Становление индустрии СМИ: основные факторы 3 страница
Исследователи часто называют послевоенный период фордистско- кейнсианской эпохой, отмечая таким образом ее наиболее характерные черты. К ним необходимо отнести экономический рост, связанный во многом с возможностями конвейерного эффективного производства и ориентацией на массовый спрос. При этом производители не просто генерировали прибыли, как это было в прошлом, а за счет больших зарплат, социальных гарантий и других условий для своих сотрудников превращали их в активных потребителей ими же производимой продукции и обеспечивали рост объемов прибыли за счет масштабов потребления. Одновременно с этим государство играет более активную роль в экономике как собственник и как регулятор, в частности, за счет гибкого налогообложения и инструментов социальных гарантий выстраивая систему перераспределения доходов в обществе, при которой даже малообеспеченные слои могут обеспечивать спрос на основные товары. Таким образом, государство, финансовая система (в первую очередь за счет обеспечения более доступных вариантов кредитования) и производители совместными усилиями стимулировали спрос, а граждане крупнейших государств отвечали на эти усилия растущими объемами потребительских расходов.
В середине XX в. для большинства граждан крупнейших стран стали реальностью неплохой доход, возможность кредитования практически любых нужд, дешевые и доступные товары и, как результат, обеспечение домохозяйств основными благами, создающими основу жизни так называемого среднего класса. В течение нескольких десятилетий люди скупали недоступные им еще недавно товары в огромных объемах, и от производителей и продавцов требовалось только правильно стимулировать растущий спрос. В результате востребованными оказывались услуги СМИ, способных обеспечивать рекламодателям доступ к необходимым аудиториям. В период потребительского бума наиболее востребованной была массовая аудитория, и это серьезным образом повлияло на структуру и экономическое состояние медиаиндустрии и отдельных ее секторов на рассматриваемом этапе.
Среди наиболее важных для нас тенденций, сформировавшихся в этих социальных и экономических условиях, можно выделить две наиболее существенные. Во-первых, растущие маркетинговые потребности потребительской экономики и способность СМИ их удовлетворять привели к тому, что в еще большей степени, чем в начале века, медиаси- стема оказалась ориентированна на взаимодействие с рекламодателем,
а не с конечным потребителем. Во-вторых, поскольку продвижение было ориентировано преимущественно на массового потребителя, то важнейшие сектора, делавшие упор на получение доходов от рекламы, старались получить максимально широкий охват. Отрасли, которым базовый доход приносили потребители, такие как кинопроизводство и кинопрокат или звукозапись, в середине 1940-х годов находились в столь же устойчивом положении, что и пресса или коммерческое радио. Бизнес по производству и продаже музыкальных носителей в последующую четверть века пережил фазу значительного роста, но произошло это из-за того, что у него не оказалось полноценных заменителей, а значит, и конкурентов на рынке. И к тому же от музыки, которую необходимо было покупать, слишком сильно зависела молодежная культура этого периода.
Однако звукозаписывающая отрасль был скорее исключением, и в сложившейся ситуации более показателен пример киноотрасли, которая в течение всего нескольких лет, после того как появилось коммерческое телевидение, оказалась в кризисном положении. В США пиковые значения по числу проданных билетов были достигнуты в 1947 г., уже через 3—4 года эти показатели упали почти в два раза и с тех пор ни разу не поднимались до прежнего уровня, что очень быстро сказалось на доходах отрасли. В странах Европы, где предложение телевизионных программ было более скудным, в кино ходили больше, но также не в тех количествах, что в первые послевоенные годы, да и кино как бизнес в большинстве стран было не столь развито, как в США. В любом случае телевидение стало наиболее ярким образцом масс-медиа новой эпохи: коммерческое телевидение существовало за счет рекламы и стало наиболее массовым медиапространством в истории, посредством 2—3 общенациональных каналов или телесетей охватывая почти все население и почти все потребительские группы. Аудиовизуальный контент, за доступ к которому раньше надо было платить, покупая билеты, теперь стал для потребителей бесплатным. Ведь даже в случае абонентской платы за общественные каналы речь идет скорее о налоге, чем покупке услуги.
