По тому, кто выступает в качестве кредитора
Государственное
Государство реализует функции:
1) Регулирующие;
2) Стимулирующие;
3) Контролирующие.
Противоречия (снять ограничение и меры по ограничению МДК)
Интересно: чаще вывоз капитала из страны регулируется в меньшей степени, чем приток иностранного капитала в данную страну.
Заключают двусторонние инвестиционные договоры и договоры об избежании двойного налогообложения.
Основа государственного регулирования МДК:
- национальные законы;
- постановления;
- административные процедуры.
Нет специальных законов в области иностранных инвестиций: США, Германия, Франция, Великобритания.
«национальный режим» для иностранных инвесторов (ИИ) – тот минимум условия хоз. деятельности, ниже которого условия деятельности ИИ опускаться не должны.
Для ИИ бывают дополнительные льготы:
• Предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций;
• Льготный режим налогообложения (вплоть до полного освобождения от налогов) ЗП и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвест. проекты на контрактных началах;
• Освобождение от таможенных пошлин постоянно или временно ввозимого иностранными инвесторами имущества, оборудования и т.д. (для целей развития производства экспортной продукции (или ранее не производилась ранее в стране).
+ «дедушкина оговорка» (отсрочка)
Основные формы поддержки ПИ со стороны государства:
1) Предоставление гос. гарантий;
2) Страхование зарубежных инвестиций (чаще 1% от суммы инвестирования);
Международное (международно-правовое) регулирование МДК
МДК регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями.
Фиксируют обычно следующие основные положения:
• О национальном режиме для иностранных инвесторов;
• О защите иностранных инвесторов (от национализации, по репатриации капитала, прибыли и дивидендов;
• О порядке разрешения споров;
• По страхованию от ущерба на случай политических рисков.
1) Урегулирование инвестиционных споров (национальный уровень + межд. арбитраж);
2) Исключение двойного налогообложения;
3) Административная и дипломатическая поддержка;
Наиболее важные конвенции (многосторонние соглашения) по регулированию иностранных инвестиций:
- Вашингтонская (1965);
- Сеульская (1985).
На основе Вашингтонской конвенции «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами» был создан при МБРР Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Center for the Settlement Investment Disputes)
На основе Сеульской конвенции – Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (Multilateral Investment Guarantee Agency).
ЕС - решены проблемы «четырех свобод» (свобода движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов).
Северо-Американское соглашение о свободной торговле (либерализованы условия трансграничного движения капитала).
3. Соглашение о торговых аспектах инвестиционной политики (TRIMS). Понятие инвестиционного климата, его характеристика в отдельных странах.
Инвестиционное соглашение в рамках ГАТТ/ВТО Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС.
Наиболее глобальное с точки зрения масштабности охвата стран современного мира!
Положения ТРИМС распространяются только на «инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами».
Основная цель Соглашения – защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран.
Недопустимые меры в рамках ТРИМС:
1. «внутреннее количественное ограничение» (доля нац. товаров в производстве продукции) (local content requirement).
2. Пропорция покупки национальной и импортной продукции (сводится к foreign exchange requirement).
Расходовать больше валюты на закупку импортных материалов, чем получает от экспорта.
3. Требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции (export performance requirement). (ассортимент товаров, доля участия инвесторов, кадровые вопросы, ограничения на денежные переводы и т.д.).
ТРИМС зафиксировано:
Если в нац. законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены.
А) Развитыми странами – в течение 2 лет с момента присоединения к Соглашению;
Б) Развивающимися странами – в течение 5 лет;
В) Наименее развитыми странами – в течение 8 лет.
4. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на характер и направления международной инвестиционной деятельности.
Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние не только на дальнейшее развитие национальной экономики, но и заставил по-другому оценивать протекающие инвестиционные процессы.
Более того, показал, что существующие механизмы регулирования международного капитала нуждаются в совершенствовании и унификации.
Либерализация мировой торговли и сокращение ограничений на движение капитала в значительной мере ограничивают государство в его потребностях контроля за трансграничным движением капиталопотоков.
Современная мировая экономика представляет собой синтез рыночного и государственного механизмов регулирования.
Формы и объем регулирующей деятельности государства в сфере международного движения капитала постоянно трансформируются.
