Категории и методологические основы социального

Страхования

Социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу зашиты работников, самозанятого населения (и членов их семей) от факторов, снижающих качество жизни и их социальный статус, является предметом категории социальное страхование.

Таблица 3

Организация социального страхования в европейских странах[61]

Страна Страховые пенсии Страхование по болезни Страхование по безработице
Кто ее получает Как она финансируется Кто его оплачивает Как оно выплачивается Как финансируется Какая сумма выплачивается
Германия Рабочие и служащие, мужчины и женщины с 65 лет Работающие и работодатели выплачивают 8,85% от начисленной зарплаты, не превышающей 6800 DM в месяц. Государственная дотация Работающие н работодатели выплачивают 6,1% начислений зарплаты, не превышающей 5100 DM в месяц Пособие составляет 80% от общего заработка не превышающего 5100 DM (Первые 6 недель работодатель платит 100% заработка) Работающие и работодатели выплачивают 3,18% от начисленной зарплаты, не превышающей 6800 DM в месяц Максимальный размер пособия – 63% заработка для безработных, 68% — для имеющих детей
Франция Рабочие и служащие, мужчины и женщины с 60 лет Работающие платят 6,55% от начисленной зарплаты; работодатель — 8,2% на годовой фонд оплаты труда, не превышающей 13 7760 франков. Государственная дотация Работающие выплачивают 6,8% от зарплаты, работодатель — 12,6 Мах размеры пособия 187 фр в день в течение 3-х лет, имеющие детей получают больше. Первые 3 месяца работодатель платит до 90% заработка. Работающие выплачивают 2,97% от зарплаты, работодатель — 4,43% на фонд оплаты труда, не превышающей 44160 фр. в месяц. Пособие состоит из общего дневного возмещения плюс не менее 30,3% последнего дневного дохода
Великобри тания Все граждане, мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет Работающие платят от 46 фунтов в неделю до 9% заработка, работодатели -10,45% от фонда оплаты труда. Государственная дотация Аналогично взносам на пенсионное страхование Пособие составляет 41,4 фунта в неделю в течение 24 недель. Первые 28 недель 100% заработка выплачивает работодатель Аналогично взносам на пенсионное страхование Пособие составляет 4 1,4% фунта в неделю, плюс 20,2 фунта на жену, а также на каждого ребенка
Нидерланды Все граждане с 65 лет Работающие платят 14,05% от зарплаты, не превышающей 42966 гульденов в год. Государственная дотация Работающие платят 2,85% от заработка Пособие составляет 70% дневного заработка в течение 52 недель. Первые 6 недель 100% заработка оплачивает работодатель Работающие платят 1,15%. работодатели — 1,55% заработка, не превышающего 71514 гульденов в год Максимальное пособие составляет 70% последнего заработка

Виды, субъектный состав и круг общественных отношений, сходных между собой по причинам возникновения материальной необеспеченности лиц наемного труда и самозанятого населения, объединяет универсальная социально-экономическая и правовая категория, как — «социальный риск». Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:

• утраты самой способности к труду (в результате болезни, несчастного случая, рождения ребенка и ухода за ним, старости и т.д.);

• отсутствия спроса на труд (безработицы).

Социальный риск— это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах.

Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением

Необеспеченность вследствие болезни, инвалидности, безработицы, в силу которых работник не может участвовать в производственном процессе и таким образом лишается заработной платы, представляет для отдельного индивида явление случайное, а в целом для экономики явление постоянное и массовое.

В силу данного обстоятельства социальные риски поддаются количественной оценке и прогнозу, как с позиции вероятности наступления рисковых ситуаций (численность больных, инвалидов, погибших, пенсионеров и т.д.), так и с позиции их стоимостных параметров (продолжительность заболеваний, средний возраст наступления инвалидности, установленный законом возраст выхода на пенсию и т.д.).

Социальными признаются опасности (риски),возникающие по причинам общественного характераи защититься от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно. Они предопределены сложным комплексом объективных социально-экономических условий и практически не зависят от воли отдельного человека. Эта точка зрения по взаимоответственности людей за их жизнедеятельность в обществе и государстве порождает необходимость установления критериев нормального, приемлемого социального положения людей при наступлении тех или иных видов социальных рисков. И наоборот, существенное отклонение от нормального, вызванное одним из видов рисков, считается аномалией, требует защиты, обеспечения социальными гарантиями. В этой связи «социальный риск» и «социальные гарантии» это дихотомическая пара, в которой «социальный риск» — это отрицательная, а «социальные гарантии» — положительная величины.

Таким образом, «социальные риски»— это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утра ты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей — утратой источника дохода в случае потери кормильца.

Поскольку социальные риски носят объективный характер, постольку механизм защиты от них должен иметь надежный характер, т.е. страхование от них должно быть обязательным (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты — работодатели и работники.

При этом доля финансового участия социальных партнеров может быть разной, но каждая страна стремится найти оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности с учетом конкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.

