Тема 9. Выбор моделей макроэкономической политики

1. Фискальная и монетарная политика в рамках модели IS-LM.

2. Классические и кейнсианские предпочтения в выборе экономической политики.

3. Развитие модели IS-LM для открытой экономики и внешнеэкономическая политика государства.

4. Проблема реализации стабилизационной экономической политики.

Ключевые понятия темы

Внутренние и внешние лаги фискальной и монетарной политики. Внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие. Относительная эффективность монетарной и фискальной политики. Эффективность внешнеэкономической политики.

Вопросы для самопроверки

1. Почему неоклассики (монетаристы) считают более эффективной денежно-кредитную политику, а кейнсианцы – бюджетно-налоговую?

2. Активная и пассивная экономическая политика в альтернативных моделях общего экономического равновесия?

3. Кейнсианцы и неоклассики о проблемах дискреционной и автоматической экономической политики?

4. Чем объясняется ограниченность автоматической фискальной политики в нашей стране по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой?

Контрольная работа

Согласно учебному плану студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу по одному из предложенных вариантов.

Контрольная работа – одна из основных форм самостоятельной работы студентов-заочников по изучению дисциплины «Макроэкономика (продвинутый курс)».

Целью контрольной работы является более глубокое, самостоятельное изучение одной из тем дисциплины «Макроэкономика (продвинутый курс)». Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части необходимо раскрыть содержание теоретического вопроса, а в практической части – выполнить два задания.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно, по последней цифре зачетной книжки.

Содержание и оформление контрольной работы

Контрольные работы выполняются на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники.

Рукописный текст должен быть записан на одной стороне листа с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст, выполненный с помощью компьютерной техники, набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14, с полуторным межстрочным интервалом; выравнивание текста – по ширине страницы, режим текста – «без интервалов». Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 15 мм; левое – 30 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 25 мм.

При оформлении текста, заголовков, иллюстраций, таблиц и приложений следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 1,5-2002, ГОСТ 2.105-95. Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер не проставляется.

Структура контрольной работы должна включать в себя следующие разделы:

Введение, в котором кратко излагают актуальность темы исследования, предмет и объект исследования, цель и задачи контрольной работы.

Теоретическая часть, в которой раскрывается содержание теоретического вопроса.

Заключение, в котором делаются основные выводы по теоретической части работы.

Практическая часть, в которой приводится развернутое решение 2-х заданий выбранного варианта. При выполнении данной части задания, если того требует решение задачи, необходимо привести формулы, построить график или заполнить таблицу. Завершающее контрольную работу задание требует не только выбрать правильный ответ «Да/Нет», но и обосновать его.

Список использованных источников, в котором приводятся литературные источники контрольной работы в алфавитном порядке по ГОСТ 7.1-2003.

Варианты заданий для контрольной работы

Задание 1

1. Модель «сбережения-инвестиции». Кривая IS, обоснование ее наклона и сдвигов. Выведение IS из кейнсианского креста.

2. Задача.Естественный уровень безработицы составляет 5%, фактический – 8%, фактический ВВП – 80 млрд. руб. Определите величину отставания фактического ВВП от потенциального если коэффициент Оукена равен 2,5.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет)? (ответ обоснуйте):

1. Сбережения домохозяйств являются показателем запаса, так как их величина представляет собой сумму средств, накопленных домохозяйствами в течение года.

2. Доходы, полученные иностранцами в данной стране, включаются в ВВП этой страны.

3. При повышении уровня цен в 2,5 раза покупательная способность денег снизится в 2,5 раза.

Задание 2

1. Монетарная политика в кейнсианской и монетаристской моделях, ее последствия в кратко- и долгосрочном периоде.

2. Задача.Определите величину средней склонности к сбережению (АРS) и потреблению (APC), если величина располагаемого дохода составляет 320 тыс.руб., а сбережения составляют 64 тыс.руб.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет)? (ответ обоснуйте):

1. Экономические издержки общества, связанные с циклической безработицей, измеряются количеством непроизведенных товаров и услуг.

2. Инфляция уменьшает покупательную способность номинальных доходов и снижает уровень жизни.

