, специальности, профессии), то циклическая безработица приводит к абсолютному падению спроса на рабочую силу.

В реальной смешанной системе, в отличие от командной, не может быть 100%-ного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны. Таким образом, при этом понятие «полная занятость» подразумевает наличие так называемой «естественной» безработицы, то есть устойчивой на протяжении длительного периода доли фрикционных и структурных безработных в рабочей силе.

Разумеется, безработица, как и инфляция, вызывает отрицательные социально-экономические последствия. Например, увеличение периода поисков работы вызывает частичную утрату профессиональных и квалификационных качеств рабочей силы. А главное – когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, то её производственный потенциал сокращается. В этом сокращении заключаются экономические издержки безработицы. Американский экономист Оукен выявил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объёма производства от потенциального. По закону Оукена, если наблюдается прирост ВВП до 2,7%, то уровень безработицы не меняется. А вот каждое последующее увеличение ВВП на 2% уменьшает безработицу на 1%. И, соответственно, наоборот, то есть данное соотношение имеет и обратную силу.

Кроме того, нельзя не отметить, что в социальном и политическом смысле потеря работы – это утрата престижа, самоуважения, самоутверждения. Исследователи установили, например, прямую связь между ростом безработицы и числом самоубийств, психических заболеваний, уровнем преступности в развитых странах Запада и в РФ. На волне массовой безработицы возникали самые реакционные режимы (например, приход к власти Гитлера в Германии, Пиночета в Чили). Поэтому важной макроэкономической целью государства в условиях смешанной системы является политика регулирования ранка труда, стабилизация занятости.

В макроэкономической теории существуют различные точки зрения на механизм регулирования занятости в смешанной системе. Но главными течениями являются неокейнсианское и неоклассическое. Они и определяют направления государственной политики занятости в развитых странах. Неоклассическая теория считает, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию, что он остаётся устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде при полной занятости. А значит, правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда. Другая точка зрения, кейнсианская, считает, что рынок труда может стабилизироваться и быть равновесным и при высоком уровне безработицы. Но для этого государственная экономическая политика должна быть направлена на регулирование рынка труда.

С 1930-х годов в развитых странах Запада политика занятости базировалась на кейнсианских рекомендациях. Суть их заключается в том, что поскольку основной причиной безработицы выступает падение совокупных расходов, то государство путём стимулирования спроса на товары и услуги может существенно снизить безработицу. Для этого предлагались такие меры фискальной политики, как поощрение государством инвестиционной деятельности бизнеса, увеличение государственных заказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора. Вплоть до 1970-х годов западные правительства в соответствии с кейнсианскими рекомендациями и кривой Филлипса обеспечивали баланс между инфляцией и безработицей. То есть для снижения инфляции правительства допускали повышение уровня безработицы. И, наоборот, для достижения роста занятости ослабляли контроль над инфляцией.

Однако американский дефолт 1971 года, слом бреттон-вуддской системы с золото-долларовым стандартом вызвали, в частности, одновременное увеличение уровня инфляции и неэффективность обычных мер борьбы с безработицей. Тогда в западных странах получила распространение гипотеза «естественного» уровня безработицы в рамках монетаристской концепции М. Фридмена. Она выступает за отказ от регулирования рынка труда. Монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде. А в долгосрочном профсоюзы, предвидя рост цен, стараются заранее предусмотреть индексацию заработной платы в коллективных договорах с работодателями. Поэтому предприниматели сокращают занятость ниже естественного уровня. При этом, считают монетаристы, вмешательство государства бесполезно. Такая политика в предшествующие кризису 2008 года три десятилетия в западных странах вызвала постоянный рост безработицы при сохранении инфляции.

К сожалению, именно такую политику нерегулирования рынка труда взяла РФ, объявив свои реформы с начала 1990-х годов. К тому же следует заметить, что в нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Но такая система учёта безработицы не отражает действительной картины на российском рынке труда. Так, отечественные службы занятости в докризисные годы отмечали у нас уровень безработицы 2-3%, что было втрое меньше, чем в США и странах Европейского Союза. Тогда как экспертные оценки показывали, что в действительности у нас уровень безработицы был в несколько раз больше, если не учитывать выделенное в этом абзаце жирным шрифтом словосочетание. Просто большинство российских безработных не регистрировались в службах занятости, поскольку на тогдашнее (да, впрочем, и на сегодняшнее, значительно повышенное по сравнению с тогдашним) пособие по безработице невозможно было прожить – оно было слишком мало, да и платили его не вовремя. Поэтому российские безработные искали себе работу самостоятельно или прибегая к услугам посреднических организаций, а не государственных служб занятости.

Последние, выходит, у нас не выполняли своих обязанностей и зря проедали деньги налогоплательщиков. Так, летом 2001 года на совещании в Ярославле по проблемам безработицы руководитель областной службы занятости Ю.Н. Бородин доложил об обычных трёх процентах уровня безработицы по Ярославской области. Однако тогдашний глава администрации Большесельского района г-н Удачин на это заметил, что по такой методике подсчёта в его районе должно получиться менее двухсот безработных. А в действительности более трёх тысяч большесельцев прожили весь срок пособия по безработице, но работы так и не получили. Эти три тысячи человек (или 20% трудоспособного населения района) комплектуют банды по ограблению квартир, дачных домов, по воровству цветных металлов – этим и кормятся. Такова – по Удачину, а не по Бородину – действительная картина с безработицей в Ярославской области и в целом в РФ. Ненормально высокой сложилась у нас уже в докризисный период скрытая безработица. Так, в текстильной промышленности Ярославской области объём производства по сравнению с концом советского периода сократился в 10 раз, а количество работающих – только вдвое. Видимо, причина такой ненормальности политико-идеологическая – боязнь социального протеста.

В интервью газете «Комсомольская правда» в начале июня 2009 года академик Л.И. Абалкин обратил внимание на следующий факт: «Существует две методики расчёта безработицы. Наша, российская, учитывает только зарегистрированных в службах занятости людей. И есть статистика Международной организации труда, учитывающая всех потерявших работу. В том числе и тех, кто числится в неоплачиваемых отпусках или переведён на две рабочие недели в месяц. В службах занятости зарегистрированы примерно два с половиной миллиона безработных, а по методике МОТ – восемь миллионов». И когда при этих словах журналист задал вопрос учёному: «Это много?», - то услышал ответ: «О-о-очень много. В России 70 миллионов работоспособного населения. Восемь миллионов – это больше 10%» (Комсомольская правда. 3 июня 2009 года).

Наши рекомендации