В прессе также реклама обеспечивала все большую часть дохода, и, к примеру, в США стоимость ежедневных газет к началу 1970-х годов, особенно при подписке, оказывалась столь низкой, что почти не отличалась от бесплатного распространения, при доле рекламы в обороте около 80%. Совокупный разовый тираж ежедневной прессы в США также рос до начала 1970-х годов, что позволяло газетам поддерживать паритет с телевидением по широте и массовости охвата. В странах Западной Европы эти показатели были ниже и газеты оставались гораздо более дорогим для читателей продуктом, но тут необходимо учитывать, что в большинстве стран культура чтения газетной прессы вне ограни
ченных социальных групп так и не сложилась, хотя все равно доля рекламных доходов в них увеличивалась.
В целом потребительская активность в наиболее развитых странах способствовала тому, что рекламодатели вкладывали все более существенные суммы в продвижение товаров. Потребители в ответ с готовностью тратили деньги на приобретение материальных благ — недвижимости, автомобилей, мебели, домашней техники и т.д., которые раньше были для большей части населения недоступны, и потому при возможности выбора минимизировали свои расходы на медийные продукты. Расходы потребителей в большей степени распространялись на покупку принимающих устройств — новых проигрывателей, радиоприемников, телевизоров, черно-белых, затем цветных, которые были в значительной степени атрибутами преуспевания, — чем контента СМИ. В совокупности это приводило к росту оплачиваемого рекламодателями или бесплатного телевидения (в отдельных странах) и более дешевой прессы с увеличивающимся объемом рекламы. В результате в экономике СМИ формировались ориентированные на массовую рекламу стратегии и, соответственно, укреплялись секторы с наиболее широким охватом аудитории.
В течение 1970-х годов сформировались новые тенденции, определившие черты второго послевоенного этапа в экономическом развитии основных отраслей, который продолжался до конца столетия. Среди основных изменений в медиаиндустрии в этот период особое место заняли процессы, связанные с дифференциацией направлений потребительской активности и новыми маркетинговыми реалиями. Наряду с перестройкой мирового валютного регулирования и сырьевым кризисом важно было то, что с середины 1970-х годов начались глобальные трансформации рынков финансовых, трудовых и природных ресурсов, перекроивших ведущие экономики. В механизмах производства и потребления важнейших товаров также наметились серьезные изменения. В определенный момент на рубеже 1960—1970-х годов критическая масса домохозяйств в ведущих странах практически закончила первый (а в некоторых случаях и второй) раунд насыщения основными потребительскими товарами. Крупнейшие игроки потребительской индустрии оказались перед угрозой снижения спроса и вынуждены были прибегнуть к новым стратегиям. Наиболее ярко они проявились в процессах экономической, финансовой, технологической и, как следствие, коммуникационной глобализации. Однако и на внутренних рынках произошли перемены, связанные с совершенствованием маркетинговых практик, сказавшиеся, в том числе, и на структуре и экономике СМИ.