3. Циклические колебания обусловлены в первую очередь изменениями в инвестиционных расходах.

Задание 3

1. Равновесие на денежном рынке. Кривая IS: построение, обоснование ее наклонов и сдвигов.

2. Задача.Фактический уровень безработицы составляет 8%, естественный – 3%, коэффициент Оукена – 2,5. Потенциальный ВВП составляет 50 трлн. руб. Определите фактический ВВП и его отставание от потенциального.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет)? (ответ обоснуйте):

1. Увеличение размеров государственных пенсий и пособий не ведет к увеличению ВВП.

2. В двухсекторной модели экономики частные сбережения должны быть равны инвестициям.

3. Трансферты являются частью располагаемого личного дохода.

Задание 4

1. Макроэкономическая политика в моделях IS-LM. Влияние фискальной и монетарной политики на изменения в модели IS-LM.

2. Задача.Экономика страны описана следующими данными: Y=C+I; C=100+0,8Y; L=50. Определите:

а) равновесный уровень дохода (Y);

б) равновесный уровень потребления (С) и сбережений (S);

в) если уровень выпуска равен 800, то каков будет незапланированный прирост запасов продукции?

г) если автономные инвестиции возрастут до 100, то, как изменится равновесный выпуск?

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет)? (ответ обоснуйте):

1. Спад производства всегда вызывает снижение уровня цен.

2. Инфляция приводит к снижению реальных доходов у всех слоев населения.

3. Рост производительности сдвигает кривую совокупного предложения вправо.

Задание 5

1.Модель AD-AS как модель равновесия трех рынков и ее предпосылки. Аналитические возможности модели.

2. Задача.Экономика страны описана следующими данными: Y=C+I+G+NX; С=300+0,8Y; I=200+0,2Y; NX=100-0,04Y; G=200; t=0,2. Рассчитайте:

а) равновесный уровень дохода;

б) мультипликатор автономных расходов.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет)? (ответ обоснуйте):

1. Снижение ставки процента увеличивает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

2. Увеличение государственных расходов в закрытой экономике при прочих равных условиях ведет к росту частных сбережений.

3. Государственный долг – это показатель потока, поскольку его величина может ежегодно меняться.

Задание 6

1. Критика кейнсианской функции потребления: гипотезы относительного, абсолютного и перманетного доходов, жизненного цикла Модельяни.

2. Задача.На основании следующих данных определите инфляционный налог: темп инфляции – 20% в год; наличность равна 5 трлн. руб.; депозиты составляют 12 трлн. руб. Номинальная процентная ставка 18% годовых.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Дефлятор ВВП не учитывает изменение цен товаров в связи с изменением качества этих товаров.

2. В экономике инъекции всегда равны изъятиям.

3. Финансовый рынок – это рынок, на котором инвестиции превращаются в сбережения.

Задание 7

1. Спрос на деньги в классической и кейнсианской теориях.

2. Задача.Используя данные таблицы об экономике условной страны, рассчитайте для 2013 года величину реального ВВП, номинального ВВП и дефлятора ВВП. В качестве базового года для расчетов выбирайте 2008 год.

Товары 2008г. 2013г.
Цена, руб. Кол-во, шт. Цена, руб. Кол-во, шт.
Хлеб 400 000 450 000
Джинсы 60 000 55 000
Мопеды

3.Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Макроэкономика в отличие от микроэкономики не основывается на принципе рациональности поведения экономических агентов.

2. Модель кругооборота показывает взаимодействие фирм и домохозяйств: фирмы предлагают факторы производства и предъявляют спрос на товары, в то время как домохозяйства предлагают товары и предъявляют спрос на факторы производства.

3. Валютный рынок – это рынок, на котором страны продают товары друг другу.

Задание 8

1. Равновесие на рынке благ и услуг. Кейнсианский крест.

2. Задача.Экономика страны описана следующими данными: ВВП – 100 ден., ед.; расходы на потребление – 70 ден. ед.; инвестиции – 10 ден. ед.; импорт – 10 ден. ед.; экспорт – 15 ден. ед. Рассчитайте величину государственных расходов.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Предметом макроэкономики выступает изучение поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках.

