Фискальная политика государства. Тема 3. Финансы и финансовая система государства
Тема 3. Финансы и финансовая система государства. Финансовая политика (фискальная).
1. Финансы и финансовая система
2. Государственный бюджет и госдолг
3. Налоговая система страны. Принципы налогообложения
4. Фискальная политика государства
1) Финансы – экономические денежные отношения по поводу образования, распределения и использования денежных фондов у юридических и физических лиц. Финансовые отношения включают 4 уровня:
1 Отношения между государственными финансовыми органами и юридическими лицами по поводу уплаты налогов и иных платежей (штрафы, пени) государственный бюджет.
2 Отношения между юридическими лицами по поводу взаимных расчетов
3 Отношения между юр лицами и наёмными работниками по поводу выплаты зарплаты и других денежных расчетов.
4 Отношения между государством и физическими лицами по поводу налоговых, страховых и иных платежей
Выручка делится на : фонд оплаты труда (облагается налогом), амортизационный фонд, фонд возмещения материальных затрат.
Финансы выполняют следующие функции:
1) Воспроизводственная – обеспечивает кругооборот производственного капитала.
2) Распределительная – аккумулирование, распределение и перераспределение денежных ресурсов страны.
3) Стимулирующая – воздействие государственных финансовых органов на эффективность производства.
4) Контрольная – осуществление контроля со стороны государственных финансовых органов за соблюдением финансовой дисциплины.
Финансовая система страны
Финансовая система страны – совокупность структурных звеньев, включающих в себя финансы предприятий, отраслей, регионов и государства. В современных условиях основополагающим принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма.
Данный принцип предполагает четкое распределение полномочий (функций)между отдельными звеньями финансовой системы.
Определяющую роль в финансовой политике, а так же центральным звеном финансовой системы является госбюджет.
Госбюджет – ежегодно разрабатываемый финансовый план страны, представляющий собой смету доходов и расходов государства.
По своему содержанию госбюджет является централизованным фондом денежных средств. По своему назначению государственный бюджет является инструментом перераспределения национального дохода страны.
Основные функции госбюджета:
· Распределение и перераспределение ВВП и части национального дохода
· Государственное регулирование и стимулирование экономики
· Финансирование социальной политики государства
· Контроль над образованием и использование централизованного фонда денежных средств.
Различают несколько методов формирования госбюджета:
1) Автоматический метод - бюджет определяется на основе бюджета прошлого года, с учетом имеющихся законодательных изменений (введение-отмена налога). Велика погрешность.
2) Статистический – в бюджет включаются суммы прошлого периода, с учетом поправочного коэффициента (определяется с помощью темпов роста ВВП).
3) Метод непосредственных оценок – самый точный и трудоёмкий
Бюджеты подразделяются на обыкновенные (вся стандартная процедура: 3 чтения в Госдуме -> совет федерации - > подпись) и чрезвычайные (не публикуется в СМИ, не обсуждается в парламенте. В военные годы)
Бюджетная система страны
БСС – совокупность бюджетов административно-территориальных единиц государства и бюджетов самостоятельных государственных учреждений.
Организационное строение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Различают унитарную (двухуровневую: центральный, муниципальный) и федеративную (многоуровневую: федеральный, бюджеты субъектов федерации, муниципальные) бюджетные системы.
Помимо гос бюджета в финансовую систему страны включаются государственные внебюджетные фонды (фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд Росси, фонд социального страхования)
Сумма бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет государства. Сумма консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов образуют бюджет расширенного правительства.
Баланс государственного бюджета(баланс доходов и расходов)
В самом общем виде, бюджет – полный перечень статей доходов и расходов государства за год.
Актив (доходы) | Пассив (расходы) | ||
1. налоги | На ВПК | ||
итого | итого |
Доходы государственного бюджета включают следующие статьи: налоговые поступления (до 85% всей доходной части), доходы от государственной предпринимательской деятельности, доходы от внешней торговли, от сдачи аренды в госсобственность , прочие доходы.
