Структура доходов бюджета.
Доходы местного бюджета формируются за счёт отдельных налогов и больше всего за счёт налогов на имущество; за счёт ренты от строения; за счёт акцизов; за счёт выпуска облигаций, которые размещаются через банковские компании. В Украине главную роль в формировании доходов в бюджет играют непрямые налоги (до 40%)
Утверждение бюджета.
В унитарных государствах бюджетная система является централизованной, утверждённая центральным правительством, которое предоставляет определённые средства на затраты местных органов власти. В Англии также средства предоставляются местным органам власти в виде дотаций, субсидий, займа. Кроме того государство выделяет целевые средства местным органам власти, гидроэлектростанций и на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Проект бюджета готовит центральное правительство, а утверждает парламент. В США процесс формирования государственного бюджета начинается за 18 месяцев до начала финансового года, а его проект – президент подаёт в Конгресс за 9 месяцев до начала финансового года. В Украине этот документ нередко подаётся в парламент уже после первого квартала начала финансового года.
45. Сущность и структура налогов.
В начале ХХ века с помощью налогов в развитых странах аккумулировалось10% национального дохода, а сейчас – 50%
Налоги – экономически-целевое принудительное присвоение государством части необходимого и прибавочного продукта с целью финансового обеспечения выполняемых государством функций.
Основные функции налогов
1. Фискальная –с помощью налогов собираются денежные средства с физических и юридических лиц, с целью формирования финансовых ресурсов государства.
2. Регулирующая –с помощью налогов государство регулирует денежные доходы, процесс накопления и функционирование национального рынка.
3. Стимулирующая –с помощью налогов стимулируются инвестиционные процессы и ускоряются или замедляются темпы экономического роста.
4. Распределительная –с помощью налогов распределяются и перераспределяются доходы между социальными слоями, между сферами и отраслями экономики.
Общая тенденция налогообложения в развитых странах – это стабильность всеобщность и уменьшение количества налогов.
Структура налогов
В налоговой системе существуют прямые и непрямые налоги.
Прямые налоги –взимаются государством непосредственно с доходов и имущества юридических лиц. Эти налоги справедливы, поскольку устанавливаются пропорционально от величины доходов и имущества.
Непрямые налоги –взимаются государством через цены на товары и услуги или включают их в тарифы.
В Украине преобладают непрямые налоги. Основными видами налогов в развитых странах является личный подоходный налог, НДС, налог на прибыль предприятий и налог на социальное страхование.
Личный подоходный налог –доля личного подоходного налога в развитых странах составила около 30%, а в Германии, Дании, Финляндии – 48%. Во Франции и Греции – 12,5%.
При взимании личного подоходного налога сначала устанавливается необлагаемый минимум. В развитых странах из зарплаты работника в виде подоходного налога взимается 26-35% подоходного налога; в этих странах наблюдается тенденция снижения минимальной ставки личного подоходного налога.
НДС –это универсальный акциз на товары и услуги; доля этого налога в государственном бюджете составляет от 14 до 25% от всех налоговых поступлений в госбюджет. В странах ЕС основная ставка НДС-15%.
Налог на прибыль предприятий –его выплачивают юридические лица, налогом облагается прибыль предприятий после уплаты процентов по банковским займам и другим долговым обязательствам.
В развитых странах предприятия выплачивают в целом 30% своей прибыли. В Украине с прибыли предприятий взимается около 80% разных налогов, хотя установлена ставка налога на прибыль 30%. Такая высокая ставка налога ведёт к углублению экономического кризиса и росту теневой экономики.
Налог на социальное страхование – в развитых странах он составляет 24%, выплачивается с фонда заработной платы предпринимателями, наёмными работниками и является обязательно страховым взносом по медицинскому и пенсионному страхованию.
46. Государственные расходы. Дефицит государственного бюджета.
Рассмотрим куда направлялись деньги государственного бюджета.
В рабовладельческом обществе государственные затраты шли на ведение войн, содержание государственного аппарата, строительство городов, на обеспечение денежного обращения и т.д.
При низшей стадии капитализма (XVI-XIXвв.) – на военные цели, на содержание государственного аппарата, на строительство железных дорог и предприятий. Только в Германии во второй половине ХIХ века часть средств государственного бюджета направлялась на социальные цели, а вообще социальных затрат не было. В настоящее время средства государственного бюджета затрачиваются на следующие цели:
1. Затраты на социальные цели (образование, здоровье, выплаты безработным, пенсионерам и т.д.). Эти затраты вышли на первое место. Это объясняется тем, что качественно изменилась роль человека в производстве. От него требуется образование, высокая квалификация, а рыночные рычаги не способны обеспечить это. Поэтому на социальные цели в развитых странах идёт 35% всех государственных затрат, в США – 48%, в Украине – в 1998 году – 48,7%, но если в США только из федерального бюджета они составили на 1 человека 5,5 тысячи долларов, то в Украине – 50 долларов.
2. Затраты на экономические цели (жилищное строительство, его реконструкция, разработка природных ресурсов, охрана окружающей среды, сельскохозяйственный транспорт, связи на государственное регулирование и прогнозирование экономики, и т.д.).
В развитых странах на экономические цели расходуется 25-27% государственного бюджета. В Украине – 14%.
3. затраты на военные цели делятся на прямые и непрямые. Прямые затраты – это непосредственные затраты из государственного бюджета на оборону. Непрямые – часть затрат на космические исследования, на военную помощь другим странам, на выплату пенсий ветеранам войны. В США, Германии и Франции такие затраты составляют 20-25% государственного бюджета. В Украине – 4,5%;
4. затраты на обслуживание государственного долга, затрачивалось 9% госбюджета;
часть денег из государственного бюджета идёт на содержание государственного аппарата власти, посольств, консульств и на оплату взносов в различные международные организации.
Дефицит бюджета –превышение затрат государственного бюджета над его доходами. Возрастание и рост дефицита бюджета вызывается экономическим кризисом, милитаризацией экономики, ведением войн, экономической нестабильностью, бесконтрольным ростом затрат бюджета. Бюджетный дефицит покрывается государственным внутренними и внешними займами, а также денежной эмиссией. Постоянное накопление задолженностей правительства преобразуется в государственный долг.