Предмет микроэкономики и основные микроэкономические понятия
Микроэкономика– раздел экономической науки, связанный с изучением поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса: производителей, потребителей и экономических отношений между ними.
Основными микроэкономическими понятиями являются: спрос, предложение, цена равновесия.
Спрос – это платежеспособная потребность. Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса и графически выражается кривой спроса D. Снижение цены приводит к росту спроса и наоборот.
Изменение цены вызывает движение по кривой спроса, другие факторы приводят к её смещению: увеличение дохода, снижение налогов приводит к смещению спроса в положение D1 и, наоборот - в положение D2.
Обратная связь между ценой и спросом, которая вызывает отрицательный наклон кривой, обусловлена следующими эффектами:
- эффектом дохода – при увеличении цены люди становятся относительно беднее, и спрос снижается;
- эффектом замещения – при увеличении цены на одни продукты люди их замещают другими;
Предложение – это количество какого-либо экономического блага, которое предприятие желает произвести и поставить на рынок по определенной цене.
Прямая связь между ценой продукта и величиной предложения называется законом предложения. Изменение цены вызывает движение по кривой. Другие факторы смещают кривую в положение S1 - при росте предложения (сокращение издержек производства или затрат), в обратном случае - в положение S2.
Рыночная цена (Ро) – это цена, при которой объемы спроса и предложения равны. Она достигается в точке А.
Формирование объективной рыночной цены происходит на основании действия закона спроса и предложения, что отражается в законе стоимости.
Закон стоимости – производство и обмен товарами осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения.
Этот закон приводит к оптимизации интересов потребителей и производителей на основе действия рыночного механизма.
Рыночный механизм (РМ) – это динамическое взаимодействие спроса и предложения. Он выполняет следующие функции:
1. информационную и регулирующую, которые поддерживают равновесие спроса и предложения в точках Т и С;
2. стимулирующую - высокие цены побуждают эффективно использовать ресурсы, повышать качество выпускаемой продукции;
3. распределительную (перераспределительную) – от сложившейся цены зависят доходы. Отклонение цены от стоимости на предметы не первой необходимости позволяют государству перераспределять часть средств в пользу менее обеспеченных слоев населения.