Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики.
Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:
природно-ресурсный потенциал;
демографический и трудовой
научный, научно-технический и инновационный потен
циалы;
информационно-технологический потенциал;
производственный потенциал;
инвестиционный потенциал национальной экономики;
внешнеэкономический потенциал;
экологический потенциал.
• Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:
численность населения, его половозрастная структура, ес
тественное и механическое движение населения;
трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей
силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной
экономики;
индекс развития человеческого потенциала;
стоимость и структура основных производственных фон
дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);
валовой национальный продукт, валовой внутренний про
дукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес
ки развитыми странами;
возможные объемы роста выпуска промышленной, сель
скохозяйственной продукции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров;
уровень потребления благ и услуг на душу населения всравнении с научно обоснованными нормами и нормати-вами, атакже с экономически развитыми странами;
наличие запасов и уровень использования минерально-
сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;
экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения
окружающей среды (по основным ее компонентам).
Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.
Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность страны.
12.Информационно-технологический потенциал.На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и подготовке кадров, организации производства, в высокоразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.Информационно-технологический потенциал - обеспечение информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития.
Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:
- информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования;
- информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;
- автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);
- информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;
вычислительный комплекс как технический базис информационной индустрии, включая программное (операционные сис- темы, системы программирования) и аппаратное обеспечение (компьютеров, элементную базу вычислительной техники);
- система компьютерного образования и подготовки кадров;
- система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в стратегии:
- формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;
- развитие ИКТ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;
- развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;
- совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;
- развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве.
17. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития.в качестве индикаторов (показателей) устойчивого развития выбираются главные, которые отражают сущность процесса и без которых невозможно представить экономическую структуру как целостную систему. Их сравнение в динамике за ряд лет с научно обоснованными нормативами или показателями экономически развитых стран характеризует степень приближения процессов экономики к устойчивой динамике и уровню мировых стандартов. Такие показатели называют индикаторами.
Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической, экологической сфер -основных звеньев системы «человек - экономика - окружающая среда».
Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимо процессами в других странах. В качестве общесистемных индикаторов устойчивого развития приняты следующие:
- интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП);
- производство валового внутреннего продукта на душу населения;
- уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Факторные модели экономического роста используются преимущественно на начальной стадии прогнозных расчетов, параметры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов.
13.Производственный потенциал.Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства, оценивается возможными объемами производства товаров и услуг. Основными составляющими производственного потенциала являются:
- совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;
- материально-техническая и технологическая база производства;
-действующий кадровый потенциал;
- объем вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;
производственная инфраструктура; - система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.
Для измерения, анализа и оценки производственного потенциала и его составляющих используются как качественные, так и количественные показатели (индикаторы):
- количество предприятий и организаций, занятых в производстве товаров и услуг (по отраслям, комплексам и экономике в целом);
- численность работающих на этих предприятиях и в организациях по профессиональному и квалификационному признакам (рабочие, ИТР, служащие и др.);
- объем производства товаров и услуг - валовой внутренний продукт на макроуровне и объемы добавленной стоимости, произведенной в отраслях и межотраслевых комплексах;
- основные средства (основной капитал, основные фонды);
- качество товаров и услуг (соответствие ГОСТам, стандартам Евросоюза и мирового рынка);
- технологический уровень производства (соотношение традиционных, новых и новейших наукоемких технологий) в экономике и ее отраслях;
- ресурсоемкость производства (материало-, энергоемкость ВВП, доли этих затрат по отраслям);
- характеристика систем управления и типа хозяйствования (соотношение административных и рыночных механизмов, государственной, частной и других видов собственности).
Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго - и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.
Фундаментом производственного потенциала является промышленность, на долю которой приходится 34,8% всех основных фондов экономики. Однако в целом технологическая база промышленности значительно устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V - VI уклады. Износ активной части основных фондов достигает на многих предприятиях 80,0%, т.е. значительно превышает критический уровень.
Производственный потенциал сельского хозяйства характеризуется состоянием земельного фонда, основных производственных фондов, включая взрослый продуктивный и рабочий скот.
Стратегическим направлением развития производственного потенциала аграрного сектора экономики является модернизация производственно-технологической базы, внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически безопасных технологий.
На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструктуры, обеспечивающей общие материальные условия для эффективного функционирования всех отраслей. В состав производственной инфраструктуры входят транспорт, связь, дорожное хозяйство, сети энергосбережения, водоснабжения, материально-техническое снабжение, ремонтно-складское хозяйство, информационные системы и др.
Первоочередными задачами производственной инфраструктуры на перспективу являются: обновление и восстановление производственного потенциала транспортных средств, замена изношенного оборудования и другой техники; модернизация инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих по территории страны; реконструкция и дальнейшее развитие важнейших транспортных коммуникаций, объектов и систем (магистральных железнодорожных линий и автомобильных дорог, вокзалов, автостанций, пограничных переходов и др.).