Отношение доходной части бюджета к ВВП текущего года, выраженное в процентах – государственная квота (показатель степени вмешательства государства в экономику, показывает, какая часть ВВП распределяется через бюджет).
Расходная часть: социальные программы, экономические программы, военные расходы, управленческие, обслуживание государственного долга, бюджетные резервы.
Наиболее благоприятный вариант – равенство доходной и расходной частей госбюджета (сбалансированный бюджет).
В случае если доходы гос бюджета превышают его расходы – возникает профицит государственного бюджета (положительное сальдо).
Если расходы превышают доходы – возникает дефицит.
Основные причины возникновения дефицита госбюджета:
· Спад общественного производства
· Рост издержек производства
· Рост затрат на содержание ВПК (милитаризация экономики)
· Увеличение расходов на социальные программы
· Рост оборота теневого капитала
Для погашения дефицита гос бюджета могут быть использованы: государственные займы (внешние/внутренние), повышение налоговых ставок/введение дополнительных налогов, эмиссия денег (приводит к инфляции), секвестр – урезание расходов государства.
Для выбора метода, нужно знать причину дефицита. Различают активный (потратили больше, чем запланировали – наименее опасный) и пассивный дефицит (недополучили доход), бывает одновременно.
Для оценки степени опасности дефицита государственного бюджета, используется коэффициент дефицита. K=деффицит/ВВП * 100%. Если К<2, 5% - нормально, если больше – опасно.
Государственный долг
ГД – сумма непогашенных дефицитов гос бюджет за всё время существования страны.
Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний – задолженность перед иностранными государствами, международными финансово-кредитными институтами и иностранными физ и юр лицами.
Внутренний – перед населением страны. У гос долга нет положительных последствий.
Налоги
Налоги – обязательные сборы и платежи, взымаемые государством с юридических и физических лиц в установленном законом размере и в определенные сроки. Налоги выполняют следующие функции:
1) Фискальная – формирование денежных доходов государства. Фискальная функция всегда определяет базовый уровень налогообложение (минимальный, например: на содержание государства нужно не меньше 1 трлн р)
2) Распределительная – распределяется и перераспределяется национальный доход
3) Регулирующая – заключается в воздействии государства на общественное воспроизводство (повышая налоговые ставки – сдерживает рост производства.
Объектом налогообложения называется имущество (доход) на стоимость которого начисляется налог.
Налоговая ставка –размер налога, с единицы налогооблагаемой базы.
Виды налогов:
По способу изъятия:
· Прямые (непосредственно с собственника объекта налогообложения)
· Косвенные (включаются в цену готовой продукции и фактически уплачиваются конечным покупателем облагаемого налогом товара – акцизы, ндс)
По характеру начисления (по видам налоговых ставок):
· Пропорциональные (плоские) – величина налога пропорциональна налогооблагаемой базе, в % ставка не меняется.
· Прогрессивные – возрастает при увеличении налогооблагаемой базы.
· Регрессивные – уменьшается.
· Фиксированные – налог не в процентах, абсолютная сумма платежа с единицы налогообложения, не зависит от дохода (используются там, где тяжело вести учет – в игорном бизнесе налог с автомата).
· Акконная ставка (разовая выплата налога)
По месту изъятия:
· Федеральные
· Региональные
· местные
Налоговая система – совокупность всех применяемых на территории страны налогов и налогового механизма.
Налоговый механизм – установленный законодательно порядок начисления и изъятия налогов. Налоговый механизм определяет: что подлежит обложению, кто уплачивает налог, вид облагаемого дохода, единицу измерения объекта налогообложения , сроки и место уплаты.