В условиях мирового финансового кризиса государственное регулирование рассматривается как дополнительная возможность приобретения недостающих или отсутствующих ресурсов, факторов и условий для экономического развития, которые становятся все более разнообразными по видам и формам и масштабными по объемам операций.
5. Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Оффшорные центры. Опыт функционирования свободных экономических зон в отдельных странах.
Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ)
это часть территории (экономического пространства) государства с особым льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой , инвестиционной деятельности.
Идея создания СЭЗ?
Страна не готова открыть экономику для иностранного капитала, а только небольшую часть территории (анклав) с благоприятным климатом для зарубежных инвестиций и льготным внешнеторговым режимом.
Подходы к образованию СЭЗ
Функциональный (в виде части экономического пространства выступает отдельное предприятие (или группа предприятий);
Территориальный (особый режим получают все предприятия, расположенные на конкретной территории, определенной как СЭЗ) (наиболее распространенный подход).
Основные признаки СЭЗ
• Определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном и валютно-финансовом отношениях;
• Беспошлинный или льготный режим ввоза/вывоза товаров;
• Создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;
• Существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.
Территории расположения СЭЗ:
• компактная, небольшая территория;
«точечные» зоны
Пример: «duty free»
• значительные по масштабам территории;
Несколько сотен кв. км и >
Пример: «открытые города»
Китай (Шеньчжень, Чжухай, Сямонь и Шаньтоу).
Виды СЭЗ:
1) Зоны беспошлинной (свободной) торговли
(порт Генуя (1595), «свободные порты» Одесса (1862) и Батуми (1878)
Чаще создаются на пересечении основных транспортных магистралей.
Транзитные или консигнационные склады.
Нет спешки, а ждем благоприятную конъюнктуру.
2) Экспортные промышленные зоны (свободные зоны поощрения экспорта)
Цель – поощрение и стимулы (экономические и финансовые) инвесторов (иностранных и отечественных (реже)), вкладывающих средства в ориентированные на экспорт производств.
Характерны для НИС, реализующих программы импортозамещения и развитие экспортного потенциала.
3) Зоны развития новых и высоких технологий
Цель – развитие наукоемких отраслей высоких технологий.
Нередко создаются на базе ведущих университетов.
Транзитные или консигнационные склады.
4) Специальные экономические зоны
Цель – развитие конкретного, очень важного для данной территории страны направления деятельности.
Пример: агрополисы (для развития с\х и агропромышленных комплексов), экополисы (экологические зоны), туристские зоны).
В России потенциал: районы Алтая, оз. Байкал, Сочи.
5) Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные зоны.
Обладают всеми чертами др. специальных зон (сэз + технопарк)
• Повышение международной конкурентоспобоности нац. производства;
• Увеличение притока СКВ (от экспорта товаров и услуг, в форме иностранных инвестиций);
• Ускорение развития новых видов производства и изменения структуры национального производства;
• Решение социальных проблем (занятость, квалифицированные специалисты и т.д.);
• Новые управленческие технологии (менеджмент, маркетинговая деятельность);
• Культура производства.
ТЕМА 8. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ, ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1. Иностранные капиталовложения в России в конце XIX - начале XX веков. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Инвестиционный климат в РФ.
2. Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Формы участия иностранного капитала в экономике России. Иностранные инвесторы: права и гарантии. Создание и функционирование предприятий с участием иностранного капитала.
Привлечение иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Соглашения о разделе продукции. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции». 4. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства».
5. Роль особых экономических зон в развитии экономики и привлечении иностранных инвестиций в РФ, их функции, экономическое регулирование, проблемы развития.
6. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на привлечение иностранных инвестиций. Внешняя задолженность России: масштабы и структура. Основные причины формирования внешней задолженности, пути решения проблемы внешнего долга России.
2 точки зрения на привлечение иностранного капитала в РФ:
- иностранный капитал надо привлекать в максимальной степени, снимая при этом для него все барьеры и ограничения;
- иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом приходе в экономику России несут в себе опасность утраты страной национальной экономической независимости (и, возможно, политической независимости).
Будем привлекать инвестиции только в ситуациях инвестиционных кризисов.
«Золотая середина»:
1) Россия – составная часть МХ и участница международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции (ИИ) можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) Но, привлекая ИИ, государство должно регулировать и контролировать этот процесс.
