Формы (типы) безработицы и меры по их сглаживанию
К настоящему времени исследователи насчитывают не менее семидесяти различных форм безработицы и великое множество их классификаций. Основными формами безработицы являются: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая безработица.
Фрикционная безработица возникает как результат постоянного перемещения людей между рабочими местами, а также при их перемещениях в сферу занятости и из ее пределов по причине несовершенства информации на рынке труда, а также потому, что безработным и имеющим вакансии работодателям требуется определенное время, чтобы найти друг друга. Даже при равновесии спроса и предложения на рынке труда всегда имеет место определенная безработица, т. к. рабочие и фирмы ищут наилучшие условия занятости. При идеальных условиях (совершенной информации и перемещениях, не требующих никаких затрат) этот процесс мог бы происходить мгновенно, и никакой безработицы не существовало бы. Однако реальная действительность далека от подобного идеала. Фрикционная безработица является неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности, с которой люди, ищущие работу и вакансии, находят друг друга.
Таким образом, фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствует их квалификации и индивидуальными предпочтениями, требует определенного времени
Фрикционная безработица обладает некоторыми характерными особенностями. Во-первых, она охватывает довольно большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах. Во-вторых, она продолжается относительно короткий период времени. В-третьих, определенный объем фрикционной безработицы неизбежен при любых условиях.
Уже сама природа фрикционной безработицы подсказывает пути государственной политики по ее снижению: это, прежде всего, совершенствование информации о занятости на рынке труда. Кроме того, фрикционная безработица может быть уменьшена при ограничении некоторых нежелательных причин перемещения рабочей силы.
Сезонная безработица обычно отождествляется с фрикционной безработицей и возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда. Повышение спроса на труд вызывает сезонные изменения в уровне производства и занятости и часто ассоциируется с климатическими колебаниями, строительством, туристическими сезонами. Уровень предложения труда может изменяться в связи с наплывом выпускников школ и высших учебных заведений в летние месяцы, что непосредственно вызывает увеличение безработицы. Сезонная безработица представляет собой серьезную проблему для экономики страны в целом, однако она может она может создать весьма неприятные и чувствительные проблемы для некоторых регионов и обществ, которые тесно связаны с сезонным бизнесом.
Структурная безработица возникает в результате несоответствия между имеющимися видами работ и видами рабочей силы, ищущей вакансии. Это несоответствие может быть вызвано особенностями образования, специальностей, географического размещения, возрастных характеристик рабочей силы. К примеру, структурная безработица может иметь место при образовании в экономике рабочих мест, требующих высокой квалификации, в то время, как имеющаяся рабочая сила не обладает подобной характеристикой. Структурная безработица может образоваться и в том случае, если новые рабочие места возникнут не в тех районах, где сосредоточена основная рабочая сила. Итак, структурная безработица возникает не в результате несовершенства информации, а из-за лишающих рынок труда мобильности и затрудняющих возможность трудоустройства безработных.
Структурная безработица обладает следующими особенностями. В отличие от фрикционной безработицы, она затрагивает определенные группы рабочей силы в результате технологических сдвигов, упадка ведущих отраслей экономики или регионального перемещения рабочих мест. К тому же, структурная безработица, как правило, носит долговременный характер.
Природа структурной безработицы диктует и определенные методы экономической политики по ограничению этой безработицы: во0первых, это программы развития определенных сфер и регионов экономики, а также мероприятия по переквалификации рабочей силы; во-вторых, перемещение и безработных из депрессивных районов страны; в-третьих, предоставление безработным занятости в государственном секторе экономики. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП.
Циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. В отличие от фрикционной и структурной безработицы, когда проблема заключается в несоответствии рабочих мест наличной рабочей силе, циклическая безработица возникает из-за недостатка рабочих мест в целом. Циклическая безработица тесно связана с движением экономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии - возрастает. По причине цикличного экономического развития, но и в результате хронического экономического застоя, что принято называть «долговременной стагнацией». Особенности циклической безработицы (по сравнению с фрикционной и структурной безработицей) сводятся, во-первых, к наличию существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом. Во-вторых, как и фрикционная безработица, циклическая безработица также широко распространяется в масштабах всей экономики. В-третьих, продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно) превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы. Для борьбы с циклической безработицей необходимо придерживаться определенных программ государственной политики, обеспечивающих стабильные и здоровые темпы экономического роста. Кроме того, возможно осуществление общегосударственных проектов, таких, как строительство автомагистралей, развитие и модернизация городского хозяйства в периоды депрессии, ведущих к повышению совокупного спроса.