III. Самоопределение к деятельности. - Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда?
- Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла.)
- Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)
- Из чего делается горючее? (Из нефти.) (Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)
- Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т. д.) Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить
о полезных ископаемых.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа Полезные ископаемые
- От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)
- Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)
- Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46.
- Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)
- Назовите жидкое полезное ископаемое.
- Назовите газообразное полезное ископаемое.
Практическая работа
(Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю.)
— Установите и запишите в рабочей тетради (№ 2, с. 26) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.
- Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?
(Учитель заносит итоги практической работы в сводную та лицу.)
Полезное ископаемое | Свойства | Применение |
Гранит | Горная порода, зернистая, твердая, прочная | Строительство |
Известняк | Горная порода, белого, серого, желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ) | Строительство |
Глина | Горная порода, мелкозернистая осадочная, бурого, желтого, белого и другого цвета | Кирпич, посуда |
Каменный уголь | Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая | Топливо, краски, лекарства, пластмассы |
Нефть | Маслянистая жидкость темного цвета с запахом бензина, горючая | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы |
Железная руда | Горная порода, твердая, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны |
Песок | Горная порода, в виде крупинок, сыпучая | Строительство, стекло |
Все полезные ископаемые делятся на три группы. (Учитель записывает на доске.)
Горючие Рудные (металлические) Нерудные (строительные
— Приведите несколько примеров полезных ископаемых каждой группы.
(Ответ. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)
(Ученики выступают с устными сообщениями о полезных и копаемых, подготовленными дома.)
Беседа
Для чего добывают полезные ископаемые
— Прочитайте в учебнике текст на с. 47.
- Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования вэкономике.)
Как добывают полезные ископаемые
- Прочитайте в учебнике текст на с. 48.
- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 48—49.
- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)
- Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)
Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощь кирки и молотка, сейчас - с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
- Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.)
- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Ответы учеников.)
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Сбором металлолома.)
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.