Экономическая интеграция Беларуси и России

Уровень экономической интегрированности Республики Беларусь в рамках СНГ остается достаточно низким. На ее долю приходится 3,6% численности населения, 3,2% ВВП и 5,4% объема промышленного производства стран СНГ. Во внешнеторговом обороте Беларусь имеет наибольший удельный вес экспорта по отношению к ВВП — около 70%. Доля отдельных стран СНГ в общем внешнеэкономическом товарообороте совсем незначительна и составляет менее 1%. Большие расстояния и высокие тарифы на перевозку грузов из таких стран как Казахстан, Узбекистан и др., делают продукцию слишком дорогой и неконкурентоспособной с аналогичными видами продукции из европейских стран. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговом обороте преобладают связи в рамках СНГ.

Наиболее тесные интеграционные связи Республика Бела­русь имеет с Российской Федерацией, доля которой в суммар­ном внешнеторговом обороте с каждым годом увеличивается. Этому способствует и выбранный Республикой Беларусь курс на прямые экономические связи с российскими регионами.

С целью углубления и укрепления интеграционных свя­зей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в апреле 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообще­ства Беларуси и России, в апреле 1997 г. — Договор об образо­вании Союза Беларуси и России, а в декабре 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.

Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси и России обусловлена исторически сложив­шейся структурой национальной экономики Республики Бе­ларусь. Отрасли промышленности Беларуси (машинострое­ние, химическая, нефтехимическая и др.) изначально были ориентированы на завершающие стадии в изготовлении про­дукции при размещении других производств технологического цикла в России (добыча сырья, энергоресурсов, производство комплектующих и др.). Белорусская и Российская экономики были и остаются взаимодополняющими. Более того, сегодня эти процессы углубляются и расширяются за счет реализации совместных программ, финансируемых из Союзного бюджета, в которых задействованы около трехсот российских и двухсот белорусских предприятий.

Взаимосвязь и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения общего рынка, развития разветвленной инфраструктуры общего эко­номического пространства: транспорта, связи, общего научно-технического и информационного пространства, единой де­нежной единицы и др. С этой целью Республика Беларусь продолжает усилия по углублению интеграционных процессов с Российской Федерацией. К 1 июля 2011 г. завершилось формирование таможенного союза России, Беларуси и Казах стана, а с 1 января 2012 г. - образуется единое экономическое пространство для этих государств.

Создание общего экономического пространства для «трой­ки» и Союзного государства Беларуси и России позволит:

- проводить согласованную внешнеэкономическую политику;

- скоординировать социально-экономическую и научно-техническую политику в целях устойчивого роста экономики и повышения благосостояния населения;

- использовать преимущества специализации и кооперирования производства для устойчивого экономического роста;

- повысить конкурентоспособность национальных товаропроизводителей и обеспечить им выход на международные рынки с новой конкурентоспособной продукцией;

- обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и, в первую очередь, трудовых и природных;

- ввести единую валюту.

Для координации совместных действий в рамках союзного государства Беларуси и России созданы совместные рабочие органы: Высший государственный Совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Действуют объединенные или совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России.

Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Союзного государства: статут и регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном комитете, Вре­менное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов и ряд других.

Начата проработка структуры других отраслевых и функ­циональных органов Союзного государства, предложений по формированию Суда, Комиссии по правам человека, Казна­чейства и Счетной палаты Союзного государства.

Важным этапом на пути становления и развития отноше­ний Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему.

Подписаны межбанковские соглашения, определяющие общие правила организации работы кредитных учреждений двух государств.

В целях выработки единой налоговой политики последо­вательно проводится работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения. В настоящее время полностью унифицированы общие части налоговых ко­дексов Республики Беларусь и Российской Федерации и ведется унификация специальных частей. Подписано Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о создании унифицированного нало­гового законодательства и проведении единой налоговой по­литики Союзного государства, определяющее мероприятия по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства.

Подписано межправительственное соглашение о заверше­нии унификации и создании единой системы тарифного и не­тарифного регулирования в Союзном государстве. Предметом соглашения является применение сторонами единого тамо­женного тарифа, согласованных мер нетарифного регулирова­ния, единого порядка экспортного контроля, согласованных принципов предоставления тарифных льгот в отношении то­варов, ввозимых на единое таможенное пространство из тре­тьих стран, координация позиций по вопросу присоединения к ВТО и др.

Задачи в социально-трудовой сфере решаются в рамках Программы совместной деятельности по унификации законо­дательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. Разработано более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унифи­кации в социально-трудовой области.

С утверждением Положения о порядке предоставления гражданам Беларуси и России медицинских услуг сложились предпосылки для эффективного сотрудничества в охране здоровья жителей наших стран. В соответствии с Договором о равных правах граждан предусмотрено взаимное расширение перечня видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения Беларуси и России на равных условиях.

В области образования формирование единого образовательного пространства и дальнейшее реформирование национальных образовательных систем проходит в контексте общей ориентации на интернационализацию и вхождение в европейскую и мировую системы образования.

Интеграционные процессы в рамках союзного государства продолжают углубляться, о чем свидетельствуют заявления парламентариев двух государств на 39-й сессии парламентского собрания союза Беларуси и России, проходившей в Минске 7-8 июня 2011 года. Отменены многие ограничения по перемещению товаров и услуг, миграционные карты, студенты двух стран без проблем обучаются в союзных государствах, обеспечены равные права по получению медицинских услуг, выплате пенсий.

На этой сессии сформулирована и утверждена новая концепция социального развития Союзного государства, рассчитанная до 2015 года.

Вместе с тем, следует заметить, что положения о государственном суверенитете Республики Беларусь составляют основу ее Конституции.

Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет обще­признанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами междуна­родного права может на добровольной основе входить в меж­государственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, ко­торые противоречат Конституции.

Это означает, что «дальнейшее единение» Беларуси и Рос­сии по созданию федеративного государства невозможны без изменения ныне действующей Конституции Республики Бе­ларусь.

Наши рекомендации