Из Истории
Первые примеры ИИ – Петр I (в виде займов у банков)
Граф С.Ю. Витте (министр финансов (1892-1903) и глава правительства (1905-1906)).
Вместо займов стал осуществлять политику привлечения прямых инвестиционных займов в конкретные отрасли промышленности и региональные банки.
К 1900 году – ИИ 1/3 всего функционирующего капитала в стране.
После 1917 года – национализация.
С 1921 НЭП – концессии (чистые концессии и смешанные общества (с долей государства), но провал (окончательно с 1937 г.)
С 1960х г. – целевые кредиты привлекают.
С 1980х гг. – попытки формирования СЭЗ.
Факторы, способствующие приход ИИ в РФ:
• огромные запасы природных ресурсов;
• еще сохранившийся НТ и производственный потенциал (в первую очередь у ОПК);
• кадровый потенциал;
• потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны;
• отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;
• перспективы экономического роста, связанные с реформирование экономики России.
• неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;
• устаревший производственный аппарат во многих отраслях экономики страны (физический и моральный износ);
• «утяжеленность» структуры экономики (высокий удельный вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности, но относительная неразвитость отраслей перерабатывающей промышленности;
• высокий удельный вес ОПК с структуре экономики страны со времен СССР;
• низкий уровень с\х производства;
• высокий уровень коррупции и криминализации эк-ки.
Для целей привлечения ИИ публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности, например регионов России («Эксперт РА») и выделяют:
• инвестиционный риск;
• инвестиционный потенциал.
Инвестиционный риск – показывает вероятности потери инвестиций и дохода от них;
Величина общего риска складывается из 7 рисков: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический.
Единица (1) – это среднероссийский риск, а показатели регионов – отклонения.
Инвестиционный потенциал – складывается из 8 составляющих потенциалов:
- трудового;
- потребительского;
- инфраструктурного;
- производственного;
- инновационного;
- финансового;
- институционального;
- природно-ресурсного.
2. Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
До этого был принят в 1991 году и действовал до 1999 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
Но!
Не распространяется на отношения:
1) связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.
2) связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Даются понятия:
- Иностранный инвестор;
- Иностранная инвестиция;
- Прямая иностранная инвестиция;
- Инвестиционный проект (в том числе приоритетный инвестиционный проект (не менее 1 млрд. руб. или эквивалент);
- Реинвестирование и т.д.
+ есть еще льготы, устанавливаемые другими нормативными актами, напрямую не связанные с иностранными инвестициями.
Например, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, статья 66
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии определенных оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Срок – от 1 до 5 лет (есть случай до 10 лет).
3. Привлечение иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Соглашения о разделе продукции. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции».
Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ
(ред. от 19.07.2011)
«О соглашениях о разделе продукции»
Закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности.
Устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями ФЗ.
4. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства».
Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ
(ред. от 16.11.2011)
«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.
Статья 6. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
5. Роль особых экономических зон в развитии экономики и привлечении иностранных инвестиций в РФ, их функции, экономическое регулирование, проблемы развития. + из Темы № 7 по СЭЗ
6. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на привлечение иностранных инвестиций. Внешняя задолженность России: масштабы и структура. Основные причины формирования внешней задолженности, пути решения проблемы внешнего долга России.
По характеру использования формы вывоза капитала включают:
1) вывоз предпринимательского капитала;
2) вывоз ссудного капитала.
К международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана платить.
Кредитование – важнейший инструмент проникновения на новые рынки.
Внешний долг (особенно крупномасштабный) ограничавает суверенитет страны-должника, предопределяя принятие страной важнейших решений (во внешн. и внутр. политике).
Проблема внешнего долга – многие исследователи относят к глобальной проблеме современной мировой экономики.
«Долговая экономика» страны – (учитывается внешний и внутренний долг) постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (погашение платежей и выплата процентов) к объему новых заимствований на рынках (внутреннем и внешнем).
Россия – необходимость отвлечения крупных средств на обслуживание долга и его сокращение, что ограничивает возможность экономического роста страны.
Государственный внешний долг является составной частью государственного долга, который характеризуется взятыми на себя и непогашенными финансовыми обязательствами государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (как юр., так и физ. лицами).
