Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики.

Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

природно-ресурсный потенциал;

демографический и трудовой

научный, научно-технический и инновационный потен­
циалы;

информационно-технологический потенциал;

производственный потенциал;

инвестиционный потенциал национальной экономики;

внешнеэкономический потенциал;

экологический потенциал.

• Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

численность населения, его половозрастная структура, ес­
тественное и механическое движение населения;

трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей
силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требо­ваниями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной
экономики;

индекс развития человеческого потенциала;

стоимость и структура основных производственных фон­
дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновле­ния, выбытия, степень износа);

валовой национальный продукт, валовой внутренний про­
дукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес­
ки развитыми странами;

возможные объемы роста выпуска промышленной, сель­
скохозяйственной продукции, продукции строительства, пере­возок грузов и пассажиров;

уровень потребления благ и услуг на душу населения всравнении с научно обоснованными нормами и нормати-вами, атакже с экономически развитыми странами;

наличие запасов и уровень использования минерально-
сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земель­ных ресурсов;

экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения
окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного эко­номического потенциала имеют страны с развитыми произво­дительными силами и рыночной экономикой.

Основной закономерностью развития совокупного экономи­ческого потенциала является рациональное и гармоничное со­четание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопас­ность страны.

12.Информационно-технологический потенциал.На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, обору­довании и подготовке кадров, организации производства, в высо­коразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.Информационно-технологический потенциал - обеспечение информационно-технологического комплекса всеми видами ре­сурсов, создание условий для его функционирования и развития.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

- информационные ресурсы, методы обеспечения их накопле­ния, сохранности и эффективного использования;

- информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

- автоматизированные информационные системы и механиз­мы предоставления услуг на их основе;

- информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

- информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

вычислительный комплекс как технический базис информа­ционной индустрии, включая программное (операционные сис- темы, системы программирования) и аппаратное обеспечение (компьютеров, элементную базу вычислительной техники);

- система компьютерного образования и подготовки кадров;

- система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направ­лениями развития информационного общества, определяемыми в стратегии:

- формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инно­вационной основе;

- развитие ИКТ, обеспечивающей опережающее удовлетворе­ние растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

- развитие национальной информационной индустрии, при­влечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информаци­онных ресурсов и электронных услуг;

- совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;

- развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в миро­вом информационном пространстве.

17. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития.в качестве индикаторов (показа­телей) устойчивого развития выбираются главные, которые от­ражают сущность процесса и без которых невозможно предста­вить экономическую структуру как целостную систему. Их сравнение в динамике за ряд лет с научно обоснованными нор­мативами или показателями экономически развитых стран ха­рактеризует степень приближения процессов экономики к ус­тойчивой динамике и уровню мировых стандартов. Такие пока­затели называют индикаторами.

Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчи­вого развития социальной, экономической, экологической сфер -основных звеньев системы «человек - экономика - окружающая среда».

Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устой­чивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимо процессами в других странах. В качестве общесистемных ин­дикаторов устойчивого развития приняты следующие:

- интегральный показатель устойчивого развития, базирую­щийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП);

- производство валового внутреннего продукта на душу насе­ления;

- уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Факторные модели экономического роста используются пре­имущественно на начальной стадии прогнозных расчетов, пара­метры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов.

13.Производственный потенциал.Производственный потенциал в масштабе национальной эко­номики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства, оценива­ется возможными объемами производства товаров и услуг. Ос­новными составляющими производственного потенциала явля­ются:

- совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;

- материально-техническая и технологическая база произ­водства;

-действующий кадровый потенциал;

- объем вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;

производственная инфраструктура; - система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.

Для измерения, анализа и оценки производственного потен­циала и его составляющих используются как качественные, так и количественные показатели (индикаторы):

- количество предприятий и организаций, занятых в произ­водстве товаров и услуг (по отраслям, комплексам и экономике в целом);

- численность работающих на этих предприятиях и в органи­зациях по профессиональному и квалификационному признакам (рабочие, ИТР, служащие и др.);

- объем производства товаров и услуг - валовой внутренний продукт на макроуровне и объемы добавленной стоимости, про­изведенной в отраслях и межотраслевых комплексах;

- основные средства (основной капитал, основные фонды);

- качество товаров и услуг (соответствие ГОСТам, стандартам Евросоюза и мирового рынка);

- технологический уровень производства (соотношение тра­диционных, новых и новейших наукоемких технологий) в эконо­мике и ее отраслях;

- ресурсоемкость производства (материало-, энергоемкость ВВП, доли этих затрат по отраслям);

- характеристика систем управления и типа хозяйствования (соотношение административных и рыночных механизмов, госу­дарственной, частной и других видов собственности).

