Фирма как экономический субъект

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра Экономики и менеджмента недвижимости и технологий

Курсовая работа

Дисциплина: микроэкономика

Тема: «Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции»

Выполнил студент гр. 1072/1 Яковлев Е.А.

Научный руководитель Артеменко Е.С.

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………………………………………3-4

II. Фирма как экономический субъект……………………………………………….5

III. Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13

IV. Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17

V. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28

a. Модели рыночной структуры………………………………………………18-19

b. Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23

c. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25

d. Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27

e. Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28

VI. Заключение……………………………………………………………………………………..29

VII. Список использованной литературы………………………………………………30

Введение.

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Конкуренция (лат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят:

1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли

2) степень дифференциации продукта

3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль

4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену

Различают два основных вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция укрупненно представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, причём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.

Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:

· определение сущности совершенной конкуренции;

· изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;

· при этом необходимо рассмотреть спрос и предложение на таком рынке;

· поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;

· способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции;

· особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

Фирма как экономический субъект.

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

- Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу.

- Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.

- Бихевиористская теория фирмы исходит из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.

Типология фирм может основываться на разных критериях – размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:

- Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.

- Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру.

- Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников.

- Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.

- Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами.


Наши рекомендации