II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. €

Фронтальный опрос

— Из каких частей состоит скелет человека?

— Какое значение для человека имеют мышцы?

— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы?

III. Самоопределение к деятельности

— Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, бе­гать, дышать, играть, работать — в общем, чтобы жить.)

— Может ли человек обойтись без пищи? (Только в течение 30-40 дней.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем питании.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Питательные вещества

Всю пищу, которую мы съедаем, наш организм разбирает на части.

— Как вы думаете, много ли частей в нашей пище? (Ответы учеников.)

Вся еда, какая бы сложная она ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносли­вом и красным перцем, с гарниром из соленых грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей: бел­ков, жирови углеводов.(Г. Юдин)

Белки- наш строительный материал. Клетки строятся из бел­ка, и благодаря этому человек растет. Белка много в мясе, рыбе, сыре, твороге, бобах, орехах.

Углеводы— энергия для нашего организма. Их получают из са­хара, разных круп, хлеба, овощей, варенья.

Жиры- продовольственные и топливные склады на черный день (болезнь, голод), «теплое белье» и амортизатор от ударов. Источники жиров — сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

Еще человеку нужны кальций, железо, медь, сера, марганец, цинк, йод и почти все другие вещества, которые есть в природе. А эти вещества могут попасть в наш организм только с разнооб­разной, богатой витаминами пищей. Витаминов много в овощах ифруктах.

Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 138.

— Какую работу в организме выполняют белки? (Они служат для роста и развития.)

— Какие продукты богаты белками?

— Какую работу в организме выполняют жиры? (Они обеспе­чивают организм энергией, это запас пищи в период болезни.)

— Какие продукты богаты жирами?

— Какую работу в организме выполняют углеводы? (Это энер­гия для нашего тела.)

— Какие продукты богаты углеводами?

— Какую работу в организме выполняют витамины? (Они слу­жат для сохранения и укрепления здоровья.)

— Какие продукты богаты витаминами?

3. Выполнение задания в рабочей тетради№ 1 (с. 61).

— Прочитайте задание. С помощью учебника заполните таб­лицу.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

Практическая работа

(Учитель делит класс на группы икаждой раздает разные про­дукты. Учащиеся выполняют практическую работе по учебнику пас. 138.)

1. Внимательно изучите этикетки на упаковках различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в ка­ком количестве содержатся в этих продуктах.

2. Сравните данные о содержании питательных веществ в раз­ных продуктах.

3. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь. Ука­жите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.

(По результатам практической работы ученики заполняют таблицу в рабочей тетради — задание № 2 (с. 62).)

Продукт Пищевая ценность, г (содержание в 100 г)
    Белки Жиры Углеводы Витамины
Подсолнечное масло   99,9    
Молоко «Топтыжка» 2,9 3,2 4,6 Кальций, медь, цинк, С, В„ В6, В12, фолиевая кислота
Зеленый горошек (консерв.) 2,4   5,0  
Сметана 2,6 3,8  
Говядина (консерв.)    

— В каком из этих продуктов самое высокое содержание белков?

— В каком из этих продуктов самое высокое содержание уг­леводов?

— В каком из этих продуктов самое высокое содержание жиров? Обведите соответствующее число.

— Какие вещества наиболее полезны вам, детям ?(Белки, так как они нужны для роста и развития человека.)

— В каких из перечисленных продуктов большое содержание белков?

Работа по учебнику

Пищеварительная система

— Прочитайте текст в учебнике на с. 139.

— Изучите по рисунку и тексту строение и работу пищевари­тельной системы. Приготовьте сообщение.

6. Игра «Путешествие бутерброда»

(Учитель выбирает участников игры: бутерброд, ротовая по­лость с зубами и языком, глотка, пищевод, желудок, кишечник толстый и тонкий, печень.

Остальные ученики рассказывают и показывают, что проис­ходит с бутербродом в каждом органе.

Ротовая полость — зубы и язык пережевывают, перемешивают, слюна смачивает пищу.

Глотка, пищевод — идет процесс переваривания, пища попа­дает в желудок.

Желудок — пища переваривается под действием желудочного сока.

Кишечник — заканчивается переваривание пищи.

Печень — в кишечник выделяется желчь, необходимая для переваривания пищи.)

— Какие изменения происходят с пищей в пищеварительной системе? (Она переваривается, то есть делится на части: белки, жиры, углеводы.)

— Что происходит с частями пищи потом? (Через стенки ки­шечника они всасываются в кровь и разносятся по всем ор­ганам.)

Беседа

Правила питания

— Прочитайте в учебнике на с. 140 и обсудите в парах правила рационального питания.

— Какие из них вы выполняете, а какие стали для вас новыми?

— Расскажите о своем режиме питания.

— Что вы едите на завтрак, обед, ужин?

— Почему человек должен питаться разнообразной пищей?

V. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем —

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Наши рекомендации