Уклонение от уплаты налогов 7 страница

Компетентные налоговые органы по запросу о содей­ствии или собственной инициативе предоставляют друг другу информацию относительно:

—регистрации предприятий, их филиалов и предста­
вительств, включая сведения об их местонахождении,
подчиненности, форме собственности и другие;

—открытия счетов в государственных и коммерче­
ских банках юридическими и физическими лицами, а
также наличия и движения на них денежных средств;

—всех видов доходов юридических и физических лиц,
полученных на территории данной Стороны, уплаченных
сумм налогов либо другой информации, связанной с на­
логообложением.

Уклонение от уплаты налогов 7 страница - student2.ru 1 Дано в качестве примера В настоящее время круг государств, под­писавших аналогичные соглашения гораздо шире. См. Руководство по применению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. - Письмо ГНС РФ от 23 июля 1997 года, № БЕ-6-22-542.

Запрашиваемая налоговая служба предоставляет по запросу о содействии нормативные акты, заверенные ко­пии документов и другие материалы, необходимые для выполнения налогового расследования.

Оригиналы документов и других материалов могут быть затребованы в случае, когда заверенных копий для расследования недостаточно. Передаваемые ори­гиналы документов и других материалов должны быть возвращены в согласованные сроки. Материалы могут быть предоставлены в виде компьютеризованной ин­формации, с дополнительной передачей сопутствую­щей информации, необходимой для толкования этих материалов.

В случае необходимости налоговые органы одной Сто­роны заверяют документы юридических и физических лиц, требуемые для налогообложения в другой Стороне.1

В перспективе именно возможности налоговых служб стран СНГ позволят эффективно бороться с межнациональными организованными преступными сообществами, подрывая экономическую основу их существования, лишая возможности легализовывать средства, полученные незаконным путем. Именно та­ким образом в первую очередь ведется борьба с меж­национальной организованной преступностью в США и странах Западной Европы.

Другим важным направлением борьбы с транснацио­нальной организованной преступностью является борьба с легализацией преступных доходов. Данное направление взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ либо вообще не предусматривается в соглашениях, либо лишь декларируется оказание помощи в области борьбы с легализацией доходов, полученных в результате преступ­ной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.2

Следует заметить, что значительное число соглашений между государствами СНГ заключается прежде всего по преступлениям, носящим системный характер, совер­шаемым на территории одновременно нескольких госу­дарств. На сегодняшний день это касается, в частности, проблем борьбы с компьютерной преступностью как са­мостоятельными составами преступлений и с экономиче-

Уклонение от уплаты налогов 7 страница - student2.ru ' Соглашение от 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и правительством Украины о сотрудничестве и взаимной по­мощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

2 См. напр. Соглашение между МВД РФ и МВД Туркменистана о со­трудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 18 мая 1995 года.

скими преступлениями, при совершении которых исполь­зуются средства вычислительной техники.'

Чрезвычайно опасным направлением деятельности траснациональных преступных сообществ является кон­трабанда, особенно контрабанда предметов, запрещен­ных к обороту. Для успешного осуществления борьбы с транснациональными преступными организациями нема­ловажное значение имеет сосредоточение усилий право­охранительных органов стран СНГ на взаимодействии на некоторых ключевых направлениях совместной деятель­ности. Имеется в виду борьба с отдельными категориями преступлений, связанными с проявлениями деятельности организованных преступных сообществ. Особое значе­ние в этом плане приобретает борьба с контрабандой.

В соглашениях ряда стран СНГ этому аспекту уделяет­ся особое внимание. Так, в Соглашении, подписанном 2 марта 1994 года Российской Федерацией и Республикой Узбекистан говорится, что таможенные службы обоих государств будут осуществлять таможенный досмотр лич­ного багажа граждан Российской Федерации и Республи­ки Узбекистан в сообщении между обоими государствами только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что провозятся оружие, наркотические психо­тропные средства, валютные и культурные ценности или может быть совершено другое таможенное правонаруше­ние, а также в иных случаях, предусмотренных соглаше­ниями о таможенном сотрудничестве, участниками кото­рых являются Стороны или их таможенные службы.