В условиях, когда первая волна первичного накопления материаль- ных благ широкими слоями населения постепенно уменьшалась, по
требовались механизмы, позволявшие сохранить массовое производство и потребление на прежнем уровне. Конечно, каждый год появлялись новые семейные и индивидуальные домохозяйства, обеспечивавшие приток новых клиентов, которым были необходимы машины, мебель и домашняя техника. Но на фоне потребительского бума предыдущей эпохи эта группа была слишком мала, и поддержание прежних масштабов производства было возможно только при сохранении потребительской активности всех слоев населения. Основные маркетинговые усилия в этих условиях оказались сосредоточены на воспроизведении или стимулировании многократного приобретения одних и тех же товаров за счет более низкого качества и необходимости быстрой замены, появления усовершенствованных моделей, регулярного повышения функциональности и других, вполне очевидных сегодня мер. Все эти подходы требовали постоянных масштабных маркетинговых кампаний, рассчитанных на максимально широкую аудиторию, которую с каждым годом все сложнее было охватить. Аудитории газет, крупных телеканалов и других «больших» традиционных СМИ на протяжении последней четверти прошлого столетия постепенно сокращались, однако, даже сжимаясь, они оставались для массовых рекламодателей единственной возможностью сохранять доступ к достаточно массовой аудитории. Маркетинговые бюджеты по этому направлению продолжали расти по двум причинам. Во-первых, для достаточного охвата кампании требовалось оплачивать услуги все большего числа медиаплощадок и каналов, во-вторых, цена проникновения на эти каналы в условиях дефицита возможностей для массового маркетинга постоянно росла темпами, опережающими инфляцию, ВВП и другие важнейшие показатели. У традиционных медиафирм, в первую очередь в газетном и телевизионном бизнесе, во многих случаях складывалась ситуация, когда рекламный оборот продолжал увеличиваться (не считая периодов экономических кризисов и рецессии), даже несмотря на снижение тиражей или падение рейтингов. Во многих компаниях этих отраслей главными становились модели экономики дефицита, когда предлагалась не услуга, стоимость которой растет вместе с качеством (в случае СМИ — охватом аудитории), как это было прежде, а делались предложения, которым практически невозможно найти адекватной замены.
Удовлетворение первой волны базовых потребностей вызвало к жизни еще одну тенденцию, заключавшуюся в формировании у потребителей новых потребностей или выведении на массовый уровень тех, что еще незадолго до того не выходили за рамки элитных групп. После того как потенциального потребителя убедили в том, что полноценное существование в современном обществе невозможно без стиральной ма
шины или пылесоса, акцент постепенно начали переносить на более специфические потребности, вроде создания представлений о невозможности нормального существования без катера для рыбалки, борьбы с целлюлитом или ежегодного обновления газона. Большинство этих новейших потребностей, безусловно, не могли апеллировать к прежним массовым запросам и носили более нишевый характер. Но при этом они требовали не менее интенсивной маркетинговой поддержки и, соответственно, создания и совершенствования коммуникационной среды, способной направлять содержание и рекламу на необходимые потребительские группы. Во многом именно с этим связаны процессы де- массификации аудитории, создания внутри медиаиндустрии новых секторов, нацеленных на охват все более узких целевых групп читателей, слушателей и зрителей. Конечно, это создавало проблемы для массовых каналов, станций и изданий, которые постепенно уступали часть своих аудиторий нишевым конкурентам, но в целом система СМИ, а значит и маркетинговая среда, становились более разнообразными и предоставляли производителям и продавцам товаров и услуг расширяющийся круг возможностей.
Техническое и технологическое развитие СМИ к 1970-м годам создало потенциал для реализации новых стратегий. Можно подчеркнуть: за исключением либерализации и рекламного освоения общенационального телевидения и радиовещания в Европе и ряде других важнейших рынков, почти все СМИ с наиболее высокими темпами развития за последние десятилетия были ориентированы именно на возможности работы с целевыми аудиториями. В прессе началась эпоха все более специализированных журналов, приложений и рубрик в газетах. На радио наблюдался рост также специализированных РМ и позже спутниковых станций, в телевизионной отрасли возникали сотни кабельных и спутниковых каналов для узких аудиторий. В конце концов, Интернет и Цифровые технологии создали возможности для максимально таргети- рованных сообщений. Основными клиентами новых сегментов медиа- индустрии становились производители и поставщики продуктов и услуг, требовавшие более узких целевых аудиторий. Доступ к ним мог продаваться при этом дороже в расчете на одного зрителя и читателя, так как потенциально мог обеспечивать рекламодателям и более высокий возврат на сделанные инвестиции.
