Третий этап –Новое и Новейшее время ( с XVI в. по настоящее время)
Для студентов ТЭСХ
Тема 1. Введение в курс ( понятие, функции, элементы налога)
План:
- Что такое налоги и сборы? История налогообложения. Принципы налогообложения.
- Функции налогов.
- Элементы налога.
- Классификация налогов.
____________________________________________________________
1. Понятие налогов и сборов
Налоги – это обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые государством с юридических и физических лиц по определённой ставке, установленной в законодательном порядке.
Сборы – обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых, является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственным органом, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). При уплате сбора, присутствует специальная цель, интерес, существует возмещение, за счёт сборов покрываются издержки взимающего его учреждения. Пример: сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; таможенные пошлины и таможенные сборы; федеральные сборы; региональные и местные лицензионные сборы.
В нашем современном обществе налоги– это основная форма доходов государства. Существуют признаки налога: 1) отчуждение принадлежащей налогоплательщику собственности; 2) односторонний характер его установления; 3) принудительный характер его взимания; 4) индивидуально – безвозмездный платёж; 5) безвозвратность его взыскания.
История налогообложения
Налоги – это древнейший институт человеческой цивилизации, необходимый атрибут государства. История налогообложения неразрывно связана с зарождением и развитием государственности. Налоговые нормы, можно найти уже в законах Ману, законнике царя Хаммурапи, Салической Правде и других древнейших источников права. Можно выделить несколько этапов в истории налогообложения:
1)Первый этап –Древний мир. Около 40 тыс. лет назад сформировался человек современного типа- homo sapiens (человек разумный). Это было существ, ведущее стадное существование. Хозяйственный уклад первобытных людей носил присваивающий характер, основанный на коллективно-организационном, совместном труде и общественной собственности всех членов рода. Продукты питания обобществлялись и далее уравнительно перераспределялись, чтобы каждый член сообщества получил свою долю. В условиях всеобщего первобытного обобществления потребность в налоговых изъятиях для формирования общественных фондов объективно отсутствовала, поскольку индивидуальные доходы изначально и добровольно составляли коллективную собственность всего рода. Появление налогообложения связано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ, переходом к соседской общине, зарождением протогосудартсв и главное, постепенной индивидуализацией труда, и потребления, приводящей к становлению частной собственности. При обособлении частных интересов внутри сообщества сохраняются общие для всех индивидов нужды и потребности, которые возможны удовлетворить лишь совместными усилиями, сообща. Прежде всего нужна: охрана территории, собственности, доходов, жизни и здоровья от внешних нападений врагов, а также о поддержании упорядоченности и стабильности социальных взаимодействий внутри и вне общины. Эти затраты носят всеобщие интересы (общее благо). Для их существования требуется, чтобы собственники отдавали часть своих доходов в общий, централизованный фонд. Отделение функций публичного управления от материального производства обуславливает необходимость изъятия части собственности отдельных семей для содержания появившейся бюрократии, прежде всего военных дружин. С упадком первобытного общества «общий котёл» не исчезает, а трансформируется в бюджет и в таком виде существует до настоящего времени. Затраты во многом покрывались путём добровольных пожертвований, военной добычи, дани с покорённых народов, доходов от общинной собственности и государственного имущества (земли, рудников). В налогообложении Древнего мира в основном фигурировали косвенные налоги в виде различного рода торговых пошлин. В античном мире прямее налоги воспринимались, как признак н свободного человека, поскольку свободные граждане, как правило, прямые налоги не уплачивали. В Древнем Риме, римские граждане лишь в военном время были обязаны уплачивать прямые налоги чрезвычайного характера- которые, при благоприятном исходе войны могли быть возвращены из средств, полученных в качестве военных трофеев. В римских провинциях население было обязано уплачивать различного рода прямые налоги, главным среди которых выступал поземельный налог в размере одной десятой доходов.
2)Второй этап –Средние века ( V-XV в.в.)Налоговая система в этот периодпредставляла собой совокупность случайных и бессистемных платежей и повинностей, нередко уплачиваемых на основе обычаев, религиозно-этических и договорных норм. Налоги по-прежнему не являлись преобладающим источников государственных доходов. Большую роль в их доходах играли военная добыча, данничество, религии (государственные монополии на отдельные виды производств), домены (доходы от государственной собственности). В средневековой Европе «налоговые платежи повсеместно имели характер разовых изъятий, причём периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных налогов.