Социальные риски существуют в любом обществе. Тем не менее в социалистическом обществе они не признавались. Для централизованно-планового метода организации хозяйственной жизни, в которой задавались и заранее определялись экономические и социальные параметры состояния и развития всех без исключения сфер жизнедеятельности, риск выступает как категория, противостоящая директивно-плановому способу управления. Поэтому страховыми рисками считались, как правило, события природного характера: стихийные природные бедствия, пожары и т.д. Да и по сути своей социальный риск здесь был иным, а также в целом — меньшим. Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, но сохраняла (в значительной степени благодаря этому) стабильные условия общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства, обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости т.е. брало на себя ответственность за экономический и социальные риски. С развитием частных форм собственности и хозяйствования сфера государственного социального обеспечения и его возможности неизбежно сокращаются. Возрастание степени риска в экономической и социальной сфере можно рассматривать как закономерный, естественный в наших условиях процесс, как «обратную сторону» повышения экономической свободы.

В этих условиях роль и возможность государства по социальной защите носят другой характер. Вектор усилий государства переносится на уязвимые слои населения — инвалидов, детей, престарелых. Что касается трудозанятого населения, то вопрос их социальной зашиты становится больше обязанностью их самих и работодателей. Это достигается участием работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов, передачей функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, установлением прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страховых взносов.

Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитой рыночной экономикой, которая формируется на следующих принципах:

• самоответственность людей наемного труда, их работодателей,других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;

• солидарная поддержкатрудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами);

• оптимальная поддержка (принцип субсидиарности),который определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер.

Мировой (более чем столетний) опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:

• пенсионное страхование(по старости, инвалидности, потери кормильца);

• медицинское страхование(оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности;

• страхование от несчастных случаев на производстве(производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);

• страхование в связи с безработицей(пособия по безработице, переобучение и трудоустройство).

Целесообразность такого членения социального страхования объясняется раз личной природой социальных рисков, от которых они призваны защищать, сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификой правового регулирования различных видов страхования.

Из изложенного следует вывод: предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.

Определение содержания (природы) риска и степени его вероятности позволяют разработать систему упреждающих профилактических мер по снижению (минимизации) риска, а также оценить требуемые виды и масштабы компенсационных мероприятий (объемы медицинских услуг, компенсационных выплат, замещающих собой утраченную заработную плату).

Социальный риск можно измерять, используя следующие показатели:

• частоту наступления рисковой ситуации;

• уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;

• объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных;

• среднюю продолжительность рисковой ситуации — период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.

Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для от дельных социальных групп и слоев трудящихся. Если степень опасности низкая — то организационно-правовая форма носит добровольный характер, если — высокая, она, как правило, носит обязательный (по закону) характер.Между добровольным и обязательным страхованием имеются переходные формы, обычно на ываемые факультативно-обязательными или условно-обязательными.

При определении природы риска важна оценка степени утраты трудоспособности, качественные и количественные ее характеристики, т.е. определение видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценка.

Так, если вредный фактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, нужно определить вероятность заболевания людей разного возраста и пола, продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а также длительность болезни и объективные показатели ее тяжести. Если опасный фактор приводит к гибели людей, нужно знать распределение количества погибших во времени и по категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся на стандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. чел.).

При наблюдении достаточно большого числа объектов, подверженных воздействию одного и того же риска за достаточно длительные промежутки времени, вы являются закономерности наступления случайных событий (заболеваемости, инвалидности и т.д.).

С этой целью применяются: теории вероятности, демографической статистики и долгосрочных экономических и социальных прогнозов, которые в своей совокупности объединяются методологией актуарных расчетов. Данные методы оценки вероятности и величин отдельных видов социальных рисков опираются на инструментарий учета «совокупной опасности» и ее «раскладки» между страхователями.

Результирующие показатели риска группируют по двум видам:

• социальные— ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.;

• экономические— затраты на компенсацию утраты доход в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию.

Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищенности людей и вероятности (необратимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические — позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объемы денежных средств.

В социальном страховании органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, призванные обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной пере подготовкой).Направленность института обязательного социального страхования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных. Это достигается с помощью важнейших функций института социального страхования: воспроизводственной, солидарного перераспределения и социальной защиты.

Что касается вероятности события для отдельного застрахованного, то тут мо гут быть две типичные ситуации.

1. Событие является неопределенным— и для отдельного застрахованного оно может произойти (и даже неоднократно), а может и не произойти: страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, медицинское страхование. Если страховое событие происходит, застрахованное лицо получает право на страховую выплату. При этом общая сумма для отдельных застрахованных может значительно (многократно) превышать уплаченную (им и за него его работодателем) сумму страховых взносов. В случае, если страховое событие не происходит на протяжении страхового периода, то права застрахованных на уплаченные в его пользу суммы страховых взносов теряются. Таким образом, те кто не реализовал своих страховых прав (из-за отсутствия страхового события) оказывают солидарную поддержку тем застрахованным, для которых страховое событие наступило. В этом проявляется функция перераспределения доходов между застрахованными.

2. Наступление страхового события непременнопроизойдет (пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного периода, например, до общеустановленного законом возраста выхода на пен сию. И те из них, которые проживут больше среднестатистического периода, по лучат больший объем страховых выплат (пенсий).

Эквивалентность страховых взносов и выплат поддерживается как в первом, так и втором случае в целом по страховой организации, но для отдельных застрахованных она не выдерживается.

Наши рекомендации