Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS)

Совокупный спрос включает в себя совокупную потребность в благах со стороны всех потребителей, и бизнеса (предпринимателей, создается всеми секторами. Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса являются:

4. Потребительские расходы;

5. Инвестиционные расходы;

6. Государственные расходы;

7. Чистый экспорт.

См. таблицу в тетради на стр.70

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

© Размер национального (реального) дохода;

© Налоговое «бремя»;

© Кредитная политика.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом реального богатства, эффект импортных закупок. Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Известно, что чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Эффект богатстваобъясняется влиянием изменения уровня цен в стране на величину реального богатства населения. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отображается в отрицательном наклоне кривой AD. Эффект импортных закупокозначает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент Xn сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Совокупное предложение – это объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. См. стр.71 тетради – график.

I. Кейнсианский подход. 30-40-е годы XX века. Уровень цен не влияет на объем производства. В период кризиса в США необязательно было повышать цены, чтобы увеличить производство. Российское машиностроение (в ходе кризиса машинопроизводство сократилось в 7 раз, на сегодняшний день задействовано лишь 15-20% мощностей).

II. Имеет ту же динамику, т.е. изменение уровня цен вызывает и рост совокупного предложения (отрасли, набирающие только обороты, где изменение цен влияет на совокупное предложение. Развитие автомобильных заводов на территории России, совместно с другими странами).

III. Классический участок. Масштаб цен может быть каким угодно, но совокупное предложение остается неизменным. Такая динамика возможна тогда, когда достигнута полная занятость, и все произведенные мощности в данной отрасти задействованы, для того, чтобы увеличить Q, нужно увеличить создание мощностей (Нефтяная отрасль – наращивает объемы производства, увеличивается цена нефти. Масштаб цен высокий, а Q увеличится. В Ханты-Мансийске с 268-275, а также угольная отрасль – отрасль старых мощностей).

Изменение технологий производства: график стр.42


46. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS».


47. Эффект храповика.
48. Кейнсианская модель общего равновесия («Кейнсианский крест»)
49. Модель «IS»


50. Парадокс бережливости.

Открыл Дж. Кейнс. Чем выше процентная ставка по кредитам, тем больше склонность к накоплению, тем больше средств и возможностей у банка, чтобы давать кредиты, выше размер инвестиций, выше темп роста производства, но быстрее, чем темп роста потребления. Следовательно, создаются предпосылки перепроизводства, что порождает экономический кризис. – Парадокс.

Чем больше население стремится к накоплению, росту доходов, тем больше возможность потерять их в результате экономического кризиса. – Парадокс.

Следовательно, ориентированность должна быть не на накопления, а на потребление.

В России – 90-е годы экономический кризис, когда все сбережения превратились в копейки.


51. Классическая модель макроэкономического регулирования.

Представители классического направления экономической теории рассматривают модель макроэкономического равновесия в краткосрочный период, в условиях конкуренции.
В основе классической теории лежит з-н рынков фр. экономиста Сейа: предложение товаров создает свой спрос, т.е. произведенный объем продукции обеспечивает доход, который покрывает затраченные ресурсы. Классическая теория исходит из того, что:
1) экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объём выпуска равен потенциальному объёму;
2) цены, рыночная ставка процента и номинальная заработная плата- гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках;
3) факторы производства меняются медленно, а потому и объём выпуска меняется медленно, так как он зависит от количества указанных факторов. Поэтому кривая АS в этих условиях вертикальна. Именно совокупное предложение определяет уровень реального объёма производства при полной занятости, а совокупный спрос- уровень цен.

Наши рекомендации