В период позднего средневековья на смену разрозненным, временным. Необоснованным платежам и повинностям приходят рационально сформированные налоговые системы. Возросла резкая потребность государства в финансовых ресурсах, что привело к появлению массы новых налогов с преобладанием косвенных платежей. Налоги превращаются в основной источник доходов государства. Вытеснение натуральных отношений товарно-денежными привело к переходу на денежную форму уплаты налогов. В условиях королевского абсолютизма прерогатива установления налоговых платежей принадлежала единолично монарху – главе государства. Дворянство несло повинности личного характера. В качестве налогоплательщиков выступали: купцы, крестьяне, горожане (третье сословие). На этом историческом этапе многие социальные конфликты и потрясения, бунты, даже революции вызывались стихийными протестами широких слоёв населения против непосильного налогообложения. Возникновение первых представительных органов власти было не в последнюю очередь обусловлено стремлением «третьего сословия» обуздать неограниченную власть и произвол монархов в сфере налогообложения. В 1215 году Великая хартия вольностей формально-юридически ограничила налоговые прерогативы короля, установив: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». А в английском Билле о правах 1689 года, говорилось, что « внимание сборов в пользу и в распоряжение короны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента и за более долгое время или иным порядком, чем установлено парламентом, незаконно».
Третий этап –Новое и Новейшее время ( с XVI в. по настоящее время).
Этот период отличается меньшим количеством налогов и их большим однообразием: формы налогов становятся более определёнными, правила налогового администрирования – более выработанными и при выборе оказывает предпочтение таким податным источникам, которые обещают более крупный доход. Продолжается снижение общих масштабов косвенного налогообложения, включая прежде всего отмену налогов на товары первой необходимости. Усиливаются регулятивная функция налогообложения. Выступают основные налоги, такие, как: земельный налог, налоги на недвижимость, подушный, либо подоходный налог, акцизы (на соль, бумагу, алкогольные и табачные изделия), различного рода пошлины.
Можно выделить несколько теорий налогообложения:
Договорная теория, её представители (Жан Жак Руссо (1712-1778 г.г.) Шарль Монтескье (1689 – 1755 г.г.). Эта теория являлась следствием разработки доктрины «общественного договора», который рассматривался, как результат добровольного согласия между народом и государством, в результате, которого каждый гражданин сознательно допускал ограничение своей свободы государством взамен выполнения последним публичных функций. Налог представляет собой своевременную плату за услуги, оказываемые государством. По мнению Вольтера, уплачивать налог- значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное;
Теория страхования разработана английским экономистом В. Петти (1623-1687 г.г.), известным так же как автор теории трудовой стоимости. Согласно его взглядам, налоговые правоотношения должны рассматриваться по аналогии со страхованием. Трактовал понятие налога, как страховой платёж, который уплачивается государству на случай наступления для налогоплательщика каких-либо неблагоприятных страховых случаев;
Классическая либеральная теория связана с именами Адама Смита (1723 – 1790 г.г.) и Д, Риккардо(1772 – 1823 г.г.). Из работы А. Смита « Исследование о природе и причинах богатства народов», можно сформулировать четыре принципа:
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
2. Принцип определённости, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику;
3. Принцип удобности, предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
4. Принцип экономии, он заключается в том, что сокращаются издержки взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
В основе этой теории лежит абсолютизация рыночного саморегулирования и концепция минимального вмешательства государства в экономику и социальную жизнь. Налогообложение имеет фискальные цели и предназначено для сбора доходов на покрытие расходов государства.
Теория наслаждения, автором которой является Ж. Сисмонди (1773-1842).Согласно теории налоги- это цена, которую налогоплательщики уплачивают за те общественные блага, которые им предоставляет государство (общественный порядок, правосудие, защита собственности). В труде «Новые начала политэкономии» Ж. Сисмонди пишет: «Деньги, уплачиваемые в виде налогов, выгодно употребляются, с одной стороны, если всё, что взято во имя общественных наслаждений, действительно идёт на эти наслаждения, а не на удовлетворение тщеславия или страстей правителей. Налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение»;
Кейнсианская теория основана на трудах английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) – сторонника активного вмешательства государства в экономические процессы. В отличии от либеральной теории налоги здесь рассматриваются как один из главных инструментов регулирования экономики. Применяя прогрессивное налогообложение, необходимо изымать излишние денежные сбережения населения, не участвующие в производстве.
После Первой мировой войны большинство европейских государств переходит к организации налоговых систем на научной основе. В настоящее время в Европе начинает складываться международное налоговое право Европейского сообщества.
Принципы налогообложения
1.Уровень налогов.Ставки должны устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы и для них устанавливают дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивный.
2.Налогообложение доходов носить однократный характер.Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота, НДС ).
3.Обязательность уплаты налога. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4.Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно – политическим потребителям.
2. Функции налогообложения
Налоги имеют три основные функции:
- фискальную ( бюджетную);
- регулирующую ( экономическую);
- распределительную.