Качественными характеристиками производственного потен­циала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля обору­дования, соответствующего передовым мировым высокотехно­логическим образцам (по уровню энерго - и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

Фундаментом производственного потенциала является про­мышленность, на долю которой приходится 34,8% всех основ­ных фондов экономики. Однако в целом технологическая база промышленности значительно устарела. На большинстве пред­приятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V - VI уклады. Износ активной части основных фон­дов достигает на многих предприятиях 80,0%, т.е. значительно превышает критический уровень.

Производственный потенциал сельского хозяйства характери­зуется состоянием земельного фонда, основных производствен­ных фондов, включая взрослый продуктивный и рабочий скот.

Стратегическим направлением развития производственного потенциала аграрного сектора экономики является модернизация производственно-технологической базы, внедрение ресурсосбе­регающих, безотходных и экологически безопасных технологий.

На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструктуры, обеспечивающей общие материальные условия для эффективного функционирования всех отраслей. В состав производственной инфраструктуры вхо­дят транспорт, связь, дорожное хозяйство, сети энергосбереже­ния, водоснабжения, материально-техническое снабжение, ремонтно-складское хозяйство, информационные системы и др.

Первоочередными задачами производственной инфраструк­туры на перспективу являются: обновление и восстановление производственного потенциала транспортных средств, замена изношенного оборудования и другой техники; модернизация ин­фраструктуры транспортных коридоров, проходящих по терри­тории страны; реконструкция и дальнейшее развитие важнейших транспортных коммуникаций, объектов и систем (магистральных железнодорожных линий и автомобильных дорог, вокзалов, ав­тостанций, пограничных переходов и др.).

22. Топливно-энергетический комплекс.Состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) лю­бой страны в значительной степени предопределяет текущее функционирование и перспективы ее экономики в целом, уров­ня жизни населения. Энергетический потенциал экономики и ее энергоэффективность в современном мире является важнейши­ми показателями уровня развития государства. От энергетиче­ской составляющей в значительной степени зависят издержки производства и доходы общества, его материальное благосос­тояние.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

В ТЭК Беларуси выделяют топливную промышленность (неф­тяную, газовую, торфяную) и электроэнергетическую промыш­ленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструк­туру, включая сеть нефтепроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач.

Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь (ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго», ОАО «Белтрансгаз»), концерн «Белнефтехим» (нефтеперерабатывающими предприятиями) и другие государственные организации.

Основной целью стратегии является максимально эффективное использо­вание природных ресурсов и потенциала энергетической отрас­ли, других отраслей для устойчивого роста экономики, повыше­ния качества жизни людей, укрепление внешнеэкономических позиций страны.

Инструментами реализации стратегии являются государст­венные целевые программы, в рамках которых определяются конкретные мероприятия, объемы и источники их финансирова­ния. К таким программа в частности, относятся:

- Государственная программа развития Белорусской энерго­системы;

- Государственная программа «Торф»;

- Республиканская программа энергосбережения;

- Государственная программа развития минерально-сырьевой базы Беларуси;

- Программа развития лесного хозяйства.

Топливная промышленность. Занимает ведущее положение по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь - одна из немногих стран Европы, в экономике которых нефтяная промышленность представлена нефтедобычей и нефте­переработкой (доминирует последняя).

29. Региональные социально-экономические комплексы Республики Беларусь.

Региональный социально-экономический комплекс - сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой со­вокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутрирес-публиканских регионов. Это комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов развития производительных сил определенных территорий.

Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:

- как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;

- система внутриреспубликанских регионов с внутренней структурой экономики в каждой из них.

Основой территориальной структуры является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории и находятся с ней в тесной взаимосвязи; любой эле­мент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь испытывает ее влияние.

В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов вы­ступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. В каждом из регионов сформировался спе­цифический социально-экономический комплекс.

Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой - создание условий предоставления населению гарантированного минимума соци­ально значимых услуг в соответствии с утвержденными социаль­ными стандартами не зависимо от места проживания. Особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструкту­ры агрогородков и малых городов как центров обслуживания жи­телей близлежащих сельских поселений.