Налоговая система РФ включает 3 уровня:
1) Федеральный (16 видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ…)
2) Региональный (7 видов налогов: налоги на имущество, транспортный налог)
3) Местный (5 видов: земельный, налог на рекламу)
Основные принципы налогообложения (Адама Смита):
1. Принцип справедливости – каждый должен участвовать в покрытии расходов государства, соразмерно получаемому доходу.
2. Принцип определенности – размер налога должен быть непроизвольный, а строго определенный: место, время и способ уплаты налога должны быть известны каждому плательщику.
3. Принцип удобности – налог должен взыматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для плательщика.
4. Принцип экономии – каждый налог должен взыматься таким способом, чтобы издержки на его изъятие были минимальными.
Концепция Лаффера
Доходы |
N – ставка налога |
nоптимальная |
Американский ученый Лаффер на основе эмпирических исследований обосновал положение, согласно которому оптимальный уровень налогов не должен превышать 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Любое отклонение от этой ставки приводит к сокращению доходов.
Фискальная политика государства
Фискальная политика – комплекс мер, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета. По другому, фискальная политика – политика государственных доходов и государственных расходов.
Цели фискальной политики:
· Повышение темпов экономического роста
· Достижение высокого уровня занятости
· Сглаживание амплитуды колебания экономического цикла
· Контроль над уровнем инфляции
Воздействие на развитие экономики может осуществляться двумя способами: изменением государственных расходов, изменением государственных доходов.
Увеличение государственных расходов с одновременным сокращением доходов (уменьшением налогов) стимулирует совокупный спрос и рост ВВП. Впервые направление этой политики обосновал Кэйнс.
AS – совокупное предложение.
Макроэкономическое равновесие определяется уровнем расхода общества, если к ним добавить инвестиционны – будет больше, государственные – ещё больше. Равновесие смещается в сторону увеличения.
Справедливо и обратное.
Pi |
ВВП |
Государственные расходы обладают мультипликативным эффектом.
Мультипликатор гос расходов показывает, на сколько возрастет ВВП в результате увеличения Госрасходов. Кg=дельта ВВП/дельтаG
Если государство сокращает расходы и увеличивает налоги – это приводит к сокращению совокупных доходов общества, уменьшению совокупного спроса и как следствие – сокращению ВВП.
Y = C(тратит)+S (сберегает)
MPC – предельная склонность к потреблению – показывает, какую часть дополнительного дохода, индивид готов потратить на потребление. MPC = дельта С/ дельта Y – отношение изменения потребительских расходов к уменьшению дохода.
MPS – предельная склонность к сбережению, показывает, какую часть дополнительного дохода индивид намерен сберегать. MPS = дельта S/дельта Y
MPS+MPC=1 (либо тратит, либо сберегает)
Y (доходы) | C (Расходы) | S(Сбережения) | ||
5 т.р. | - | -5 т.р. | - | |
5 т.р. | 5 т.р. | 100% | 0% | |
10 т.р. | 9 т.р. | 90% | 1 т.р. | 10% |
50 т.р. | 40 тр | 80% | 10 тр | 20% |
70% | 30% | |||
50% | 50% |
При повышение налоговой ставки мультипликативным эффектом будет обладать только часть Y*MPC т.к. сберегаемые деньги налогом облагаться не будут.
Фискальная политика осуществляется прямыми и косвенными методами.
Прямые: бюджетное финансирование четко выделенных направлений.
Косвенные методы: воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. В качестве инструментов используются: налоговые льготы, необлагаемый минимум, политика ускоренной амортизации.
В зависимости от способа осуществления организации осуществления, различают 2 вида фискальной политики:
1) Дискреционная (активная) – сознательное манипулирование налоговыми ставками и государственными расходами. //Имеет проблему временных лагов, т.к. нужно изменить закон. Может получиться так, что налог вступит в силу в тот момент, когда его уже наоборот нужно отменять.
2) Автоматическая (пассивная ) – основана на использовании встроенных стабилизаторов. К таким стабилизаторам относят прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения; дифференцированная система государственной социальной помощи.