Ущность и принципы государственного регулирования внешней торговли
Государственное регулирование экономики -- система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом.
Именно государство является легитимным выразителем национальных интересов в лице правительства, осуществляющего по мандату народов выработку и реализацию экономической политики, отвечающей этим интересам.
Государственное регулирование экономики, в соответствии с национальными интересами, осуществляется в современных условиях посредством тех или иных институтов, т. е. набора правил, юридических и моральных норм, разнообразных государственных решений, организационных форм, путем воздействия теми или иными способами на обычаи и традиции, на поведение политических, общественных и религиозных организаций и т. п. Динамизм формирования национальных экономик связан с эпохой промышленной революции. Однако использование ее результатов и достижений в тех или иных странах было различным, что обусловлено отличиями в достигнутом к тому времени уровне социально-экономического развития, степенью консолидации нации.
Национальные экономические системы современных стран -- это системы рыночного типа. Они базируются на использовании преимуществ разделения и кооперации труда, что является в свою очередь основой внешнеторговой деятельности. Мощной движущей силой экономического развития в рыночной среде является конкуренция хозяйствующих субъектов на внутреннем и мировом рынках. И конкурируют сегодня на просторах глобального мирового хозяйства не только фирмы (хозяйственные структуры), а и государства, их национальные экономики.
Поэтому национальные правительства должны обеспечивать на территории своих стран среду, способствующую проявлению позитивных сторон конкуренции, помогать отечественным хозяйствующим субъектам в завоевании высоких конкурентных позиций в мире.
Развернувшаяся с последней трети XX в. глобализация хозяйственных связей существенно изменила конфигурацию конкуренции на рынках. Страны становятся особыми факторами глобального хозяйствования, меняют конфигурацию мировой конкуренции, но их хозяйства не перестают быть национальными экономиками, активными носителями национальных интересов своих народов.
Каждая страна осознает свои коренные национальные интересы и решается на том или ином этапе проводить самостоятельную экономическую политику, отвечающую этим национальным интересам. Первичной проблемой в этом случае становится определение правительством (поддерживаемым народом) главных целей экономической политики страны на обозримую перспективу, а также конкретизация средств их реализации. В зависимости от этого и с учетом исторического менталитета нации устанавливается приемлемая конфигурация системы государственного управления экономикой.
Прекращение биполярной конфигурации мирового хозяйства обусловливает переосмысление роли и функций национального государства, как внутренних, так и внешних. Значимость данного факта повышается развитием процесса регионализации мировой экономики, когда возрастающую роль для развития наций и потенциалов хозяйствующих субъектов и государств, в целом, выполняют региональные объединения, союзы, зоны и т. д. Таким образом, межгосударственное и национальное государственное регулирование выступает в современных условиях в качестве объективной потребности общественного. Национальная экономическая политика каждой страны будет эффективной в том случае, если она скоординирована с экономической стратегией других стран (пример: ЕС, ВТО и др.). Учитывая роль внешнеэкономических факторов, любое государство стремится разработать долгосрочную, достаточно обоснованную с позиций национальных экономических интересов стратегию, в первую очередь, внешнеэкономической политики, которая в свою очередь есть составная часть общеэкономической политики страны.
Внешние экономические связи (ВЭС) государства являются частью общей структуры народного хозяйства и воздействуют на размещение и развитие производительных сил, формирование пропорций. В Российской Федерации впервые внешнеэкономическая сфера была поставлена во «главу» преобразовательного процесса в России в конце 80-х гг., когда трансформационный процесс внешнеэкономической деятельности реализовывался на порядок быстрее, чем в остальных сферах экономики. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) любого государства, в том числе РФ, охватывает многообразные виды деятельности. Важнейшим направлением является внешняя торговля.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой составную часть реализационного звена (включая технический сервис) воспроизводственного цикла, поэтому ее организационное преобразование, приведшее к смене приоритетов и приостановке на определенный период времени управляемости, в первую очередь, внешней торговлей, обусловило фактическое нарушение каналов сбыта на внешнем рынке товаров и услуг (особенно остро это сказалось на машино-технической группе товаров и торговле патентами, лицензиями). Это повлекло, с одной стороны, дестабилизацию производства, а с другой -- использование сферы внешнеэкономической деятельности в качестве полигона для развития криминальной среды в условиях отсутствия действенного законодательства.
С точки зрения формирования стратегической концепции внешнеэкономической политики государства, трансформирующего модель хозяйствования в сторону рыночных основ, именно либерализация в сфере внешнеэкономической деятельности и открывание национального рынка для свободного конкурирования импорта при ликвидации монополии на внешнюю торговлю обозначили в системе мирового хозяйства отход России от принципа автаркии и признание фритредерства (свободная торговля) как базового постулата построения внешнеэкономического взаимодействия с иностранными контрагентами.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.