Рекламные доходы медиаиндустрии, таким образом, продолжали Расти высокими темпами и оставаться важнейшим элементом экономки СМИ, а потребности рекламодателей и экономических институтов в целом оказывали непосредственное влияние на структурирование индустрии. Однако одновременно начала складываться еще одна тен
денция, являющаяся во многом следствием меняющихся потребительских запросов. Как уже указывалось, удовлетворив в течение предшествующего этапа свои базовые потребности, широкие группы потребителей стимулировали на новом этапе рост предложения более нишевых продуктов и услуг, и для нас особенно важно то, что среди них оказались и медийные. Проще говоря, люди в развитых странах снова оказались готовы тратить больше на информационные, коммуникационные и развлекательные технологии и содержание, благодаря чему начался рост медиарасходов конечных потребителей. На протяжении 1980— 1990-х годов эти расходы росли более динамично, чем расходы рекламные, и, кроме того, были гораздо более устойчивы к влиянию кризисных экономических факторов.
Одним из следствий этой ситуации, как и в любой другой индустрии, стало увеличение маркетинговых бюджетов и в частности расходов на продвижение медиапродуктов и брендинг СМИ, так что ведущие концерны постепенно оказались в числе крупнейших рекламодателей. Начинаяс 1970-х годов можно выявить появление новых секторов информационно-коммуникационной индустрии, полагающихся в большей степени или полностью на получение прибыли за счет продаж конечным потребителям, чего не наблюдалось на протяжении большей части XX в. (за исключением, возможно, кино в начале и звукозаписи в середине века). В 1970-е годы начинается рост кассовых сборов в кинотеатрах крупнейших стран, формируются отрасли домашнего видео, ви- део- и компьютерных игр, платного кабельного и спутникового телевидения, цифровых музыкальных носителей. В печати хорошие показатели роста демонстрируют ориентированные на продажи журналы, и даже бесплатный чаще всего контент в Интернете требует оплаты трафика. Параллельно увеличивалось число технических устройств для приема и воспроизведения оплаченного контента — видеомагнитофонов, проигрывателей компакт-дисков, плееров, РУО-плееров, приставок для видеоигр, компьютеров, кабельных приставкок, спутниковых тарелок и так далее, и, кроме того, возрастало число телевизоров и радиоприемников в среднем домохозяйстве. Расходы увеличивались и за счет более частого обновления всех этих устройств. В итоге в структуре доходов медиаиндустрии платежи конечных потребителей занимали все большую долю и способствовали более высокому росту совокупного оборота информационно-развлекательных секторов, чем в первые послевоенные десятилетия.
Долгое время экономисты СМИ считали, что экономические показатели медиаиндустрии подчиняются так называемому принципу относительного постоянства, согласно которому расходы на СМИ — техни
ку, контент, рекламу — в пределах национальной экономики или бюджета домохозяйств составляют практически не меняющуюся долю. А абсолютные показатели меняются только параллельно динамике ВВП или других макроэкономических индикаторов. Однако темпы роста рекламных расходов и особенно потребительских трат в последние 25—30 лет XX в. оказались значительного выше, чем на протяжении большей части столетия. И доля медиаиндустрии в экономике крупнейших стран мира пусть немного, но выросла.
Таким образом, приоритет экономических факторов в развитии основных информационно-коммуникационных секторов, который стал особенно очевидным во второй половине XX в., привел к тому, что индустрия средств информации превратилась в один из крупнейших и наиболее динамично растущих секторов современной экономики, а ее структура все чаще менялась именно под воздействием собственных и общеэкономических маркетинговых потребностей.
