Все перечисленные показатели количественно измеримы, а методология их определения отработана экономистами и статистиками.
Следующим иерархическим уровнем экономики является территориальный хозяйственный комплекс. Поэтому важно оценить второй вид эффективности торговли – эффективность субъектов торговли определенной территории. Выделение территории и их масштаб обусловлено действующим законодательством по административно-территориальному делению Российской Федерации. Критерием эффективности территориальной торговли является обеспечение оптимального функционирования хозяйственного механизма региона, удовлетворение спроса населения и надлежащий уровень торгового обслуживания.
В соответствии с этим эффективность территориальной торговли включает социально-экономическую эффективность, характеризуемую системой показателей. В нее входят:
- уровень организации территориальных и межтерриториальных связей торговли с производителями и поставщиками потребительской продукции;
- вовлечение в оборот товарных ресурсов местных производителей;
- воспроизводство рабочей силы на региональном рынке;
- уровень конкуренции;
- доля работников торговли в общем объеме занятого населения;
- увеличение числа рабочих мест в предприятиях территориальной торговли;
- качество торгового обслуживания;
- сокращение издержек потребления.
Число показателей можно было бы расширить, так как торговля на территории решает множество социально-экономических задач, ее действия и связи многообразны, а роль многогранна.
Эффективность хозяйствования территориальной торговли оценивается и системой экономических показателей, отражающих уровень торговли и степень реализации экономических интересов ее собственников и специалистов. В их число входят:
- доля налога торговли в доходах региональных бюджетов;
- прирост товарооборота в целом и на душу населения;
- прибыль (рентабельность);
- уровень использования основных и оборотных фондов;
- капитальные вложения и внедрение новой техники;
- доля избыточных предприятий торговли на территории.
Критерием эффективности отраслевых торговых систем является их результативность с позиции внутриотраслевого разделения труда. Экономическая эффективность розничной торговли, оптовой торговли и общественного питания сходна и характеризуется соотношением достигнутого экономического эффекта и стоимости затраченных ресурсов.
Обобщающим результатом хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания, как известно, является объем peaлизации (денежном выражении) продукции собственного производства и товаров, то есть либо общий размер товарооборота, либо, оборот по продукции собственного производства. Это значит, что для определения эффективности торговли и общественного питания, вложенные средства (материальные, трудовые, финансовые затраты) должны быть сопоставлены с этим результатом. Чем больше результаты и меньше затраты, тем выше эффективность, и наоборот. Следовательно, повышение эффективности системы отрасли находится в прямой зависимости от темпов роста результатов по сравнению с фактическими.
При определении величины общих затрат в торговле нужно исходить из двойственного их характера: во-первых, это авансированная стоимость, которая выступает в форме основных фондов; во-вторых, это текущие затраты, которые проявляются главным образом в форме издержек производства и обращения.
К экономическим показателям эффективности предприятий торговли и общественного питания иногда относят:
- использование основных производственных фондов, обработанных средств и капитальных вложений;
- уровень производительности труда;
- уровень издержек производства и обращения;
- уровень рентабельности общих затрат и отдельных видов ресурсов.
Эффективность отраслевых систем торговли связана со спецификой выполняемых социально-экономических функций и задач, обусловленных местом и ролью каждой из них на рынке потребительских товаров.
Так эффективность розничной торговли заключается в повышении степени удовлетворения покупательского спроса и качества торгового обслуживания при рентабельной работе предприятий данного системы.
Эффективность торговли на потребительском рынке может быть охарактеризована динамикой розничного товарооборота. Последний допустимо рассматривать как показатель удовлетворенного (реализованного) спроса населения, с одной стороны, и как показатель, отражающий соответствие товарного предложения покупательскому спросу, с другой.
Перечень показателей характеризующий социально-экономическую эффективность розничной торговли выключает:
- степень обеспеченности населения торговыми предприятиями на 1000 человек;
- обеспеченность покупателей торговыми площадями на 1000 человек;
- доля товарооборота прогрессивных форм торговли в общем розничном товарообороте;
- охват розничным оборотом покупательных фондов населения;
- соответствие динамики и структуры товарооборота на душу населения закономерностям развития спроса;
- увеличение объема и совершенствование структуры потребления населения;
- рост качества обслуживания;
- снижение издержек потребления в сфере обращения.
Социальные функции общественного питания на потребительском рынке являются основными, главенствующими. Поэтому эффективность их выполнения общественным питанием на уровне отраслевой системы требует особого рассмотрения.
Главная, задача общественного питания – предоставление платных услуг населению в форме общественного организованного питания, и ее достижение характеризуется объемом продаж собственной продукции и покупных товаров, качеством пищи, совокупными затратами времени потребителей на приобретение питания, качеством обслуживания.