В государственном регулировании внешнеторговой деятельности используются следующие основные понятия:
внешняя торговля - обмен товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности между хозяйственными субъектами различной национальной принадлежности. В основе внешней торговли лежит международное разделение и кооперирование труда;
товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии;
внешнеторговая деятельность -- вид предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, правами интеллектуальной собственности;
экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе;
импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;
взаимность - предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;
внешнеторговый оборот -- совокупность экспорта и импорта с учетом реэкспорта и реимпорта. Исчисляется на уровне государства, региона и групп стран;
внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;
внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ);
внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу предполагается либо иностранным лицом российскому лицу;
внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;
международный транзит - перемещение через таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;
таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;
нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации
2) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
3) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
6) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
7) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
10) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
11) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
12) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
13) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
14) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
В течение продолжительного периода (до 1980 - 1990 гг.) ВЭС рассматривались в нашей стране как вынужденное явление. Экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт - как вынужденная плата за импорт. Непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные звенья (НИИ, объединения, предприятия) - были отстранены от участия во ВЭС, и это было одной из причин неэффективности экспорта.
Однако, как свидетельствует мировой опыт и обосновывает экономическая теория, не импорт, а экспорт, причем с высокой долей добавленной стоимости, представляет собой базовую составляющую внешнеторговой стратегии поступательного развития государства. Именно экспортная составляющая во внешнеторговом обороте и ее качественное наполнение являются оценочными критериями не только конкурентоспособности экономики страны, но характеристиками ее устойчивого, достаточно динамичного развития, ее высокой (в ряде случаев даже чрезмерной, ведущей к возможной дестабилизации национальной экономики) или оптимальной зависимости от внешнего рынка.
Реформирование экономики страны, включая ВЭД, обеспечивает децентрализацию во внешнеэкономической деятельности, разрушение монополии на внешнюю торговлю.
Право выхода на внешний рынок предоставлено первичным звеньям хозяйствования указом Президента РФ «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.1991.
Согласно Указу, любое предприятие (независимо от формы собственности) имеет право осуществлять ВЭД, если это входит в его уставный регламент. При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг вопросов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг, а именно:
изучение мирового рынка;
выбор партнера;
анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг;
выбор современных форм реализации товара и послепродажное обслуживание;
оценка эффективности экспортно-импортных операций.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.
Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, принципами внешнеэкономической политики являются:
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
- поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;
- обеспечение экономической безопасности страны;
- обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.
Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как:
- обострение конкурентной борьбы на мировом рынке;
- дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;
- внешние долги, особенно развивающихся стран.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, что объясняется расширением международных экономических связей и необходимостью создания новых инструментов оптимизации участия государства в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке .
Механизм регулирования внешней торговли - это иерархический механизм целенаправленного воздействия на систему товарно-финансовых потоков, которая характеризуется переменной структурой, формируемой в условиях функционирования.
В рамках данной модели все три механизма (межгосударственный, государственный, механизм саморегулирования) взаимосвязаны. Так, за счет взаимного воздействия всех регуляторов повышается эффективность внешней торговли. Объектом регулирования является система товарно-финансовых потоков в сфере внешней торговли. В модели механизма регулирования формируется и реализуется эффективная внешнеэкономическая стратегия.
Связи между механизмами, а также каналы информационного взаимодействия разбиваются на три типа: связи и каналы, характеризующие ситуацию во внешней торговле (РМ - механизм мирового уровня, Рг - механизм государственного уровня, Рп - механизм на уровне предприятия); связи и каналы, по которым осуществляется взаимное регулирование механизмов ВЭД (ММ - механизм международного уровня, Мг - механизм государственного уровня и Мп - механизм на уровне предприятия); связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешней торговли (RМ - общемировая стратегия, Rг - государственная стратегия и Rп - стратегия предприятия).
Адаптация механизма регулирования внешней торговли представляет собой создание обновленного механизма, направленного на формирование:
- на международном уровне: двухсторонних и многосторонних договоров по регулированию внешней торговли; системы информационного мониторинга мировой сферы внешней торговли; системы правовых основ межгосударственного регулирования внешней торговли;
- на государственном уровне: системы мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли; системы информационного мониторинга внешней торговли; правовых основ регулирования внешней торговли; системы таможенных режимов; комплекса таможенных процедур и технологий;
- на корпоративном уровне: системы информационного мониторинга внешней торговли, включая средства оперативного мониторинга, их анализ и прогноз; системы правил и норм управления внешней торговлей; комплекса методического обеспечения для обоснования рациональных методов управления внешней торговлей.
Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика.
Торговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами и обеспечивающих посредством внешнеторговой деятельности получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.
Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и ВНП. Подобно другим составляющим совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом, что можно выразить следующей формулой:
ДВНП = (1 / МРS + МРМ) • ДX,
где ДВНП - изменение валового национального продукта;
МРS - предельная склонность к сбережению;
МРМ - предельная склонность к импорту;
ДX - изменение экспорта.
Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.
В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.
Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Таможенно-тарифная политика России должна корректироваться в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями, становясь при этом более гибкой и приспособленной к современной экономической ситуации, и особенно это актуально в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, что имеет для нашей страны важное политическое и социально-экономическое значение.
В связи с вышесказанным существует необходимость в разработке таможенно-тарифной системы, позволяющей создать условия для промышленного подъема в России.
На данном этапе развития российской экономики таможенно-тарифное регулирование далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие. За истекшие годы реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий Правительства по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции - отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующих и защитной функций таможенно-тарифного механизма, что не способствовало совершенствованию развития внешней торговли.