Таким образом, в последние годы наблюдается суще­ственное расширение сфер совместной деятельности го­сударств-участников соглашений, касающихся борьбы с организованной преступностью. Чем более интенсивной будет совместная работа в этом направлении, тем большее значение будет иметь координация этой деятельности. Именно поэтому такой интерес представляет опыт созда­ния и деятельности Бюро по координации борьбы с орга­низованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — Бюро).

Положение о Бюро утверждено Советом глав прави­тельств СНГ 9 октября 1997 года в г. Бишкеке. Бюро соз­дано на основе Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года, является постоянно действующим органом, работой которого руководит Совет министров

Уклонение от уплаты налогов 7 страница - student2.ru ' Соглашение между Правительством РФ и Правительством Респуб­лики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации.

внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (далее-СМВД). Деятельность Бюро осуществляется на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека, суверенитета госу­дарств, взаимодействия с правоохранительными органа­ми и иными органами государств — участников СНГ, не­вмешательства в разрешение вопросов политического, военного, расового или религиозного характера.

Бюро возглавляется Директором, которому непосред­ственно подчиняются Первый заместитель директора и полномочные представители. Кроме того, директор непо­средственно руководит следующими подразделениями:

1. Финансово-хозяйственная часть.

2. Группа делопроизводства и кадровой работы.

3. Отдел содействия в экстрадиции и проведении спе­
циальных мероприятий.

Первый заместитель директора руководит организа­ционно-правовым отделом и информационно-аналити­ческим отделом.

Бюро пользуется всеми видами правительственной связи. Для осуществления своих функций Бюро вправе запрашивать необходимую информацию из правоохра­нительных органов государств — участников Содружест­ва. Бюро является юридическим лицом, имеет, в частно­сти, валютный счет. Бюро является депозитарием доку­ментов, принятых на заседаниях СМВД. Рабочим языком Бюро является русский язык. Местом нахождения Бюро является Москва. В качестве основных задач и функций (без их разграничения) в Положении1 указано следующее:

1. Содействие в подготовке и реализации решений сове­
тов глав государств, правительств Содружества, Совета ми­
нистров внутренних дел в сфере борьбы с организованной
преступностью и иными опасными видами преступлений.

2. Формирование специализированного банка данных
о лидерах преступной среды, организаторах и активных
участниках международных преступных сообществ. Пре­
доставление соответствующей информации в заинтере­
сованные МВД.

3. Принятие практических мер и выработка предло­
жений, направленных на повышение эффективности
взаимодействия министерств внутренних дел в борьбе с
наиболее опасными видами преступлений, совершаемых
на территории государств — участников СНГ.

Уклонение от уплаты налогов 7 страница - student2.ru 1 Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Го­сударств 9 октября 1997 года в г. Бишкеке.

4. Координация действий при подготовке и проведе­
нии оперативно-розыскных мероприятий и комплексных
операций, затрагивающих интересы нескольких госу­
дарств — участников СНГ.

5. Содействие в осуществлении межгосударственного
розыска и выдачи лиц, совершивших наиболее опасные
преступления и скрывшихся от уголовного преследования
или исполнения приговора.

6. Подготовка в инициативном порядке и по поруче­
нию СМВД информационно-аналитических и других ма­
териалов, необходимых для рассмотрения вопросов на его
заседаниях.

7. Содействие в организации и проведении рабочих
встреч экспертов МВД государств — участников СНГ по
актуальным проблемам борьбы с преступностью и разра­
ботке соответствующих проектов документов.

8. Участие в организации обмена опытом работы орга­
нов внутренних дел государств — участников СНГ в борьбе с
организованной преступностью и иными видами преступле­
ний, в разработке рекомендаций по совершенствованию
правовой базы взаимодействия органов внутренних дел го­
сударств — участников Содружества в этой сфере.