«Репутация державы точнее всего определяется той суммой, которую она способна взят в долг» (У. Черчилль)
Внешний долг России
Структура: «старый» долг (от СССР) (64% долг правительствам зарубежных государств и 36% коммерческим банкам и фирмам) + «новый» (российский долг).
«план Маршалла» (поддержка европейских государств, пострадавших в результате II Мировой Войны). Взяли всего 2 кредита за 5 лет: у США (1945) и Швеции (1947).
50ые годы – без принципиальных изменений. кратко- и среднесрочные фирменные кредиты для финансирования импорта.
С 60х – прямые долгосрочные кредиты банков ведущих промышленно развитых стран для оплаты импортного оборудования.
Стали использовать «компенсационные сделки»
Кредиты погашались за счет поставки продукции предприятий, построенных с помощью указанных кредитов.
Сделки «газ – трубы»
К 1990 г. – сильный рост гос. долга.
Анализ внешнего долга стал реальным с 1993 года, когда был урегулирован вопрос о правопреемстве внешнего долга СССР.
По международной методологии подсчета
В состав внешнего долга включается: внешний долг федеральных органов управления, регионов (субъектов РФ), банковской системы РФ, нефинансовых предприятий.
По методологии Министерства финансов РФ
В состав внешнего долга включается: долг Парижскому клубу, долг государствам-нечленам Парижского клуба, долг бывшим странам – членам СЭВ и Югославии, коммерческий долг, долг международным финансовым организациям, ценные бумаги, выраженные в ин. валюте, долг по кредитам ЦБ РФ.
Объем внешнего долга России за третий квартал текущего года вырос почти на 25 миллиардов долларов и на 1 октября 2012 года достиг 597,561 миллиарда долларов. Об этом говорится в официальных материалах ЦБ. На 1 июля внешний долг страны оценивался в 572,667 миллиарда долларов.
С начала текущего года задолженность России увеличилась на 52,3 миллиарда долларов, или почти на десять процентов. На 1 января внешний долг страны составлял 545,387 миллиарда долларов. В прошлом году внешний долг России вырос в общей сложности на 50 миллиардов долларов.
В текущем году Россия после десятилетнего перерыва вышла на рынок внешних заимствований, в марте разместив облигации на сумму в семь миллиардов долларов.
3 октября Центробанк также сообщил об оттоке капитала из страны, который в третьем квартале увеличился до 13,6 миллиарда долларов. Всего за январь-сентябрь отток составил 57,9 миллиарда долларов. В Минэкономразвития прогнозируют, что по итогам года вывоз капитала достигнет 65 миллиардов долларов.
ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Международные валютные отношения как форма МЭО. Понятие валюты. Конвертируемость валюты. Валютный курс. Валютные рынки.
2. Национальная валютная система РФ. Валютный курс рубля. Особенности становления и функционирования валютного рынка в России.
3. Международные расчетные отношения, формы международных расчетов, их классификация. Организация международных расчетов. Международные расчетно-платежные отношения России с развитыми и развивающимися странами, с государствами СНГ. Мировой финансовый кризис и проекты создания новой архитектуры международных валютно-кредитных отношений.
4. Понятие платежного и расчетного баланса. Основные разделы и статьи платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса.
Валютные отношения – это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении международных расчетов, валютных и кредитно-финансовых операций.
Участники международных валютных отношений (МВО):
1. Коммерческие и инвестиционные банки;
(в том числе ТНБ)
Citigroup, Bank of America, J.P. Morgan Chase, Mizuho Financial Group и т.д.
2. Центральные банки стран;
(осуществляют валютные интервенции для регулирования нац. валюты, управляют золото-вал. резервами страны и гос. долгом, надзор за КБ, функции валютного контроля и регулирования).
3. Брокерские фирмы;
(заключают валютные сделки как и КБ, посредники м/у небанковскими институтами (пенсионные и страховые фонды), продавцы/покупатели валюты).
Лидеры: Goldman Sachs, Morgan Stanly, Merrill Lynch (c 2008 подразделение Вank of America).
5. Международные валютно-кредитные и финансовые организации;
(принимают участие в операциях на мировом рынке, валютные операции МВФ, Мирового банка, ЕБРР и д.р.)
6. Частные лица;
(осуществляют небольшой объем операций с валютой: туризм, накопления, стипендии, пенсии и т.д.).