Важной задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потен­циальных факторов повышения конкурентоспособности:

- выгодное географическое положение (Брестская, Гроднен­ская области, г. Минск);

- высокий уровень развития производственного и инноваци­онного потенциалов (г.Минск, Витебская, Гомельская, Минская области);

- более благоприятные условия для ведения сельскохозяй­ственного производства (Гродненская, Брестская, Минская об­ласти);

- наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной

деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская об­ласти и г. Минск).

Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач с учетом местных интересов и осо­бенностей.

Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование возможностей регио­нов с учетом специфики климатических, экономических, челове­ческих ресурсов.

Основные цели — повышение уровня жизни населения, ра­циональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого разви­тия территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельно­сти населения независимо от места проживания. Для достижения указанных целей предусматривается:

- развитие эффективных направлений размещения произ­водств в регионах, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг;

- обеспечение сбалансированного воспроизводства и рацио­нального использования в регионах местных природных ресурсов;

- улучшение экологической ситуации в крупных промыш­ленных центрах;

- повышение инициативы и ответственности органов мест­ного управления и самоуправления при решении региональных проблем социально-экономического развития.

Для решения этих задач необходимо:

- взаимозависимое развитие базовых и обслуживающих про­изводств региональной экономики, гарантирующее комплексное решение проблем, максимальные социально-экономический и экологический эффекты;

- дальнейшее развитие свободных экономических зон, по­вышение эффективности работы градообразующих организаций малых и средних городских поселений, стимулирование разме­щения в них новых предприятий и организаций;

- развитие предпринимательства, формирование региональ­ной инновационной инфраструктуры, включающей технопарки, бизнес-инкубаторы, сети трансферта технологий, специализиро­ванные консалтинговые организации;

- организация региональных межотраслевых производств, кооперативно-интеграционных структур путем объединения от­раслевых и межотраслевых комплексов в единую хозяйственно-технологическую систему;

приближение социальных услуг к потребителям, оптимиза­ция сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы;

развитие социальной инфраструктуры села, малых и сред­них городских поселений;

формирование территориальных социально-культурных центров многофункционального характера, обслуживание отда­ленных населенных пунктов мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб;

развитие производств и видов деятельности, связанных непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельско­хозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесно­го хозяйства;

развитие городов-спутников г. Минска.

31. Перспективная модель национальной экономики Беларуси, условия её создания и этапы построения.

системная модель национальной эконо­мики - это способ организации и функционирования экономики на основе рыночных принципов; соответствующий режим рабо­ты важнейших отраслей и сфер экономики; конкретные направ­ления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей; необходимые ресурсы и средства, потен­циалы и механизмы развития; система управления и регулиро­вания.

Белорусская модель развития имеет следующие характерные черты:

- сильная и эффективная государственную власть, обеспечи­вающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе кото­рого лежит главный критерий развития экономики - эффектив­ность ведения хозяйства.

многовекторность внешнеэкономической политики в каче­стве важнейшего принципа адекватного развития страны в усло­виях глобализации мирохозяйственных связей;

Выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении построения перспектив­ной модели экономики.

Первый этап (2001 - 2005 гг.) - создание необходимых усло­вий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эф­фективности реального сектора экономики.

Второй этап (до 2010 г.) - создание макроэкономических ус­ловий для стабильного социально-экономического и экологиче­ского развития, повышения уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной эконо­мики. На этом этапе должны быть созданы условия для перехода к активной структурной перестройке и модернизации экономики.

Третий этап - гармонизация взаимоотноше­ний общества и природы на основе развития хозяйственной дея­тельности в пределах воспроизводственных возможностей био­сферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих цен­ностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. В настоящее время национальную модель экономики предстоит совершенствовать и обновлять за счет встраивания в нее инсти­тутов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства.

Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Дос­тигнуты высокие темпы ее развития.

32. Рыночные институты: сущность, виды, характеристика.

Рынок - всякий институт или механизм, который сводит вме­сте покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщи­ков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Согласно институциональной теории рынок определяется как совокупность институтов, обеспечивающих организацию совме­стной экономической деятельности людей, экономического об­мена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг.