2. Закон Оукена характеризует зависимость между фактическим ВВП и естественным уровнем безработицы.

3. Пик деловой активности соответствует уровню полной занятости всех экономических ресурсов.

Задание 9

1. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг (Модель динамики госдолга Дж.Тобина).

2. Задача.Фермер вырастил и продал ткацкой фабрике лен на сумму 10 тыс. руб. На фабрике из него произвели льняную ткань на сумму 25 тыс. руб. Из этой ткани в мастерской была сшита одежда на сумму 40 тыс. руб. В магазине она была продана за 50 тыс. руб. Рассчитайте ВВП страны методом по добавленной стоимости.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Закон Оукена устанавливает количественную взаимосвязь между темпами прироста ВВП в экономике и динамикой безработицы.

2. Макроэкономика в отличие от микроэкономики не занимается определением цены и объема выпуска продукции отдельно взятой фирмы или отрасли.

3. В фазе подъема растет не только уровень безработицы, но и уровень цен.

Задание 10

1. Функция сбережений. Сбережения и инвестиции в классической и кейнсианской теориях.

2. Задача.Чему будет равен мультипликатор, если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25%?

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Продолжительный и глубокий спад в экономике называется рецессией.

2. В соответствии с законом Оукена, если реальный выпуск в стране растет темпом 1% в год, то уровень безработицы увеличивается на 1%.

3. Предложение денег контролируется центральным банком и поэтому в макроэкономических моделях является эндогенной переменной.

Задание 11

1. Рынок благ и услуг и его особенности.

2. Задача. Естественный уровень безработицы составляет 4%, а фактический – 7%. Определите, на сколько фактический ВВП отстает от потенциального, если коэффициент Оукена равен 3.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. В отличие от микроэкономики, изучающей отдельные отраслевые рынки, макроэкономика исследует закономерности поведения экономических агентов на всех отраслевых рынках в целом.

2. Если расходы экономического агента превышают доходы, он выступает заемщиком.

3. Налоги оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Задание 12

1.Теории экономического роста: неокейнсианские и неоклассические модели.

2. Задача.Определите темп инфляции в стране, если индекс потребительских цен в 1995г. составил 200%, а в 1996г. – 300%.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

Номинальный ВВП не может быть меньше реального.

Если государственные расходы превышают налоговые поступления в бюджет, государство выступает кредитором на финансовом рынке.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан как сумма добавленной стоимости и амортизации.

Задание 13

1. Развитие модели IS-LM: экспорт и импорт.

2. Задача.Потенциальный ВВП составляет 200 млрд. руб., фактический ВВП – 180 млрд. руб. Фактический уровень безработицы – 7%. Когда фактический ВВП сократился на 10%, уровень безработицы вырос на 3%. Определить величину коэффициента Оукена и естественный уровень безработицы.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Величина государственных закупок товаров и услуг является политической переменной, как правило, экзогенной.

2. Превышение экспорта над импортом уменьшает показатель ВВП.

3. Повышение ставки заработной платы повышает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Задание 14

1. Макроэкономическое неравновесие: проявление причины, последствия.

2. Задача.В прошедшем году страна имела следующие показатели:ВВП – 500; чистые инвестиции частного сектора – 75; государственные закупки – 80; потребление домашних хозяйств – 250; поступление в госбюджет прямых налогов – 30; косвенных налогов – 20; субсидий предпринимателей – 25; экспорт – 150; импорт – 110.

Определить:

а) располагаемый доход домашних хозяйств;

б) амортизационный фонд;

в) состояние государственного бюджета.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Если вырастет цена земли, сократятся и совокупный спрос, и совокупное предложение.

2. Общая численность безработных представляет собой относительный макроэкономический показатель, так как отражает долю людей, не имеющих работу.

3. Теоретической основой системы национальных счетов служит модель кругооборота.

Задание 15

1. Государственные расходы и их виды. Кейнс о роли государственных расходов в поддержании равновесия на рынке благ.