1.4. Стратегии развития крупного бизнеса
на информационно-коммуникационных рынках
Становление крупных компаний как доминирующего элемента медиаиндустрии шло во многом параллельно формированию потребительского сектора в целом, соответствовало этапам его индустриализации и перехода на массовое производство. Большие, состоявшие из многих подразделений и имевшие гигантские для своей эпохи обороты фирмы в сфере СМИ начали формироваться в конце XIX в., хотя вообще история крупного бизнеса гораздо продолжительнее. Но на первых этапах накопления капитала в Европе и США промышленные гиганты возникали там, где велись гигантские операции: в металлургии, станкостроении, добыче и обработке полезных ископаемых, финансовых услугах и других отраслях, в которых создавалось масштабное производство. Потребительские секторы дольше опирались на малый бизнес, более индивидуализированный подход к производству и продаже товаров и услуг. Поэтому развитие прессы, рекламных агентств, книжных издательств, и Других появлявшихся секторов соответствовало этой тенденции. Даже наиболее заметные медиапредприниматели эпохи не выходили за рамки одного проекта, пусть часто и весьма успешного, разрабатываемого в конкретный момент. Можно, конечно, вспомнить примеры английских деловых издателей начала XVIII в., которые могли диверсифицировать бизнес, выпуская тематическую прессу и справочники разной периодичности, т.е. создавая продуктовую линейку, и оказывая одно
временно брокерские услуги. Или американца Бенджамена Франклина, издававшего в определенные периоды по несколько газет и журналов в разных городах колоний одновременно, что позже стали называть газетными цепочками. Однако все эти операции осуществлялись вне рамок единой компании, и стратегии запуска таких проектов не опирались на те решения, которые использовались позже, начиная с выгоды от консолидации ресурсов при росте масштаба производства.
Из известных и достаточно обеспеченных людей во владельцев больших предприятий предприниматели от информационно-развлекательного бизнеса стали превращаться на рубеже Х1Х-ХХ вв. В этот период, как и другие секторы потребительской экономики, издательская деятельность, а за ней и другие формы медиабизнеса, к примеру, кинопроизводство и кинопрокат, стали ориентироваться на массовую аудиторию, обеспечивавшую совершенно иной масштаб операций. СМИ вступили в стадию индустриализации — поточного производства, разделения труда, потребностей в специализированном привлечении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которая подразумевала возможность создания очень крупных предприятий (киностудий, издательских холдингов) и работу с использованием эффекта масштаба. Это не означает, что небольшим фирмам теперь не было места в растущих отраслях — они сохранились везде и на протяжении XX в. продолжали контролировать довольно существенные доли рынков в зависимости от специфики сектора и его национального характера, но для создания больших компаний теперь имелись и внешние, и внутриотраслевые возможности.
Развитие потребительского сектора в целом также стимулировало рост отдельных медиапредприятий: появление крупных рекламодателей требовало создания соответствующей инфраструктуры для проведения рекламных кампаний. А она должна была включать в себя не только отдельные каналы, но и крупных владельцев, способных обеспечить массовый охват для коммерческой информации. Все эти предпосылки приводят к формированию в начале XX столетия первых медиаконгло- мератов, вроде групп Херста в США, Гугенберга в Германии, братьев Хармсвортов в Англии, ставших заметным явлением не только в информационном пространстве, но и в национальных экономиках в целом.
Вместе с ростом медиаиндустрии в ведущих странах мира увеличивалось число крупных компаний и масштаб операций наиболее замет- . ных корпораций и частных предприятий. На протяжении XX в. сложились две модели развития новых и функционирования уже сформированных до определенной стадии отраслей. Первая модель существовала в секторах, коммерческая и некоммерческая разработка которых тре
бовала больших ресурсов и потому устанавливала высокий входной порог (общенациональные радиосети, эфирные национальные телевизионные каналы и телесети, кинодистрибуция и т.д.), так что в них почти сразу было место только для крупных по меркам медиабизнеса компаний. Вторая модель, более традиционная, так же как и в большинстве других секторов потребительского производства и услуг предусматривала начальную стадию освоения рынка мелкими предпринимателями и средним бизнесом, а потом, в процессе естественного укрупнения ведущих игроков, возникновение прослойки компаний, контролирующих значительные доли рынка. По второй модели развивалось большинство секторов, включая и такие ресурсоемкие, как, к примеру, платное телевидение. В ходе последних десятилетий в медиаиндустрии довольно исправно работала модель, в которой малый бизнес обеспечивал многие заметные инновации, а лидеры рынка выводили их на уровень массовой адаптации.