ВАЛЮТНЫЕ РЫНКИ
Валютный рынок — это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, кредитно-депозитных операций, проводимых участниками валютного рынка по рыночному курсу или рыночной процентной ставке, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.
Валютные рынки: мировые, региональные и национальные.
Зависят от: объема и характера валютных операций, количества используемых валют, уровня нормативно-правового регулирования.
Валютные рынки – официальные финансовые центры, в которых сконцентрировано огромное количество участников валютного рынка и осуществляется покупка и продажа валюты.
Крупнейшие мировые валютные рынки,
выделяют:
- Европейский валютный рынок – Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж, Милан;
- Североамериканский валютный рынок – Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес;
- Азиатский валютный рынок – Токио, Бахрейн;
- Молодые рынки: Сингапур, Гонконг, Сидней.
REUTERS – дилинговая система (торговля валютой)
СВИФТ – доставка и обработка финансовой информации
SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication
ЛИБОР (Лондонская межбанковская ставка предложения средств) LIBOR – London Interbank Offered Rate
LIBID London Interbank Bid rate – Лондонская межбанковская ставка привлечения средств.
ЛИБОР – средняя ставка %, по которой на межбанковском валютном рынке в Лондоне банки предоставляют друг другу краткосрочные необеспеченные ссуды от 1 дня до 1 года.
LIBID обычно > LIBOR на 1/8%
Валютные рынки различают:
(с точки зрения вмешательства государства в регулирование валютного рынка и контроля за валютными операциями)
• валютный рынок с одним режимом валютного курса;
• валютный рынок с двойным режимом валютного курса;
• «серый» валютный рынок;
• «черный» валютный рынок.
• Валютный рынок с одним режимом валютного курса;
Характерно: плавающий валютный курс, котировка которого осуществляется на основе спроса и предложения.
Существует: в промышленно развитых странах и формируется во многих странах с переходной экономикой.
• Валютный рынок с двойным режимом валютного курса;
Характерно: существуют различные уровни валютного курса для инвестиционных операций и операций, обсуживающих внешнеторговые контракты.
Существует: в странах, регулирующих движение капиталов между национальным и международным рынками ссудных капиталов.
Множественный курс в РФ прекратил существование в 1992 году.
• «серый» валютный рынок;
существует на валютных биржах стран, где осуществляются операции с неконвертируемыми или частично конвертируемыми валютами (Вена, Осло и т.д.)
• «черный» валютный рынок
Функционирует параллельно с официальным валютном рынком (в условиях высокого уровня инфляции и нестабильности банковской системы).
Не распространяется контроль государства.
Государство стремится создать условия вовлечения валюты с данного рынка в официальный оборот (сдерживание инфляции, гарантии вкладчикам КБ и т.д.).
• «серый» валютный рынок;
существует на валютных биржах стран, где осуществляются операции с неконвертируемыми или частично конвертируемыми валютами (Вена, Осло и т.д.)
Движение валютных и финансовых потоков на валютных рынках осуществляется через:
1) Валютные операции;
2) Валютно-кредитное и расчетное обслуживание покупки и продажи товаров и услуг;
3) Зарубежные инвестиции;
4) Операции с ценными бумагами;
5) Перераспределение национальных доходов в виде помощи развивающимся странам и взносов в международные организации.
Валютные операции по срокам исполнения валютной операции (т.е. поставки валюты – дата валютирования (value date)) делятся на:
1. Текущие;
2. Срочные.
Текущие купля-продажа по текущему курсу – спот (зафиксирован в момент заключения сделки, с условием поставки валюты банками-контрагентами на второй рабочий день)
today (поставка валюты в день заключения сделки), tomorrow.
Срочные
сделки заключаются на основе форвардного курса
Форвардные контракты – соглашение между 2 сторонами о будущей поставке предмета контракта. + деривативы.
Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.
Различают: мировую, региональную (международную) и национальную валютные системы.
Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений, регулируемых национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.
Основные элементы МВС:
• Функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);
• Условия взаимной конвертируемости валют;
• Режимы валютных паритетов и валютных курсов;
• Степень валютного регулирования и объем валютных ограничений;
• Унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов;
• Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.
Парижская (1867) – это первая мировая валютная система, основана на золотомонетном стандарте. Фиксированное золотое содержание нац. валют и фиксированные валютные курсы.