Поэтому в сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры, также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в разработке нового таможенного тарифа. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования. На первый план должна выйти регулирующая функция таможенного тарифа, что характерно в настоящее время для всех развитых стран. Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит сделать более прозрачной внешнюю торговлю России, устранить экономические условия, способствующие криминализации импорта товаров, коррупции в таможенных органах, а также поспособствует тому, что таможенный тариф будет реально выполнять протекционистскую функцию по отношению к отечественным товарам. При разработке новой таможенно-тарифной системы чрезвычайно важно найти разумное сочетание между фискальной, регулирующей и защитной функциями в таможенной политике.
Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны. При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом. Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество». Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.
Проблематика совершенствования управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.
В числе административных мер регулирования внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота. Лицензирование применяется в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется субсидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно развитых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.
Косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налогообложения и кредитования Налоговые риски во внешнеэкономической деятельности. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагаемой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.
Кредитование экспорта - одна из распространенных форм стимулирования. Государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте Плисецкий Д.Е. Стабилизационные механизмы валютно-финансовой политики в условиях дефицита платежного баланса. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В промышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х - начале 90-х годов составляли около 8% объемов экспорта. Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.
Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.
Поддержка экспортеров идет по линии страхования экспорта. Оно двух видов: внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется правительством, которое за счет бюджетных средств покрывает определенную часть рисков при крупных капиталовложениях в развитие экспортного производства. Например, страхуются капиталовложения в “риско-фирмы”, осваивающие перспективные для экспорта разработки. При внешнем страховании государство принимает на себя часть политических и коммерческих рисков, связанных с экспортом.
Национальные системы страхования кредитных рисков созданы в настоящее время во всех промышленно развитых странах и в ряде развивающихся стран. Основную роль в них играют государственные страховые учреждения, частные выполняют вспомогательные функции.
Государственное страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, позволяющей регулировать объемы и географию экспортного кредитования. Вместе с тем кризис внешней задолженности ряда государств повлек за собой значительные убытки страховщиков, вынудив их свернуть операции на наиболее рискованных рынках и продемонстрировать тем самым ограниченность данного инструмента.
Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран.
Регулирование притока иностранных инвестиций носит, как правило, двойственный характер.
С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата с помощью гарантий от национализации иностранной собственности, репатриации капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и таможенных льгот и т.д.
С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение интересов принимающих стран, то есть собственных.
С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Определяются отрасли экономики, доступные для иностранных инвесторов, и их максимальная доля в производстве отрасли. Устанавливается максимальная доля иностранного капитала в совместных предприятиях, оговариваются участие национальных кадров в управлении данными предприятиями, условия в части использования компонентов национального производства. Ограничивается создание филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие. В Мексике, согласно закону об иностранных инвестициях, обязательным условием является участие национального капитала во всех предприятиях, создаваемых иностранными инвесторами.
В других странах существуют запреты на участие иностранного капитала в ряде отраслей и сфер (оборонная промышленность, внешнеторговая деятельность и некоторые другие).
Механизм государственного регулирования внешней торговли реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера. В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются:
· долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование;
· меры кредитного и фискального характера;
· административные и организационно-правовые формы;
· демонополизация рыночной конкуренции.
Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:
· выработки единых элементов функционирования рынков (товарных, валютных);
· системы кредитования экспортно-импортных операций;
· системы страхования валютных рисков;
· типовых условий «Инкотермса».
Набор средств и инструментов регламентирования внешней торговли включает:
· нетарифные элементы;
· тарифные предпочтения;
· валютно-кредитные средства;
· стимулирование экспортного производства;
· технические нормы, стандарты, требования к ввозимым товарам.
Межгосударственные формы регламентирования отражаются в документах ГАТТ (ВТО), решениях интеграционных группировок, двусторонних соглашениях. Внутринациональные методы регламентирования обычно конкретизируются для экспорта, импорта, бартера.
Влияние внешнеэкономических факторов на развитие национальной экономики России определяется в первую очередь внешнеэкономической политикой, стратегия которой еще до конца не определена. Вопрос экономической эффективности не только импорта, но и экспортных операций оставлен на откуп хозяйствующим субъектам, что, как свидетельствует практика, при негибкости государственного регулирования наносит существенный ущерб хозяйственному потенциалу страны в целом, фиксируя экономически отсталую структуру внешней торговли, а соответственно, и национальной экономики на длительную перспективу. Основной задачей внешнеэкономической политики (ВЭП) является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного процесса в стране, оптимизации участия страны в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперировании труда.
Разработка и реализация стратегии ВЭП осуществляется по отношению к отдельным странам и регионам, соответственно. Вместе с тем концепция ВЭП включает также тактику ее проведения, другими словами, совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой, с той моделью экономического развития, которая избрана в качестве базовой, и является логическим продолжением и ее развитием, но за пределами национальной государственной границы. Основной задачей ВЭП, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для развития воспроизводственного процесса в стране в целом, сохранения ее территориальной целостности и содействия реализации повышения жизненного уровня народа.