Важным элементом в истории медиабизнеса в XX в. стало законодательное регулирование экономической деятельности предприятий информационного сектора, в первую очередь принципы антимонопольного законодательства. В рамках общеэкономического регулирования внимание законодательных органов к вопросам чрезмерного влияния на определенных рынках ограниченного числа игроков проявилось еще в конце XIX в., когда были приняты первые основополагающие документы, вроде Закона Шермана 1890 г. в США. В течение последующих десятилетий были выработаны два базовых подхода к регулированию процессов концентрации на медиарынках. Американская модель подразумевала применение почти ко всем информационно-коммуникационным отраслям правил, общих для всей экономики, и только секторы, находившиеся под контролем ФКС, становились зонами со специальными правилами игры, подчеркивающими их особую важность для общественной и политической жизни страны. В Европе после Второй мировой войны сформировался иной подход, в рамках которого антимонопольное регулирование СМИ было выделено в самостоятельную категорию и применялось в частности к прессе. Критерии ограничений в некоторых странах были более жесткими, чем для большинства других отраслей национальной промышленности, применялись меры искусственной поддержки конкуренции, вроде прямых дотаций, налоговых льгот или субсидирования инфраструктурных систем. Начиная с '980-х годов регулирование конкурентной среды смещалось в сторону все большей либерализации, при этом сталкиваясь с претензиями в недостаточной интенсивности этих процессов со стороны медиабизнеса
3-5586
и в чрезмерном потакании интересам крупных собственников от сторонников сохранения более жестких ограничений.
Традиционно в рассмотрение вопросов функционирования крупного медиабизнеса, и в частности его истории, неизбежно вмешивается социальный подтекст, оттеняющий использование чисто экономических критериев. Признавая значение, которое имеют СМИ как социальный институт, многие исследователи явно негативно относились к любым формам укрупнения медиапредприятий, охвата ими слишком больших аудиторий или доступа к значительным ресурсам, используя при этом термины, вроде «монополий СМИ», применимых скорее в по- литэкономическом, чем экономическом контексте. Однако почти все крупные медиахолдинги, появлявшиеся и исчезавшие в течение прошлого столетия, можно называть крупными только в масштабах их профильных отраслей, гораздо реже — в масштабах медиаиндустрии в целом и уж в единичных случаях — в пределах национальной и позже глобальной экономики. Схожим образом обстояло дело и с концентрацией СМИ в течение века — образование компаний с многомиллионными, а в последнюю четверть столетия и миллиардными оборотами вовсе не означало автоматически высокого уровня концентрации в отдельных отраслях и в индустрии в целом.
Конечно, в отдельных случаях возникали олигополии, к примеру, в системе мейджоров на глобальном рынке кино- и музыкальной дистрибуции или в газетном бизнесе в ряде европейских стран. Но в целом практически в любой период при расчете по любому из принятых индексов концентрации (например, по индексу Херфиндаля—Хиршмана) уровень концентрации в подавляющем большинстве секторов в национальном масштабе оказывается или низким, или весьма далеким от критического. Показательна и история крупного бизнеса на примере отдельных компаний: во многих странах на протяжении второй половины XX в. фирмы, в определенный момент доминировавшие в конкретных отраслях или в индустрии средств информации в целом, казалось бы, с большим запасом прочности, как это было с «Ар-си-эй» (КСА) или «Си-би-эс инк.» («СВ5 1пс.») в США, группой Эрсана во Франции или Томсона в Канаде и Великобритании, спустя одно-два десятилетия или оказывались в тени новых лидеров, или вообще исчезали с карты медиабизнеса. Такое развитие событий было бы более редким в условиях монополизированных или высококонцентрированных рынков, к которым часто относили информационные и развлекательные секторы критически настроенные исследователи.