Генуэзская (1922) – золотодевизный стандарт. В качестве девиза – иностранная валюта в любой форме.
Бреттон-Вудская (июль 1944) – золотодевизная система с фиксированными валютными курсами (доллар США, фунт стерлингов). Создан МВФ.
Ямайская (январь 1976)
Демонетизация золота, стандарт СДР, плавающие валютные курсы, МВФ – больше полномочий по надзору
Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались.
Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ.
Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.
Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством. Является частью денежной системы страны, но обладает относительной самостоятельностью и осуществляет связь экономики страны с мировым хозяйством.
Основные структурные элементы НВС:
1) Национальная валюта;
2) Степень конвертируемости
неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые, полностью конвертируемые.
Режим валютного курса (фиксированный, плавающий, привязанный) и их разновидности (валютное управление (currency board), валютные коридоры, регулируемое плавание).
Основной центр проведения валютных операций банков в РФ – ММВБ (январь 1992 года)
3. Международные расчетные отношения, формы международных расчетов, их классификация.
Международные расчеты объединяют в 2 группы:
1) Торговые;
2) Неторговые.
Торговые включают платежи и поступления:
• По внешнеторговым операциям;
• По международному кредиту;
• По международным перевозкам грузов различными видами транспорта.
К неторговым расчетам относятся:
• Платежи по содержанию дипломатических, торговых, консульских и других представительств и международных организаций;
• Расходы по пребыванию делегаций, групп специалистов и отдельных граждан в других странах;
• Переводы денежных средств за границу по поручению общественных и других организаций и частных лиц.
Такое деление обусловлено различиями в ценах, на основе которых строятся те или иные платежи.
Торговые расчеты – связаны с операциями, которые осуществляются на основе внешнеторговых цент и международных тарифах.
Неторговые расчеты – осуществляются по внутренним розничным ценам на товары и по тарифам платных услуг населению каждой страны (как правило, платежи осуществляются в национальных валютах).
Международные расчеты проводятся банками по поручению своих клиентов (участников внешнеэкономической сделки).
Банки устанавливают корреспондентские отношения между собой и становятся банками-корреспондентами
Банки-корреспонденты – это банки, которые, устанавливая корреспондентские отношения, на основе договора выполняют поручения по платежам и расчетам.
Корреспондентские отношения – договоренности банков об определенном режиме обмена информацией, об открытии счетов (лоро и ностро) и проведении финансовых операций. Корр. отношения могут осуществляться без открытия счетов (сводятся к обмену информацией).
Счет НОСТРО (от лат. «Наш») – корр. счет, открытый на имя банка в другом банковском учреждении. Это счет, поддерживаемый отечественным банком и в иностранном банке за рубежом.
Ностро-счет может быть номинирован в следующих типах валют:
• в валюте иностранного государства, в банке которого открыт счет;
• в валюте третьей страны;
• в отечественной валюте банка, которому принадлежит счет.
Счет ЛОРО (от лат. «Их») – корр. счет, открытый в банке на имя другого банковского учреждения. Это депозит до востребования (текущий операционный счет), поддерживаемый иностранным банком-корреспондентом в отечественном банке.
С открытием счета Лоро можно зафиксировать открытие межбанковских корр. отношений.
В некоторых странах счет такого типа называют ВОСТРО (от лат. «Ваш») – счет, который поддерживается иностранным банком в банке-резиденте в местной валюте, или в валюте третьей страны, или в национальной валюте иностранного банка.
В России проведением международных расчетов по экспортным, импортным и неторговым операциям с зарубежными странами занимаются уполномоченные коммерческие банки.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 06.12.2011)
«О валютном регулировании и валютном контроле»
Международные расчеты имеют следующие особенности:
• Носят, как правило, документарный характер, т.е. осуществляются по предъявлении документов: финансовых (векселей, чеков, платежных расписок) и коммерческих (счет-фактур, транспортных коносаментов, накладных, страховых полисов, различных сертификатов);
• Основные формы расчетов унифицированы и осуществляются на основе обычаев и правил, которые сформулированы Международной торговой палатой.
Международная торговая палата (МТП) (англ. International Chamber of Commerce — ICC) — независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. Штаб-квартира организации находится в Париже. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом. На территории бывшего СССР действуют Российский (ICC Russia) (http://www.iccwbo.ru), Украинский (ICC Ukraine), Литовский (ICC Lithuania) и Грузинский (ICC Georgia) национальные комитеты ICC.