Функционирование рынка основано на таких базовых принци­пах, как:

- частная собственность;

- добровольная и эквивалентное взаимодействие самостоя­тельных и независимых экономических субъектов;

- конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. В соответствии с наиболее признан­ной формулировкой под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институ­ты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании, или как правила игры в тех или иных сек­торах общего социального пространства.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыноч­ные институты, процессы и механизмы, являются рынки факто­ров производства, финансовые и товарные.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов). Эти фак­торы непосредственно воздействуют на производство и экономи­ческий рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.

Институционально-организационной основой функциониро­вания рынка факторов производства является биржевой меха­низм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

Финансовые рынки, как правило, охватывают рынок золота и рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок цен­ных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов. Ссуд-но-заемные операции с капиталом организуются и оформляются в кредитной сфере финансовых рынков. Кредитный рынок - одна их составляющих финансового рынка - представляет собой спе­цифическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности.

К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома товарные биржи.

Все рынки в рамках процесса воспроизводства находятся в тесном взаимодействии. Их взаимосвязи учитываются в пол­ной макроэкономической модели, где определяются объемы производства и занятости, процентные ставки, заработная пла­та и цены.

Вопросы функционирования рынков, в том числе и требова­ния, предъявляемые к его участникам, в известной степени регу­лируются как государственными органами, так и собственно ры­ночными механизмами.

49. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.

Международные экономические отношения представляют со­бой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В основе мирового хозяйства и между­народных экономических отношений, как и в национальной эко­номике, лежат разделение труда и обмен, только не внутрина­циональные, а международные, предполагающие, что производ­ство и потребление отдельных стран в той или иной мере связа­ны между собой.

Участники международных экономических отношений эко­номически обособлены, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.

В совокупности мирохозяйственных обменных связей дейст­вуют законы спроса, предложения и свободного ценообразова­ния, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.

Так же как и национальные рынки, мировой рынок и меж­дународные экономические отношения характеризуются кон­куренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и более широко­го набора обращающихся товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) меж­ду странами.

Одна из основных форм международных экономических от­ношений — международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый, систе­матический характер.

Обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, сис­темой расчетов, товарными кредитами, валютными отношения­ми. Наряду с товарными рынками функционирует и мировой фи­нансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.

Международные экономические отношения предполагают формирование соответствующей инфраструктуры, специальных институтов. Они представлены международными экономически­ми, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового, так и регионального значения.

Международные экономические отношения подвержены мо­нополизации. Она возможна по линии концентрации производст­ва и сбыта частными предпринимательскими структурами (на­пример, создание и деятельность ТНК) и в результате междуна­родных, межгосударственных соглашений и союзов, объеди­няющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).

Международные экономические отношения не свободны от международного, регионального, государственного регулирова­ния. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных со­глашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие международных экономических отношений.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в резуль­тат углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

50. Формы и механизмы интеграции.

Интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:

мировая торговля товарами и услугами,

международное производственное сотрудничество,

международное научно-техническое сотрудничество,

формирование региональных интеграционных объединений.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации вза­имной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих усло­виях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона - объединяет все страны, во взаим­ной торговле которых снижены или отменены таможенные по­шлины на ввозимые товары.

2. Зона свободной торговли - означает отмену торговых огра­ничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

3. Таможенный союз - межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отноше­нии третьих стран.

4. Общий рынок - к 3-й форме добавляется свободное пере­мещение капитала и труда, а также согласование между страна­ми-участницами общей экономической политики.

5. Экономический союз - межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармо­низацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и ва-лютно-финансовая политика (например, ЕС).

6. Полная интеграция - форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (созда­ние надгосударственных органов управления, ликвидация госу­дарственных границ и др.).

35. Демонополизация и развитие конкуренции.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Основными направлениями демонополизации являются:

• формирование новых экономических структур, особенно

малых и средних предприятий;

• разукрупнение концернов, производственных и других

объединений, препятствующих развитию конкуренции;

• государственное регулирование деятельности монополий;

• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо

зяйствующих субъектов, приобретением акций.

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых она происходит, раз-личают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция представлена в таких сферах дея-тельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.

Чистая монополия является антиподом совершенной кон-куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.

Особое место занимают «естественные монополии» (топ-ливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф-ференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный вид конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений); в производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего на олиго-полистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

45. Уровень и качество жизни населения, показатели их оценки.

