Экономика как наука и система хозяйствования
МИКРОЭКОНОМИКА
Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
Барнаул 2011
ББК 65.01
Кожекин Ю.П. Микроэкономика: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров) / Ю.П. Кожекин, Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2011. - 202 с.
Учебное пособие включает шесть учебно-методических модуля, раскрывающих основные проблемы микроэкономики. Каждый модуль содержит требования к усвоению материала студентом: что он должен знать, уметь, чем владеть после изучения соответствующего раздела и конспект лекции. Материал излагается в доступной форме с использованием графических методов анализа и элементарного математического аппарата. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению 080100.62 «Экономика».
Для студентов бакалавриата очной, очно-заочной форм обучения, всех интересующихся экономической теорией.
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры
«Экономическая теория и предпринимательство»
Протокол № 1 от 30.08.11
Рецензент – Татьяна Леоновна Данильчик, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой ЭТиП
ПРЕДИСЛОВИЕ
Микроэкономика — фундаментальный раздел современной экономической теории. Овладение принципами и методами микроэкономического анализа не только дает знание о закономерностях функционирования рынка, но и формирует эффективный тип экономического поведения в виде навыков принятия правильных хозяйственных решений.
Реализуя компетентностный подход, автор поставил цель выполнить три взаимосвязанные задачи:
во-первых, реализовать учебно-познавательную компетенцию посредством развития у студентов умений и навыков познавательной деятельности, овладения приемами и методами анализа и решения проблем, возникающих в процессе экономического поведения;
во-вторых, раскрыть информационную компетенцию как способность к самостоятельному поиску, отбору и анализу информации, связанной с хозяйственной деятельностью и экономическим поведением людей;
в-третьих, осуществить коммуникативную компетенцию посредством формирования понимания сути и различий экономических ролей хозяйствующих субъектов, необходимости и преимуществ кооперативного взаимодействия, а также развития навыков взаимодействия с окружением.
Несмотря на компактность, предлагаемое учебное пособие представляет собой систематическое и целостное изложение курса микроэкономики. В нем представлены основополагающие модели функционирования рынка и его агентов. При этом во главу угла поставлено выявление поведенческих особенностей субъектов рынка — домашних хозяйств и фирм, т.е. потребителей и производителей, а также условий, определяющих это поведение.
Структура пособия соответствует общепринятому в настоящее время набору тем стандартного учебника по микроэкономике. Отбор и изложение материала велись на основе многолетнего опыта преподавания микроэкономики в высшей школе. Автор стремился излагать материал доходчиво с использованием графических методов анализа и элементарного математического аппарата, выделять основополагающие моменты. Весь учебный курс разбит на шесть модулей, каждый из которых предварен требованиями к усвоению материала студентом: что он должен знать, уметь, чем владеть после изучения соответствующего раздела. Содержание каждой темы раскрывается последовательно, с учетом изложенного в предыдущих темах материала. Каждая новая глава содержит новые категории, термины и определения, и поэтому для успешного продвижения вперед студенту очень важно усвоить их экономическое содержание и научиться свободно оперировать ими.
Учитывая необходимость совершенствования рубежного контроля знаний студентов, автор намерен расширить материалы, помогающие читателю подготовиться к тематическому и итоговому тестированию (контрольные вопросы, задачи и примеры их решения, тесты и ситуации). Они будут выделены в специальное издание «Микроэкономика: практикум», сохраняющее структуру данного учебного пособия.
Автор будет признателен читателям за отзывы об учебном пособии, которые просит направлять в адрес кафедры «Основы экономической теории и предпринимательства» АлтГТУ или издательства
Август 2011 г.
МОДУЛЬ 1
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Изучив этот раздел курса, студент должен
знать:
· основные факты истории экономической мысли;
· исторические корни и общую логику становления и развития основных направлений экономической науки;
· выдающихся отечественных экономистов и их вклад в развитие мировой экономической мысли;
· функции экономической теории в современном обществе;
· суть проблемы ограниченности ресурсов;
· отличие экономических блага от неэкономических (свободных),
· классификацию факторов производства и доходов, получаемых их собственниками;
· экономический смысл категорий «собственность», «владение», «пользование», «распоряжение»;
· экономическую сущность частной собственности и ее роль в жизни общества;
· экономический смысл категории «рынок», роль цены в развитии рыночной экономики;
уметь:
· определять вклад отдельных ученых и экономических школ в прогресс экономической теории;
· формулировать предмет экономической науки и его изменение на разных этапах развития цивилизации;
· различать микро- и макроэкономические проблемы, позитивную и нормативную экономику;
· кратко характеризовать методы, используемые в экономической теории, и возможности их применения; формулировать основные потребности человека и осуществлять их классификацию;
· определять основные рыночные институты;
· выделять экономических агентов и понимать механизм взаимосвязи между ними;
· характеризовать основные формы рыночных сделок;
· различать способы решения основных экономических проблем в разных экономических системах;
владеть:
· навыками анализа модели кривой производственных возможностей для характеристики ограниченности ресурсов, нахождения альтернативной стоимости товара, упущенных возможностей экономики, для определения объемов эффективного и неэффективного использования ресурсов;
· методикой анализа экономического кругооборота товаров, услуг и доходов закрытой экономики в условиях государственного вмешательства.