Создание и рост крупных компаний на протяжении долгого времени были связаны с деятельностью ярких предпринимателей и строите
лей семейных империй, для которых были важны как достижение все более внушительных экономических результатов и выгодные инвестиции, так и удовлетворение личных амбиций, продвижение идеологических представлений, ощущение собственного политического могущества или индивидуальной и творческой состоятельности. К таким фигурам относились Пулитцер, Херст, Генри Л юс (создатель «Тайм инк.» («Т1те 1пс.»)), Уильям Пейли (владелец «Си-Би-Эс»), Уолт Дисней и Адольф Гутенберг, в послевоенный период их сменили Робер Эрсан, Рой Томсон и Аксель Шпрингер, хотя новое поколение было уже в большей степени расчетливыми инвесторами, чем креативными предпринимателями. Главным образом финансовой стороной вопроса интересовались и их наиболее могущественные последователи последней четверти столетия, такие как австралиец Руперт Мердок, американец Самнер Редстоун или немец Лео Кирх, хотя нельзя не обращать внимания на более политически активные фигуры, вроде итальянского магната Силь- вио Берлускони. Кстати, этот влиятельный бизнесмен и политик и его группа «Медиасет» («МесПазе!») являются показательным примером еще одной тенденции в крупном бизнесе, которая начала оформляться в заметное явление в последние десятилетия, когда медиабизнесом заинтересовались создатели и руководители крупных конгломератов, объединяющих компании из самых разных отраслей. В 1970-е годы в их собственности находились почти все голливудские мейджоры, в 1980-е годы они приобрели ведущие американские телесети, а во многих европейских странах, в частности в Италии, даже газетные и журнальные компании традиционно ассоциировались с крупными промышленными группами. К концу столетия медиаподразделение было частью ведущего глобального конгломерата «Дженерал электрик» («Оепега1 Е1ес1пс»), а также европейских концернов «Фининвест» («Рттуе$1») или «Вивен- ди» («У^епсН»),
Также следует подчеркнуть, что, начиная с 1960-1970-х годов, ме- диаиндустрия Европы и Северной Америки, которая долгое время оставалась частью элитарной управленческой и предпринимательской культуры, с доминированием частной, закрытой от широкого круга инвесторов собственности, начинает осваивать рынки капитала и выходить на биржи с размещениями акций и других ценных бумаг. Из тех компаний, с которыми к концу столетия ассоциировалось понятие глобальных медиагигантов, имеющих выручку более 10 млрд долл., в полностью частной собственности оставались только немецкий концерн «Бертельсман» («ВеПе1$тапп АО») и американский «Кокс энтерпрай- зис» («Сох Емегргаез»). Какое-то время это не оказывало масштабного Сияния на функционирование большинства ведущих компаний, так
как круг инвесторов на биржах был еще не столь широк, но после реформ фондовых и валютных рынков на рубеже 1970—1980-х годов в этот сектор пришли по-настояшему активные коллективные и институциональные инвесторы. Теперь финансовый результат, обеспечивающий достойный возврат на сделанные инвестиции, окончательно оказался первичным, и центром интересов всех связанных с публичной собственностью компаний стало создание акционерной стоимости с помощью различных стратегических решений.
На этапе 1980—1990-х годов одной из базовых стратегий, обеспечивавших рост капитализации, стало увеличение активов компаний, прежде всего за счет сделок слияний и поглощений. В результате в этот период были зафиксированы крупнейшие отдельные приобретения в истории СМИ и резкое увеличение совокупного объема средств, потраченных на них. Создание все более крупных корпораций в большинстве случаев было связано с чисто финансовыми интересами все более размытого круга инвесторов — пенсионных фондов, страховых компаний, взаимных фондов и т.д., которые в целом контролировали наиболее крупные активы во многих секторах, но превращали их в безликие корпорации, часто не связанные непосредственно с чьими-либо персональными или семейными деловыми интересами. В ряде публичных компаний, вроде «Ньюс корп.» («1МетеСогр.»), «Виаком» («У1асот») или «Нью-Йорк таймс ко.» («№« Уогк Птех Со.»), в конце XX в. сохранялся семейный контроль за счет системы голосующих акций, удерживаемых Мердоками, Редстоунами и Сульцбергерами соответственно. Но в большинстве компаний, вышедших в свое время на биржу, доминирующие собственники уже давно отсутствуют, как, в частности, в самом большом по обороту информационно-коммуникационном конгломерате мира в конце 1990-х годов «Тайм-Уорнер» («Тгте УУагпег»),