Практические занятия (семинары). „

№ занятия № раздела Тема Кол-во часов
1 семестр
1,2,3 Введение в микроэкономику
4,5,6 Методы микроэкономического анализа
7, 8,9 Основы теории спроса и предложения
10,11 Показатели эластичности спроса и предложения
12,13 Вмешательство государства в рыночный механизм
14,15 Теория потребительского поведения
16,17 Теория производства
Итого в 1 семестре
2 семестр
1,2 Фирма и издержки производства в краткосрочном периоде
3,4 Фирма и издержки производства в долгосрочном периоде
5,6 Рыночные структуры: производство, ценообразование, эффективность
7,8 Фирма в условиях совершенной конкуренции
9,10 Фирма в условиях чистой монополии
Фирма в условиях монополистической конкуренции
12,13 Фирма в условиях олигополии
14,15 Рынки факторов производства
Теория внешних эффектов  
Общественные блага и теория общественного выбора
Итого во 2 семестре

Семестр

ЗАНЯТИЕ 1,2,3

ТЕМА 1. Введение в микроэкономику

1.1. Основные понятия в экономике. Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

1.2. Проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. Конкуренция и ее виды.

1.3. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

1. Какие утверждения можно рассматривать как примеры: а) экономической категории; б) экономического закона?

1) цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах;

2) цена товара и величина спроса на него находятся в обратной зависимости;

3) альтернативные издержки – это наилучшая упущенная или потенциальная выгода, от которой отказываются, делая выбор;

4) при перераспределении ресурсов от производства одного товара к производству другого товара альтернативные издержки возрастают.

2. Из нижеперечисленных показателей благосостояния перечислите те, которые непосредственно выражают степень удовлетворения и развития

а) элементарных потребностей, б) потребностей в общих условиях жизнедеятельности; в) потребностей в деятельности:

1) объем и структура потребления основных продуктов питания,

2) объем и структура потребления основных непродовольственных товаров и услуг;

3) обеспеченность жильем и его комфортность;

4) наличие работы и содержание труда, его условия и продолжительность, интенсивность;

5) затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми, структура видов домашнего труда;

6) продолжительность и структура досуга (свободного времени), соотношение в нем развлечений и занятий, развивающих человека;

7) состояние окружающей среды;

8) личная безопасность;

9) душевой семейный доход;

10) структура трудовой мотивации и удовлетворенность трудом.

3. Используя основные подходы к классификации материально-вещественных ресурсов, выделите сначала а) земельные и б) капитальные ресурсы, а затем в) средства труда и г) предметы труда. Какой критерий классификации использован в каждом из подходов?

1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) сырье и материалы; 5) леса; 6) топливо и энергия; 7) узлы, комплектующие; 8) машины и оборудование.

4. Из перечисленных утверждений выделите: а) позитивные, б) нормативные:

1) Темп инфляции упал почти до нуля.

2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.

3) Уровень доходов в США выше, чем в России.

4) Американцы счастливее россиян.

Поясните свой ответ.

5. Какие из нижеперечисленных утверждений относятся к микроэкономике?

1) Цена яблок в этом месяце низкая.

2) Уровень безработицы в Японии в июле 2009 г. вырос до рекордных 5,7%, что является самым высоким значением этого показателя с 1953 г., когда он впервые стал рассчитываться;

3) Индекс потребительских цен в июле 2009 г. в % к декабрю 2008 г. составил в РФ 108,1%, в США – 102,4%, в Ирландии – 98,3%;

4) Строительная фирма уволила 200 рабочих;

5) С 2008 г. в России наблюдается экономический спад;

6) «Туламашзавод» сократил экспортные поставки.

6. Тест «Оценка степени удовлетворения потребностей».

Для оценки степени удовлетворения потребностей необходимо проранжировать 15 перечисленных ниже утверждений, попарно сравнивая их между собой. Например, сравните первое утверждение со вторым, что для Вас важнее «добиться признания и уважения» или «иметь хорошие отношения с людьми»? В первую клетку первой колонки впишите номер утверждения, которое Вам понравилось больше (1 или 2). Продолжите сравнения: первое утверждение сравните с третьим, затем первое с четвертым и т.д.

Утверждения

1. Добиться признания и уважения

2. Иметь хорошие отношения с людьми.

3. Обеспечить свое будущее

4. Зарабатывать себе на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечит себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15.Быть понятым (понятой) другими.

Подсчитайте количество выборов, выпавших на каждое утверждение. Запишите это количество в последнюю строчку. Пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, являются для Вас самыми настоятельными (актуализированными).

Распределите утверждения по пяти группами потребностей подсчитайте соответствующие суммы выборов.

Наши рекомендации