22. Топливно-энергетический комплекс.Состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) любой страны в значительной степени предопределяет текущее функционирование и перспективы ее экономики в целом, уровня жизни населения. Энергетический потенциал экономики и ее энергоэффективность в современном мире является важнейшими показателями уровня развития государства. От энергетической составляющей в значительной степени зависят издержки производства и доходы общества, его материальное благосостояние.
Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.
В ТЭК Беларуси выделяют топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную) и электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач.
Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь (ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго», ОАО «Белтрансгаз»), концерн «Белнефтехим» (нефтеперерабатывающими предприятиями) и другие государственные организации.
Основной целью стратегии является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетической отрасли, других отраслей для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни людей, укрепление внешнеэкономических позиций страны.
Инструментами реализации стратегии являются государственные целевые программы, в рамках которых определяются конкретные мероприятия, объемы и источники их финансирования. К таким программа в частности, относятся:
- Государственная программа развития Белорусской энергосистемы;
- Государственная программа «Торф»;
- Республиканская программа энергосбережения;
- Государственная программа развития минерально-сырьевой базы Беларуси;
- Программа развития лесного хозяйства.
Топливная промышленность. Занимает ведущее положение по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь - одна из немногих стран Европы, в экономике которых нефтяная промышленность представлена нефтедобычей и нефтепереработкой (доминирует последняя).
29. Региональные социально-экономические комплексы Республики Беларусь.
Региональный социально-экономический комплекс - сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутрирес-публиканских регионов. Это комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов развития производительных сил определенных территорий.
Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:
- как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;
- система внутриреспубликанских регионов с внутренней структурой экономики в каждой из них.
Основой территориальной структуры является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории и находятся с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь испытывает ее влияние.
В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс.
Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой - создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально значимых услуг в соответствии с утвержденными социальными стандартами не зависимо от места проживания. Особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструктуры агрогородков и малых городов как центров обслуживания жителей близлежащих сельских поселений.
Важной задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:
- выгодное географическое положение (Брестская, Гродненская области, г. Минск);
- высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск, Витебская, Гомельская, Минская области);
- более благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства (Гродненская, Брестская, Минская области);
- наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной
деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г. Минск).
Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач с учетом местных интересов и особенностей.
Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов.
Основные цели — повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания. Для достижения указанных целей предусматривается:
- развитие эффективных направлений размещения производств в регионах, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг;
- обеспечение сбалансированного воспроизводства и рационального использования в регионах местных природных ресурсов;
- улучшение экологической ситуации в крупных промышленных центрах;
- повышение инициативы и ответственности органов местного управления и самоуправления при решении региональных проблем социально-экономического развития.
Для решения этих задач необходимо:
- взаимозависимое развитие базовых и обслуживающих производств региональной экономики, гарантирующее комплексное решение проблем, максимальные социально-экономический и экологический эффекты;
- дальнейшее развитие свободных экономических зон, повышение эффективности работы градообразующих организаций малых и средних городских поселений, стимулирование размещения в них новых предприятий и организаций;
- развитие предпринимательства, формирование региональной инновационной инфраструктуры, включающей технопарки, бизнес-инкубаторы, сети трансферта технологий, специализированные консалтинговые организации;
- организация региональных межотраслевых производств, кооперативно-интеграционных структур путем объединения отраслевых и межотраслевых комплексов в единую хозяйственно-технологическую систему;
приближение социальных услуг к потребителям, оптимизация сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы;
развитие социальной инфраструктуры села, малых и средних городских поселений;
формирование территориальных социально-культурных центров многофункционального характера, обслуживание отдаленных населенных пунктов мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб;
развитие производств и видов деятельности, связанных непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства;
развитие городов-спутников г. Минска.
31. Перспективная модель национальной экономики Беларуси, условия её создания и этапы построения.
системная модель национальной экономики - это способ организации и функционирования экономики на основе рыночных принципов; соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики; конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей; необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития; система управления и регулирования.
Белорусская модель развития имеет следующие характерные черты:
- сильная и эффективная государственную власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики - эффективность ведения хозяйства.
многовекторность внешнеэкономической политики в качестве важнейшего принципа адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
Выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении построения перспективной модели экономики.
Первый этап (2001 - 2005 гг.) - создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики.
Второй этап (до 2010 г.) - создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышения уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должны быть созданы условия для перехода к активной структурной перестройке и модернизации экономики.
Третий этап - гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. В настоящее время национальную модель экономики предстоит совершенствовать и обновлять за счет встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства.
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития.
32. Рыночные институты: сущность, виды, характеристика.
Рынок - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на них.
Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Согласно институциональной теории рынок определяется как совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг.
Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:
- частная собственность;
- добровольная и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;
- конкуренция.
Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. В соответствии с наиболее признанной формулировкой под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании, или как правила игры в тех или иных секторах общего социального пространства.
Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.
Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.
Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).
Финансовые рынки, как правило, охватывают рынок золота и рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов. Ссуд-но-заемные операции с капиталом организуются и оформляются в кредитной сфере финансовых рынков. Кредитный рынок - одна их составляющих финансового рынка - представляет собой специфическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности.
К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома товарные биржи.