При всей позитивности указанных положений нельзя не отметить недопустимость смешения понятий задач и функций. Кроме того не отражены многие перспектив­ные возможности координации деятельности стран СНГ в борьбе с организованной преступностью. На наш взгляд задачами Бюро должны быть:

/. Информационное обеспечение деятельности по борьбе с международной организованной преступностью.

2. Правовое обеспечение этой деятельности.

3. Подготовка проектов решений для Совета минист­
ров внутренних дел и проектов модельных и многосто­
ронних государственных соглашений по проблематике
борьбы с наиболее опасными видами преступлений.

4. Организация выполнения международных отдель­
ных поручений.

5. Обеспечение экстрадиций.

6. Методическое обеспечение совместной деятельно­
сти органов внутренних дел ряда государств, разработка
типовых планов совместных действий по определенным
направлениям.

7. Планирование и координация проведения междуна­
родных специальных операций.

8. Координация связей с международными полицей­
скими организациями.

9. Ведение баз данных на международных преступни­
ков и на межнациональные преступные группы.

10. Координация научных исследований и обмена опы­
том по проблематике борьбы с организованной преступ­
ностью в странах СНГ.

11. Координация подготовки и переподготовки кадров
органов внутренних дел по борьбе с организованной пре­
ступностью.

В перспективе, несомненно, компетенция Бюро бу­дет возрастать. Эта тенденция объективна и определя­ется всемирными процессами экономической и поли­тической интеграции. Об этом свидетельствуют воз­растающие показатели эффективности его работы. Благодаря активной работе сотрудников Бюро при все­сторонней поддержке со стороны полномочных пред­ставителей без исключения всех МВД государств — участников СНГ, можно с полной уверенностью кон­статировать, что работа Бюро дает свои положительные результаты. Об этом красноречиво свидетельствуют нижеследующие показатели по экстрадированию.

Государство Итого 1 кв. Всего
в Азербайджанскую
  Республику            
в Республику
  Армения            
в Республику
  Беларусь            
в Грузию
в Республику
  Казахстан            
в Киргизскую
  Республику            
в Республику
  Молдова            
в Российскую
  Федерацию            
в Республику
  Таджикистан            
в Туркменистан
в Республику
  Узбекистан            
в Украину
в государства
  Прибалтики            
ИТОГО:

Очевидно, что показатели данного направления дея­тельности постоянно возрастают во многом благодаря со­вершенно иному уровню координации взаимодействия между правоохранительными органами различных госу­дарств. Если в 1995 году было экстрадировано 116 пре­ступников, то в 1997 году их число составило уже 572, что в 5,5 раз больше по сравнению с 1995 годом (рост на 550%). Всего же за период с 1995 года по 1997 год экстрадировано 963 преступника.'

В целом указанная работа способствовала раскрытию ряда тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе имевших большой общественный резонанс. Так, если в 1995 году раскрыто с помощью Бюро 51 преступление, то в 1996 году — 87, а в 1997 году — 90, или почти в 2 раза больше по сравнению с 1995 годом.

Деятельность Бюро в равной степени эффективна для всех стран-участниц. Так, в Нижегородской области Рос­сийской Федерации задержаны и экстрадированы в Азербайджанскую Республику братья Абуловы, одни из активных участников и главных организаторов убийства в 1996 году члена Милли Меджлиса (Парламента) Азер­байджана — Ансухского А. А., а также непосредственный исполнитель — Мамедов И. М.

В свою очередь по запросам БКБЮП в г. Баку и в раз­личных районах Азербайджанской Республики сотрудни­ками МВД республики задержано 10 преступников, со­вершивших преступления на территории России и скры­вающиеся в Азербайджане, среди них Аббасов Самед Гуссейнович — за изнасилование в Самарской области, братья Имран и Эльхан Ахмедовы — за убийство в Рес­публике Северная Осетия-Алания, Багиров Камал Маги-рамович — за бандитизм в Республике Дагестан.

