Функции государства в рыночной экономике, направления и методы государственного вмешательства в экономику

Функции государства. В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

· создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

· составление прогнозов развития социально-экономи­ческой системы на перспективу;

· регулирование процессов использования производи­тельных сил природы и охрана окружающей человека среды;

· управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

· ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

· разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

· повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

· согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

· формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

· регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

· регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Направления и методы государственного вмешатель­ства в экономику. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование. Основными инструментами микрорегулирования вы­ступают налогообложение, ускоренная амортизация, воз­действие на цены, антимонопольное регулирование. На­пример, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образо­вания монополистических объединений, уголовно-право­вые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регу­лирование реализуется следующим образом. Чтобы огра­ничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, прак­тикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания раз­вития предприятий. Льготное налогообложение дает воз­можность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых нало­гов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономи­ки; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государ­ство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям: стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены некоторых специфических товаров; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

В Республике Беларусь, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной эконо­мики, включающие проведение приватизации, демонопо­лизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйст­венного механизма, включение экономических регулято­ров вместо административных и многое другое.

Наши рекомендации