Все рынки в рамках процесса воспроизводства находятся в тесном взаимодействии. Их взаимосвязи учитываются в полной макроэкономической модели, где определяются объемы производства и занятости, процентные ставки, заработная плата и цены.
Вопросы функционирования рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами.
49. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.
Международные экономические отношения представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В основе мирового хозяйства и международных экономических отношений, как и в национальной экономике, лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.
Участники международных экономических отношений экономически обособлены, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.
В совокупности мирохозяйственных обменных связей действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.
Так же как и национальные рынки, мировой рынок и международные экономические отношения характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и более широкого набора обращающихся товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.
Одна из основных форм международных экономических отношений — международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый, систематический характер.
Обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует и мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.
Международные экономические отношения предполагают формирование соответствующей инфраструктуры, специальных институтов. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового, так и регионального значения.
Международные экономические отношения подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).
Международные экономические отношения не свободны от международного, регионального, государственного регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие международных экономических отношений.
Международная экономическая интеграция (МЭИ) - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результат углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.
Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.
50. Формы и механизмы интеграции.
Интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:
мировая торговля товарами и услугами,
международное производственное сотрудничество,
международное научно-техническое сотрудничество,
формирование региональных интеграционных объединений.
Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.
Формы (стадии) экономической интеграции:
1. Преференциальная зона - объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
2. Зона свободной торговли - означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
3. Таможенный союз - межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
4. Общий рынок - к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.
5. Экономический союз - межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и ва-лютно-финансовая политика (например, ЕС).
6. Полная интеграция - форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).
35. Демонополизация и развитие конкуренции.
Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.
Основными направлениями демонополизации являются:
• формирование новых экономических структур, особенно
малых и средних предприятий;
• разукрупнение концернов, производственных и других
объединений, препятствующих развитию конкуренции;
• государственное регулирование деятельности монополий;
• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо
зяйствующих субъектов, приобретением акций.
Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.
Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
В зависимости от условий, в которых она происходит, раз-личают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Совершенная конкуренция представлена в таких сферах дея-тельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.
Чистая монополия является антиподом совершенной кон-куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.
Особое место занимают «естественные монополии» (топ-ливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Монополистическая конкуренция (или монополия по диф-ференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный вид конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений); в производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего на олиго-полистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
45. Уровень и качество жизни населения, показатели их оценки.
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам.
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.
Кроме указанных, статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.
Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения
46. Динамика уровня жизни населения в РБ
Определяется показателями, которые можно разделить на две группы:
а) материальные характеристики, включающие:
-реальные доходы и расходы населения (покупательная способность доходов, дифференциация доходов, реальная заработная плата, минимальные социальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный потребительский бюджет, пенсии);
-экономическая активность (уровень экономической активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы);
-обеспеченность населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры;
-обеспеченность населения жильем и другой собственностью;
-социальная защита населения (пенсии, пособия);
б) нематериальные характеристики, включающие: состояние здоровья; качество питания; состояние образования и культуры; качество жилья; условия и характер труда; качество проведения свободного времени и условия отдыха; благополучие семейной жизни.
51. Глобализация мировой экономики и интеграционные процессы.
Развитию мирохозяйственной интеграции способствует создание региональных объединений отдельных стран. В различных регионах земного шара сложился ряд интеграционных объединений (Европейский союз, НАФТА, ОПЕК, СНГ и др.). Они существенно отличаются друг от друга характером складывающихся между странами-участницами отношений, используемыми организационными формами и результатами деятельности.
Важную роль в мирохозяйственной интеграции имеет формирование и функционирование мировых рынков: товаров и услуг; капиталов; ценных бумаг; труда; информации и технологий; научных разработок, а также международной валютной и денежно-кредитной систем. Специфические мировые рынки взаимозависимы,, воздействуют друг на друга и в совокупности образуют сложный мировой рынок, который делится на региональные и континентальные секторы. На мировом рынке товар продается по мировым ценам, которые являются денежным выражением интернациональной стоимости. Она регулируется условиями производства в тех странах, где выпускается основная масса товаров, поступающих на мировой рынок.
Глобализация представляет собой сложное, противоречивое явление в экономической и общественной жизни человека, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия для различных стран мира.
В экономической науке под глобализацией понимается свободное движение между странами товаров и факторов производства
Нынешняя эра глобализации открывает широкие возможности для миллионов людей во всем мире. Увеличение товарооборота, создание новых технологий, иностранные инвестиции, расширение информационных сетей и сети Интернет стимулируют экономический рост и прогресс человечества. Все эти факторы формируют колоссальный потенциал, позволяющий продолжить беспрецедентный прогресс, достигнутый в XX в. Сегодня в мире больше богатств и технологий и больше приверженности интересам мирового сообщества, чем когда бы то ни было ранее.
Формы (стадии) экономической интеграции:
1. Преференциальная зона - объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
2. Зона свободной торговли - означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
3. Таможенный союз - межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
4. Общий рынок - к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.
5. Экономический союз - межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и ва-лютно-финансовая политика (например, ЕС).
Полная интеграция - форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).