По запросам МВД Грузии оказано содействие в за­держании скрывавшихся на территории Российской Фе­дерации 12 особо опасных преступников, среди которых задержан Курдиани Т. Н., находившийся в межгосударст­венном розыске с 1993 года за совершение террористиче­ских актов, в результате которых погибло 7 и ранено 6 человек.

Совместно с УВД Калужской области Российской Фе­дерации задержан и экстрадирован, находившийся в межгосударственном розыске особо опасный преступник Махмодшоев Раджабали Меликшоевич, совершивший

Уклонение от уплаты налогов 7 страница - student2.ru Справка о результатах деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (1995-1997, 1кв. 1998 гг.

более 10 убийств на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики.

Совместно с УВД Ульяновской области Российской федерации и МВД Украины задержаны и экстрадирова-ны, находящиеся в межгосударственном розыске особо опасные преступники Шоронин Иван Олегович, Панов Олег Евгеньевич и др., совершившие 12 заказных убийств на территории России.

Результаты координирующей работы впечатляют, тем более, что они имеют постоянную тенденцию к улучше­нию.

№№ Наименование показателей 1997 г. 9мес.
п/п     1998 г.
Проведено операций, в т. ч. 22/4 15/2
  комплексных, которые способ-    
  ствовали:    
  раскрытию преступлений; 6 450 33 070
  привлечению к администра- 52 092 126 735
  тивной ответственности;    
  привлечению к уголовной от- 22 730
  ветственности;    
  возбуждению уголовных дел; 20 297
  задержанию лиц, находящих- 5 369
  ся в розыске.    
Изъятию:    
  огнестрельного оружия;
  боеприпасов; 262 949 1569 831
  взрывчатых веществ; 293 кг 688 кг
  ручных гранат;
  поддельных документов;
  наркотических веществ; 1 807 кг 2 528 кг
  автомашин.

Чрезвычайно эффективной в последние годы стала деятельность Бюро по разработке и проведению специ­альных операций. В период с 21 по 31 января 1997 года ГУВДТ МВД России, УВДТ Беларуси, Молдовы и Украины при содействии БКБОП провели оперативно-профилак­тические операции, направленные на обеспечение лич­ной и имущественной безопасности пассажиров в поез­дах дальнего и пригородного сообщения, пресечения фак­тов незаконной транспортировки наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, при тесном взаимо­действии линейных органов внутренних дел сопредель­ных государств. В ходе операции раскрыто 356 преступ-

лений, из них: разбоев — 4, тяжких телесных поврежде­ний — 12, грабежей — 18, краж личной собственности — 75, за незаконный оборот наркотиков —53. Задержан 241 человек, из которых 30 находились в розыске, изъято 8 кг наркотиков, 33 единицы огнестрельного и холодного оружия. К административной ответственности привлече­но 11 838 человек.

В феврале 1997 года в соответствии с согласованным планом-графиком проведены мероприятия и специаль­ные операции по пресечению незаконного изготовления, оборота оружия и взрывчатых веществ, в ходе которых раскрыто 4656 преступлений, возбуждено 3709 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 165 лиц, за­держано 154 лица, находящихся в розыске. У преступни­ков изъято 3100 ед. огнестрельного оружия, 210258 шт. боеприпасов, 17 гранатометов и 15 мин, 215 кг взрывчатых веществ.

В мае 1997 года проведены специальные операции по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ре­сурсов. По обобщенным сведениям, поступившим из МВД Республик Азербайджан и Беларусь, Российской Федерации и Республики Таджикистан раскрыто 86 преступлений, возбуждено 35 уголовных дел, привле­чено к уголовной ответственности 58 лиц. Изъято 806 т хлопка-сырца, 44,4 т черных металлов, 645 т золотосо­держащих концентратов, 600 т табака, 193 т спирта, 16 т дизельного топлива и пр.