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
План:
1.1 Основные этапы развития экономической науки
1.1.1 Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
1.1.2 Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
1.1.3 Формирование и эволюция современной экономической мысли
1.2 Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
1.3 Предмет и методология экономической теории
1.1 Основные этапы развитияэкономической науки
Экономика как наука и система хозяйствования
В наше время слово «экономика»является одним из наиболее часто употребляемых. Оно введено в научный оборот КСЕНОФОНТОМ, составившим руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «ЭКОНОМИКОС» Слово «экономика» происходит от термина oikonomia, состоящего из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – учение, закон.
Сегодня в русском языке слово «экономика» используется в различных значениях, как:
1) хозяйство семьи, фирмы, региона, страны, группы стран или всего мира (например: экономика России, мировая экономика и т.д.);
2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т.д.);
3) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.
1.1.1 Особенности экономических воззрений
в традиционных обществах
Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.
Первобытное общество
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, ведущей стороной которой была религия.
Древний Восток
С возникновением первых классовых обществ на Древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством, в результате чего появились специальные произведения, направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе.
Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации.
Древняя Греция
Истоки экономической теории следует искать в учениях мыслителей Древней Греции. Взгляды КСЕНОФОНТА (430 - 354 гг. до н.э.), ПЛАТОНА (427 - 347 гг. до н.э.), АРИСТОТЕЛЯ (384 - 322 гг. до н.э.) – можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки.
Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт они оценивали только полезностью, а не трудом.
Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию» – хозяйство ради самообеспечения и «хрематистику» – хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой «экономию», основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К «экономии» Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей.
Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеет источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.
Древний Рим
Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: ВАРРОНА (116 -27 гг. до н.э.), КАТОНА старшего (234 - 149 гг. до н.э.), КАЛУМЕЛЛЫ (I век н.э.), СЕНЕКИ (4 - 65 гг. н.э.) - являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции.
Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания рабства как «удела варваров», когда раба считают «одушевленным орудием труда», «имуществом, приносящим доход» (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между всеми людьми.
С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду.
Христианство
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.
Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении.
Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляют собой систематизированное учение об экономике.
1.1.2 Систематизация экономических знаний,
первые теоретические системы
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI -XVII веках.
Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения.
В это время политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правительственного пользования. Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.
Меркантилизм
В центре их внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии, – меркантилизм (от итал. mercante – торговец)
Представителями меркантилизма являются антонио Серра (даты жизни неизвестны), Томас Мен (1571–1641), Антуан де Монкретьен (1575–1621), Уильям Стаффорд (1554-1612), в России – Афанасий Ордын-Нащокин (1605– 1680), ЮрийКрижанич (1618-1683), Иван Посошков (1632-1726) и др.
Эта школа прошла два этапа. На раннем этапе (XV в. – начало XVI в.) меркантилисты видели основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.
Они создали теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.
Поздние меркантилисты обратились к исследованию не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса».
Они уже не запрещали вывоз денег из страны, а рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма (от лат. protectio – покровительство, защита).
Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала.
Физиократы
Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Представителями этой экономической школы являются Франсуа КЕНЭ (1694 - 1774), АНН РОБЕР ЖАК ТЮРГО (1727 – 1781), ЖАН ГУРНЭ (1712 – 1759), пьер самюэль дюпон де Немур (1739 – 1817), ВИКТОР де Мирабо (1715 – 1789)
Термин «физиократы» образован от греческих слов physis – природа, kratos – власть и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был ФРАНСУА КЕНЭ.
В его важнейшей работе «Экономическая таблица» (1758) были заложены основы теории воспроизводства общественного капитала, создана первая макроэкономическая модель. Ее суть составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации:
производительным (к которому он относил земледельцев),
классом земельных собственников;
непроизводительным (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).
Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство; источником богатства объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного в сельском хозяйстве продукта над потребленным.
Классическая политическая экономия
В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие экономисты как А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, С. Сисмонди, К. Маркс.
Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся кклассической политической экономии.Этих ученых объединяло то, что источник богатства страны они искали не в количестве имеющихся природных ресурсов и не в активном торговом балансе, а в эффективной форме организации общественного хозяйства. Предметом их анализа стали отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления благ и услуг.
А. Смит
АДАМ СМИТ (1723-1790) вошел в историю экономической мысли какосновоположник классической политической экономии. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) им систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний.
Основу учения Адама Смита составляет идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой».
А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль разделения и специализации труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для всех ученых-экономистов.
Д. Рикардо
ДАВИД РИКАРДО (1772–1823) продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).
Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов; прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратной пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью; указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты.
В центре внимания Рикардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения, что отражается и на определении предмета политической экономии.
Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось.
Отчасти это произошло потому, что он дал двойственный принцип определения стоимости (трудом и редкостью), отчасти потому, что он некритически заимствовал понятия из обыденной жизни («цена труда» и т.п.) В результате возникали противоречия, которые ни сам Рикардо, ни его ученики так и не смогли разрешить.