Под социальным эффектом общественного питания следует понимать результативность этой сферы деятельности для всех членов общества: удовлетворение потребностей человека в здоровом и полноценном питании, обеспечение экономии свободного времени членов общества и высокое качество обслуживания. Система показателей, позволяющих оценить социально-экономическую эффективность общественного питания, включает:
- степень обеспеченности населения посадочными местами предприятий общепита;
- рациональную специализацию и типизацию хозяйствующих субъектов;
- увеличение в товарообороте общественного питания доли услуг и расширение их номенклатуры;
- рост качества продукции и предоставляемых услуг;
- снижение затрат обслуживаемого контингента на организацию питания;
- рационализация питания и повышение культуры потребления населения.
Оптовая торговля потребительских товаров – особая отраслевая система торговли. Ее предназначение – формирование товарного предложения в соответствии с требованиями рынка на базе организации хозяйственных связей с производителями и потребителями товаров. Социально-экономи-ческая эффективность оптовой торговли характеризует следующая система показателей:
- соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре потребительского спроса на рынке потребительских товаров;
- доля отечественных товаров в общем оптовом обороте;
- звенность товародвижения;
- соотношение ввоза-вывоза и экспорта-импорта на оптовом рынке потребительских товаров;
- степень обеспечения оптовым оборотом розничного;
- доля забракованных товаров в общем объеме оптовых поставок потребительских товаров.
Таким образом, правление каждой отраслевой системы торговли требует определенных критериев и показателей эффективности с учетом специфики выполняемых социально-экономических задач на потребительском рынке и в общественном хозяйстве в целом.
Эффективность торговли зависит от воздействия множества факторов внешнего и внутреннего характера.
На уровне отрасли в целом особенно важно выделить те факторы, которые возможно охарактеризовать количественными или качественными показателями и измерить степень их воздействия. К ним следует отнести:
1. Демографические факторы, связаны с характеристикой населения и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, плотность населения, уровень и темпы рождаемости и смертности, процесс старения населения, изменения в представлении о семье и характере и т.п. Важное значение имеет своевременное определение потребностей и запросов потребителей;
2. Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и природными ресурсными условиями конкретного региона (продолжительность времен года, температура воздуха);
3. Экономические факторы определены темпами экономического роста и объемами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и динамикой и распределением текущих расходов, доходов и сбережений населения, а также экономической ситуацией в стране, уровнем инфляции, ценами на товары и продукцию общественного питания, динамикой рыночных фондов товаров и долей основных продуктов питания, реализуемых населению в виде готовой продукции и полуфабрикатов;
4. Технические факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитии науки и техники, количеством ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений в сфере производства потребительской продукции и торговли;
5. Политические факторы оказывают сильное воздействие на торговую отрасль. Политическая стабильность или нестабильность внешней политики, развитие внешней торговли, нормативно-правовые факторы. К ним относятся государственные решения, принимаемые, начиная от муниципальных образовании до разработки государственной политики в области торговли.
Развитие торговли происходит одновременно с процессом становления новой российской государственности и совершенствованием рыночных отношении и системой ее регулирования.
6. Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традициям, культурным ценностям, религиозные представления, влиянию субкультурных факторов и референтных групп, отношение к мировоззрению, природе, обществу, отношение к самим себе, жизненная позиция, стиль, образ жизни и т.д.;
7. Социальные факторы характеризуются положением отдельных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам, степенью полостности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасное, характером социальных конфликтов и социальной политикой государства;
8. Региональные факторы, поскольку торговля потребительскими товарами формируется на определенной территории и должна быть приближена к покупателю, постольку уровень и качество жизни населения региона, расселенческие и градостроительные факторы являются особым предметом исследования;
Природно-ресурсные, природно-климатические условия, географическое положение в определенной степени характеризуют экономику региона: специализация, размещение производства. Демографические изменения учитываются при планировании потребностей населения в товарах, при разработке ассортиментной политики производителей и торговли. На развитие торговли будут также влиять расселенческие особенности и градостроительные факторы;
9. Отраслевые факторы относятся к самой сфере торговли. Они характеризуются составом, структурой сети предприятий торговли и общественного питания, технической оснащенностью, развитием конкуренции в торговле, профессиональным составом работников.
Таким образом, на торговлю и ее эффективность влияет множество факторов по-разному связанных между собой. Все факторы являются важными, их нельзя подчинить определенной градации, любой из них может существенно изменить направление развития торговли.
Следует признать, что приведенная классификация несколько условна, так как не отражает всего многообразия факторов, представленных на рис. __. Однако и в данном варианте она позволяет выделить важнейшие факторы и представить их воздействие на торговлю.
Рис.__. Факторы, влияющие на формирование торговли и ее эффективность
Эффективная торговля требует, чтобы предприниматели при осуществлении своей деятельности на потребительском рынке руководствовались следующими принципами:
-соблюдение действующего законодательства;
- высокая культура обслуживания покупателей;
- оптимальность коммерческих решений;
- доходность, прибыльность;
- долговременная перспектива;
- иновационность.