В сентябре 1997 года проведены специальные опера­ции по пресечению преступной деятельности междуна­родных преступных группировок, действующих на транс­порте и автомобильных дорогах, в ходе которых раскрыто 241 преступление, возбуждено 143 уголовных дела, при­влечено к административной и уголовной ответственно­сти 40 254 лица, задержано 5175 лиц, находящихся в розы­ске, выявлено 44 и пресечена деятельность 21 организо­ванной преступной группы. У преступников изъято 2804 ед. огнестрельного оружия, 42619 шт. боеприпасов, 1280 кг наркотиков, 162 т хлопка-сырца, разыскано 2001 ед. угнанного автотранспорта.

В феврале 1998 года проведены мероприятия и специ­альные операции по пресечению незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, в результате которых: раскрыто 1627 преступлений, возбуждено 1133 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 658 человек, задержано 82 человека, находящихся в розыске. У пре­ступников изъято 47 787 ед. огнестрельного оружия, 1306 694 ед. боеприпасов, 350 шт. ручных гранат, 17 гра­натометов, 34 кг взрывчатых веществ.

В период с 16 по 18 февраля текущего года МВД Рос­сии совместно с ГТК, ФПС России и аналогичными ве­домствами Украины проведена оперативно-профилак­тическая операция «Канал». Предпринятые мероприятия позволили выявить 629 наркопреступлений, в числе кото­рых 90 фактов сбыта и 159 фактов перевозки наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 289 кг наркотиков. В ходе операции раскрыто 518 общеутоловных преступ­лений, изъято 132 ед. огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных товаров на сумму свыше 256 тыс. деноминированных рублей, а также 54 тыс. американских долларов.

Кроме того, с 3 по 5 марта текущего года аналогичная операция проведена силами правоохранительных органов России, Республики Казахстан и Киргизской Республики. Входе операции выявлено 1387 наркопреступлений, из них 158 фактов сбыта и 515 — незаконной перевозки наркоти­ков. У преступников изъято 1435 кг наркотиков, что по ценам «черного рынка» составляет более 810 тыс. долларов США. В процессе проведения мероприятий раскрыто 2082 обще­уголовных преступления, изъято 352 ед. огнестрельного оружия, материальных ценностей на сумму свыше 327 тыс. деноминированных рублей и свыше 50 тыс. долларов США.

Надо отметить, что постоянно возрастает масштаб­ность операций, согласованно проводимых несколькими странами СНГ. Их эффективность обусловлена также це­левой направленностью согласованных действий. Одним из направлений проведения операции является борьба с незаконным оборотом оружия. Так, в феврале 1998 года проведены мероприятия и специальные операции по пре­сечению незаконного оборота оружия и взрывчатых ве­ществ в ходе которых:

— раскрыто преступлений — 1627;

— возбуждено уголовных дел — 1133;

— лиц, привлеченных к уголовной ответственности —
658;

— задержано лиц, находившихся в розыске — 82;

— выявлено и ликвидировано организованных пре­
ступных сообществ — 3, организованных преступных
групп — 95.

У преступников было изъято:

— оружия — 47 787 ед.;

— боеприпасов — 1 306 694 шт.;

— холодного оружия — 44 ед.;

— гранатометов — 17 ед.;

— ручных гранат — 350 шт.;

— взрывчатых веществ — 34 кг.