1. Фискальная – это, когда налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет.
Это пять основных налогов: 1. на прибыль; 2. НДС; 3. подоходный налог с физических лиц; 4. ресурсные платежи; 5. акцизы.
2. Регулирующую ( экономическую) функция налогов, когда налоги используются государством как средство регулирования экономики путём увеличения или уменьшения общего налогового бремени и путём целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижения налоговых ставок. Налоги определяют величину затрат на производство продукции и прибыли предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, определяет уровень его жизни.
3. Распределительная функция, она заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов юридических и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.
3. Элементы налога
Государство прежде, чем взимать тот или иной налог, должно определить элементы налога. Элементы налога – это принципы построения и организации налогов. К элементам, относятся:
а)субъект – это юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Субъект не всегда является реальным его плательщиком. Существует экономическая возможность переложения тяжести налога в бюджет, на другое лицо. Это лицо носитель налога – он платит по завершении процессов переложения налога, а также принимает на себя тяжесть налога. Пример, субъект на НДС – юридическоелицо, которое производит и реализует продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять её в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачивает и сумму НДС. Если покупатель использует товар для производства другой продукции и затем её реализует или просто перепродаёт купленный товар, то он возмещает себе уплаченный налог. Если покупатель является конечным потребителем товара (если он его не перепродаёт или не использует на производственные цели), то он является носителем налога (плательщиком). Плательщиком являются: 1. физические лица; 2. юридические лица; 3. филиалы (подразделения предприятий, организаций, учреждений, которые имеют самостоятельный баланс и расчётный счёт).
б) объект налога – доход или имущество налогоплательщика, который в силу закона подлежит обложению налогом. Объектом косвенных налогов являются обороты по реализации товаров ( работ, услуг ). Чтобы исчислить налог, недостаточно определить его объект, а так же нужно рассчитать нагооблагаемую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога.
Налогооблагаемая база – количественная оценка объекта налогообложения. Нужно выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога.Единицы измерения: 1. денежные ( рубли, валюта ); 2. натуральные ( лошадиная сила ). Налогом облагается не весь объект, а только часть его, а также некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Это определяется налоговыми льготами.
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством.
К налоговым льготам относятся:
а) необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;
б) вычеты из налогового оклада;
в) изъятие из обложения определённых частей объекта налога;
г) освобождение от уплаты налогов по отдельным видам деятельности или категорий плательщиков;
д) понижение ставок налога;
е) отсрочка взимания налогов.
Налоговая ставка – ( норма налогового обложения ) – величина налога на единицу обложения в %.
Если налогооблагаемую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которую называют налоговым окладом.
Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Источник налога – доход из которого субъект уплачивает налог. Объект и источник налога могут совпадать.
Налоговый период – это период времени, за который производится обложение налогом. Периодом может быть: квартал, месяц, год.
Срок уплаты налога – срок, в течение которого налог вносится в бюджет или внебюджетные фонды. Если налогоплательщик не уплатил налог в срок, то к нему применяются финансовые и налоговые санкции.
Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика в бюджет ( внебюджетный фонд ) налогов.
4. Классификация налогов
Существует классификация налогов. Они делятся по:
Степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов управления и введения в действие налогов, установление конкретных налоговых ставок, сроков уплаты. Можно разделить на три вида: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.
К федеральным налогам и сборам относятся: ( НДС –гл. 21 НК РФ; акцизы-гл.22 НК РФ; налог на доходы с физических лиц – гл. 23 НК РФ; налог на прибыль организации-гл.25 НК РФ; налог на добычу полезных ископаемых – гл.26 НК РФ; водный налог-гл. 25.2 НК РФ; сборы за использование объектами водных биологических ресурсов – гл. 25.1 НК РФ; государственная пошлина – гл. 25.3 НК РФ).
Они устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Федеральными органами власти устанавливается перечень всех налогов, а также они же вводят федеральные налоги и определяют максимальные ставки региональных и местных налогов.
К региональным налогам относятся – налог на имущество предприятий- гл. 30 НК РФ, транспортный налог- гл. 28 НК РФ. Они обязательны к уплате на территории субъекта РФ.
Местные налоги – устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. Это такие, как: а) налог на рекламу; б) земельный налог- гл. 31 НК РФ; в) налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09. 12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»; г) курортный сбор и т.д.
2. Форме взимания:
1. Прямые– они распространяются на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога – одно и тоже лицо. Пример, налог на имущество предприятия и подоходный налог с физических лиц.
2. Косвенные – онине связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара получает с покупателя сумму налога и перечисляет её государству (НДС, акцизы, таможенные пошлины ).