При МТП работает Международный арбитражный суд (1923), сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.
Формы расчетов:
• Документарный аккредитив;
• Отзывной аккредитив;
• Безотзывной аккредитив;
• Неподтвержденный аккредитив;
• Подтвержденный аккредитив;
• Покрытый аккредитив;
• Непокрытый аккредитив;
• Револьверный аккредитив (возобновляемый);
• Инкассо;
• Банковский перевод;
• Расчеты в форме аванса;
• Расчеты по открытому счету;
• Расчеты с помощью векселей;
• Расчеты с помощью платежных карт.
Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности.
Функции международного кредита
• Перераспределение ссудных капиталов между странами (в интересах расширенного воспроизводства);
• Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов;
• Увеличивает концентрацию и ускоряет централизацию капиталов при привлечении иностранных кредитов.
(международный кредит – важный фактор создания крупных акционерных обществ, затрудняет доступ мелких и средних фирм на рынок ссудных капиталов).
Классификация форм международного кредита
По срокам
• краткосрочные кредиты (от 1 дня до 1 года);
• среднесрочные (1 год – 5 лет, в некоторых странах, например
Великобритания – до 7 лет);
• долгосрочные (> 5 лет).
По назначению
(т.е. в зависимости от того, в какой сфере кредитуется сделка)
• коммерческие кредиты (обслуживающие международную торговлю товарами и услугами);
• финансовые кредиты (направляемые на инвестирование в промышленность, покупку ц/б, проведение валютное интервенции ЦБ);
• промежуточные кредиты (для обслуживание смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг).
Валютная интервенция — значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.
По технике предоставления
• наличные кредиты (зачисляются на счет заемщика и являются важным условием для экспорта товаров);
• акцептные кредиты (акцепт тратты импортером или банком, дающим согласие платить);
• депозитные сертификаты;
• облигационные займы (используются для долгосрочного привлечения средств);
• консорциальные кредиты (позволяют заемщику привлекать особо крупные суммы на длительный срок, т.к. кредиторы – несколько банков – консорциум).
Тратта (от итал. tratta) или переводной вексель — финансовый документ, составленный в строго упорядоченной форме, который содержит безусловный приказ кредитора (трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в оговоренный срок определенной суммы денег, обозначенной в векселе, третьему лицу (ремитенту) или предъявителю векселя. Может являться одним из товарораспорядительных документов внешнеторгового контракта.
Лицом, в пользу которого выписан переводной вексель, является ремитент. В качестве ремитента может выступать как третье лицо, так и векселедатель. Указание ремитента — обязательный реквизит векселя по Женевскому единообразному вексельному закону.
По обеспечению
• обеспеченные;
• бланковые (выдаются под обязательство (соло-весель) должника погасить его в срок).
По тому, кто выступает в качестве кредитора
• фирменные кредиты (частные)
(это форма коммерческого кредита экспортером одной
страны импортеру другой в форме отсрочки платежа за
проданный товар);
• банковские кредиты;
(экспортерам и импортерам под залог ТМЦ)
• брокерские кредиты;
(предоставляется финансовой компанией или банком под
покупку ц/б)
• правительственные кредиты;
• межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.
4. Понятие платежного и расчетного баланса. Основные разделы и статьи платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса.
МЭО, субъектом которых являются в той или иной степени все страны мира, проявляются в различных формах и с различной интенсивностью. Возникает необходимость обобщения всей их суммы в некоторых экономических понятиях, и, соответственно, показателях.
Наиболее полно обобщение всей суммы взаимосвязей страны с МХ выступает в виде платежного баланса.
Платежный баланс (по методике МВФ)
Платежный баланс есть статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течение определенного периода времени.
Схема ПБ, принятая ЦБ РФ, в целом основывается на методиках МВФ, но в ряде случаев представляется менее наглядной.
1. Счёт текущих операций
A. Торговый баланс
B. Баланс услуг
C. Текущие трансферты
2. Счёт операций с капиталом и финансовыми
инструментами
A. Счёт операций с капиталом
B. Финансовый счёт.
1. Прямые инвестиции
2. Портфельные инвестиции
3. Другие инвестиции
4. Резервные активы
! Статья «Чистые ошибки и пропуски»