Кроме того, совместно с МВД Республики Беларусь и Российской Федерации:

—проведена оперативно-профилактическая операция
«Розыск» (на территориях г. Санкт-Петербурга, Ленин­
градской, Брянской, Псковской и Смоленской областей),
в ходе которой задержано 560 преступников, разыски­
ваемых правоохранительными органами двух государств,
в том числе 169 находившихся в федеральном розыске. Из
незаконного оборота изъято 18 ед. огнестрельного ору­
жия, около 200 ед. боеприпасов;

—на территории Тульской области проведена опера­
ция «Арсенал» по предупреждению, пресечению и рас­
крытию преступлений, связанных с незаконным оборо­
том оружия. Из незаконного оборота изъято 30 ед. раз­
личного огнестрельного оружия, свыше 250 патронов
различного калибра, более 1 кг взрывчатых веществ;

—с 7 по 9 июля проведен комплекс оперативно-
розыскных мероприятий на территории Московской об­
ласти в отношении изготовителей, сбытчиков огнестрель­
ного оружия и взрывчатых веществ. Изъято 1,5 кг пласти­
да и 10 электродетонаторов.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприя­тий в Термезском районе Сурхандарьинской области Республики Узбекистан задержаны граждане Республики Таджикистан Максудов Р., 1963 года рождения, начальник 4-й погранзаставы, и Мухиддинов X., 1964 года рождения, комендант г. Шартуз, у которого обнаружено и изъято 2 автомата АКМС с 80 патронами, 2 пистолета Макарова с 43 патронами к нему, 2 гранаты РГ-5, 990 г. героина и бо­лее 2 кг гашиша. Все это они намеревались сбыть в Узбе­кистане. Ведется следствие.

Сотрудники Бюро принимали участие в подготовке и координации взаимодействий органов внутренних дел заинтересованных сторон в специальных операциях:

—по стабилизации оперативной обстановки, обеспече­
нию правопорядка, личной и имущественной безопасности
пассажиров и членов поездных бригад в поездах в пути сле­
дования по территории Республик Беларусь, Казахстана,
России, Таджикистана, Узбекистана и Украины;

—операция «Канал» по выявлению и пресечению не­
законного оборота наркотиков;

—операция «Антиквариат» по раскрытию преступ­
ных посягательств на культурные ценности.

Во исполнение решений коллегий МВД Республики Беларусь и Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 6 «О мерах по укреплению взаимодействия мини­стерств внутренних дел — участников Союза Беларуси и

России» с 2 по 30 сентября 1998 г. проведена оперативно-профилактическая операция «Пассажир».

Для выполнения поставленных задач было задейство­вано 1346 сотрудников Московского УВДТ и Московского УВД ВВТ. Отработано более 250 объектов железнодорож­ного и 80 воздушного транспорта. Досмотрено 36 воздуш­ных судов, около 3,5 тыс. авиапассажиров и 15 т груза. Сопровождено 362 пригородных и 128 международных поездов. Раскрыто 17 преступлений из 19 зарегистриро­ванных. За указанные преступления задержано 27 чело­век. У преступников изъято 3,5 кг наркотических веществ. В ходе операции выявлены и задержаны 2 преступные группы. За совершение административных правонаруше­ний привлечено к ответственности 625 человек, в том чис­ле 115 граждан Республики Беларусь.

Кроме того, во исполнение плана, утвержденного МВД, ГТК, ФПС России и соответствующими ведомства­ми Казахстана и Киргизии в период с 3 по 5 марта 1998 года проведена совместная оперативно-профилак­тическая операция «Канал». В операции с российской стороны было задействовано МВД, 23 ГУВД и УВД субъ­ектов Российской Федерации, 9 УВД на железнодорож­ном и воздушном транспорте, а также региональные под­разделения таможенной и пограничной служб.

Основной целью проведенных мероприятий являлось пресечение незаконных поставок наркотических средств и товаров на территорию страны из государств Средней Азии и Казахстана автомобильным, железнодорожным, воздуш­ным и водным транспортом. В связи с этим, на наиболее ве­роятных маршрутах контрабанды наркотиков по всему пе­риметру российско-казахстанской границы были сформи­рованы совместные оперативно-поисковые группы и специализированные заслоны, активизирована деятельность стационарных постов ГАИ, пунктов таможенного и погра­ничного контроля, расположенных в аэропортах и основных приграничных с Казахстаном переходах.

Наши рекомендации