2. Задача.Потенциальный ВВП страны составляет 90 млрд. ден.ед., фактический уровень безработицы равен 5%, естественный уровень безработицы оценивается в 2,5%, коэффициент Оукена для данной экономики равен 2. Рассчитайте, чему равен фактический ВВП.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Ожидаемое повышение уровня цен увеличивает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

2. Решающую роль в разработке системы национальных счетов сыграли идеи Дж. М. Кейнса.

3. В трехсекторной модели экономики при прочих равных условиях увеличение инвестиций ведет к росту профицита государственного бюджета.

Задание 16

1. Воздействие фискальной политики на бюджет. Политика сбалансированного бюджета.

2. Задача.Используя данные таблицы, рассчитайте величину реального ВВП, темп роста номинального ВВП и темп роста реального ВВП, принимая каждый предыдущий год за базисный.

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Номинальный ВВП, трлн. руб
Индекс цен 1,2 1,3 0,9 1,4 1,1
Реальный ВВП, трлн. руб          
Темп роста номинального ВВП          
Темп роста реального ВВП          

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Повышение косвенных налогов сдвигает кривую совокупного предложения.

2. В трехсекторной модели экономики инвестиции равны частным сбережениям.

3. Инфляция всегда ведет к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является ожидаемой или непредвиденной.

Задание 17

1. Мультипликаторы государственных расходов и налогов.

2. Задача.В прошлом году ВВП составил 5000, кривая AD описывается уравнением Y=6250-2P. В текущем году ВВП вырастет на 2,5%, а уравнение AD примет вид Y=6375-2P. Определить, изменится ли равновесный уровень цен в текущем году, если экономика функционирует в состоянии полной занятости.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Рост монополистических тенденций на рынке факторов производства может снизить величину издержек и, следовательно, увеличить совокупное предложение.

2. ВВП больше ЧВП на величину косвенных налогов.

3. Согласно модели кругооборота снижение инвестиций вызывает снижение экономической активности.

Задание 18

1. Модель IS-LM как модель совокупного спроса. Построение кривой AD из модели IS-LM.

2. Задача.ВНП = 5000 млрд. ден. ед. Потребительские расходы = 3200 млрд. ден. ед. Государственные расходы = 900 млрд. ден. ед. Чистый экспорт = 80 млрд. ден. ед. Экспорт = 350 млрд. ден. ед. Сумма амортизации = 150 млрд. ден. ед. Определите величину валовых инвестиций, чистых инвестиций и объем импорта.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Для экономики в целом доходы равны расходам, потому что доход продавца всегда равен расходам покупателя.

2. Кривая совокупного предложения может быть получена суммированием объемов предложения на всех отраслевых рынках при каждом значении уровня цен.

3. Рост уровня цен – это тоже самое, что снижение ценности денег.

Задание 19

1. Рынок труда и совокупное предложение в классической и кейнсианской моделях.

2. Задача.Ожидаемая годовая инфляция в стране составляет – 8%. Определите, под какой процент Вам следует одолжить деньги, чтобы получить реальные 5%.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. В модели кругооборота располагаемый доход представляет собой разницу между совокупным доходом и величиной налогов, выплаченных домохозяйствами.

2. Кривая совокупного предложения может быть получена суммированием кривых предложения всех производителей в экономике.

3. Если уровень цен на товары и услуги сократится на 50%, то реальная ценность денег удвоится.

Задание 20

1. Теория процента в классической и кейнсианской моделях.

2. Задача.Заемщику предоставлен кредит на 1 год в сумме 100 тыс. руб. Кредитор предполагает, что инфляция отсутствует и рассчитывает получить 105 тыс. руб. Но началась инфляция, которая составила 8% в год. Рассчитайте реальную величину, подлежащую возврату, включая проценты? Кто при этом извлечет выгоду и какую?

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. В соответствии с законом Оукена потенциальный ВВП меньше его фактического уровня, если фактическая безработица меньше своего естественного уровня.

2. Чистый национальный продукт всегда превышает национальный доход, поскольку включает в себя амортизацию и налоги.

3. Налоговая ставка – это абсолютный макроэкономический показатель, так как он позволяет рассчитать сумму налоговых выплат.

Задание 21

1. Стимулирующая и ограничительная политика. Инструменты предложения денег.