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта ха­рактеристика — историческая категория, отражающая на каж­дом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального ха­рактера, то качество жизни характеризуется степенью дости­жения высших ценностей человеческого бытия как в личност­ном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культу­ры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам под­вергаются и количественно измеряемые материальные компо­ненты по критериям соответствия мировым стандартам.

В самом широком смысле понятие качества жизни населе­ния включает четыре блока характеристик: качество населе­ния, уровень жизни населения, социальная безопасность, ка­чество окружающей среды.

Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образо­ванности и профессиональной квалификации.

Блок II охватывает как качественные, так и количествен­ные характеристики. В первую группу входят показатели со­стояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качест­ва проведения свободного времени и условий отдыха, благопо­лучия семейной жизни. Во вторую группу входят характерис­тики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохране­ния, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструк­туры; обеспеченности населения жильем и другой собственнос­тью; социального обеспечения.

Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политическо­го здоровья общества и государства.

Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.

Кроме указанных, статистика отслеживает также показате­ли структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.

Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и пер­воочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения

46. Динамика уровня жизни населения в РБ

Определяется показателями, кото­рые можно разделить на две группы:

а) материальные характеристики, включающие:

-реальные доходы и расходы населения (покупательная спо­собность доходов, дифференциация доходов, реальная заработ­ная плата, минимальные социальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный потребительский бюджет, пенсии);

-экономическая активность (уровень экономической актив­ности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы);

-обеспеченность населения услугами здравоохранения, об­разования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры;

-обеспеченность населения жильем и другой собственно­стью;

-социальная защита населения (пенсии, пособия);

б) нематериальные характеристики, включающие: состояние здоровья; качество питания; состояние образования и культуры; качество жилья; условия и характер труда; качество проведения свободного времени и условия отдыха; благополучие семейной жизни.

51. Глобализация мировой экономики и интеграционные процессы.

Развитию мирохозяйственной интеграции способствует соз­дание региональных объединений отдельных стран. В различ­ных регионах земного шара сложился ряд интеграционных объ­единений (Европейский союз, НАФТА, ОПЕК, СНГ и др.). Они существенно отличаются друг от друга характером складываю­щихся между странами-участницами отношений, используемы­ми организационными формами и результатами деятельности.

Важную роль в мирохозяйственной интеграции имеет фор­мирование и функционирование мировых рынков: товаров и услуг; капиталов; ценных бумаг; труда; информации и техно­логий; научных разработок, а также международной валютной и денежно-кредитной систем. Специфические мировые рынки взаимозависимы,, воздействуют друг на друга и в совокупности образуют сложный мировой рынок, который делится на регио­нальные и континентальные секторы. На мировом рынке товар продается по мировым ценам, которые являются денежным вы­ражением интернациональной стоимости. Она регулируется ус­ловиями производства в тех странах, где выпускается основная масса товаров, поступающих на мировой рынок.

Глобализация пред­ставляет собой сложное, противоречивое явление в экономиче­ской и общественной жизни человека, имеющее как положи­тельные, так и отрицательные последствия для различных стран мира.

В экономической науке под глобализацией понимается сво­бодное движение между странами товаров и факторов про­изводства

Нынешняя эра глобализации открывает широкие возмож­ности для миллионов людей во всем мире. Увеличение товаро­оборота, создание новых технологий, иностранные инвестиции, расширение информационных сетей и сети Интернет стимули­руют экономический рост и прогресс человечества. Все эти фак­торы формируют колоссальный потенциал, позволяющий продолжить беспрецедентный прогресс, достигнутый в XX в. Се­годня в мире больше богатств и технологий и больше привер­женности интересам мирового сообщества, чем когда бы то ни было ранее.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона - объединяет все страны, во взаим­ной торговле которых снижены или отменены таможенные по­шлины на ввозимые товары.

2. Зона свободной торговли - означает отмену торговых огра­ничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

3. Таможенный союз - межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отноше­нии третьих стран.

4. Общий рынок - к 3-й форме добавляется свободное пере­мещение капитала и труда, а также согласование между страна­ми-участницами общей экономической политики.

5. Экономический союз - межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармо­низацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и ва-лютно-финансовая политика (например, ЕС).

Полная интеграция - форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (созда­ние надгосударственных органов управления, ликвидация госу­дарственных границ и др.).

Наши рекомендации