2. Задача.Предположим, что ВВП увеличился с 10 до 11 трлн. руб., а дефлятор ВВП – со 125 до 140. Чему будет равна величина реального ВВП при данных условиях?

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. В экономике доходы всегда равны расходам.

2. При расчете ВВП учитываются чистые инвестиции.

3. Личный доход не может быть меньше располагаемого дохода.

Задание 22

1. Макроэкономические школы и течения.

2. Задача.Какова сегодняшняя ценность 1 рубля зарплаты, которая будет выплачена через месяц, если темп инфляции составляет: а) 2% в неделю? б) 2% в месяц?

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Государственные расходы являются изъятием из потока доходов, поскольку они в конечном итоге сокращают расходы частного сектора.

2. Национальный доход не включает чистые инвестиции.

3. Объем валового внутреннего продукта точно отражает экономическое благосостояние общества.

Задание 23

1. Стагфляция и ее интерпретация в кейнсианской и монетаристской теориях.

2. Задача.Потенциальный ВВП составляет 200 млрд. руб., фактический ВВП – 180 млрд. руб. Фактический уровень безработицы – 7%. Когда фактический ВВП сократился на 10%, уровень безработицы вырос на 3%. Определить величину коэффициента Оукена.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. ВВП равен совокупным доходам всех фирм в экономике.

2. Кривые совокупного спроса и совокупного предложения сдвигаются под влиянием действия ценовых факторов.

3. Объем инвестиций в основной капитал в период спада сокращается.

Задание 24

1. Открытая экономика и ее влияние на макроэкономическое равновесие.

2. Задача.Номинальный доход увеличился с 900 до 1200 рублей по сравнению с базисным годом. Уровень цен вырос на 50%. Рассчитайте, как изменились за год (в процентах) номинальный и реальный доход и покупательная способность денег.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Сокращение трансфертов фирмам смещает кривую совокупного предложения влево.

2. В современных условиях основным показателем системы национальных счетов выступает валовой внутренний продукт.

3. Если уровень цен растет в той же степени, что и денежная масса, снижение покупательной способности денег не происходит.

Задание 25

1. Теории экономических циклов: экзогенных и эндогенные, кейнсианские и неоклассические.

2. Задача.Общая численность населения страны составляет 175 млн. человек, естественный уровень безработицы – 6%, фактический уровень безработицы – 9%, численность структурных безработных – 3 млн. человек, численность циклических безработных – 4,5 млн. человек. Определите уровень фрикционной безработицы.

3. Верны ли следующие утверждения (да/нет?) (ответ обоснуйте):

1. Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных внутри экономики в течение года.

2. Спад производства всегда вызывает снижение уровня цен.

3. Повышение налогов сокращает и спрос, и совокупное предложение.

Список рекомендуемой литературы

1. Макроэкономика [Электронный ресурс]: Учебник / В.В. Золотарчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 537 с. Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?bookinfo=494994.

2. Макроэкономика [Электронный ресурс] / Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 264 с. Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?bookinfo=483932.

3. Курс экономической теории: учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2013. – 875 с.

4. Общая экономическая теория [Электронный ресурс]: Учебник / Под общ. ред. А.Ю. Воронина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 518 с. Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?bookinfo=430612.

5. Общая экономическая теория [Электронный ресурс]: Учебник / В.З. Баликоев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 528 с. Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?bookinfo=500805.

6. Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавров. 3-е изд. Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2013. – 527 с.

7. Экономическая теория: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: Инфра, 2007. – 713 с.

Приложения

Приложение А

Образец титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

(КубГТУ)

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика (продвинутый курс)» (вариант задания)

Выполнил: студент группы_______________

______________________________________

(Ф.И.О.)

Факультет_____________________________

Направление___________________________

Рецензент_____________________________

Допущен к защите______________________

Краснодар 2015

Приложение Б

Образец плана контрольной работы

План

I Теоретическая часть

Введение 3

1.1 Экономическая система и ее структура 4

1.2 Типы экономических систем 8

1.3 Модели экономических систем 12

Заключение 15

II Практическая часть 16

Задание 1 16

Задание 2 17

Список литературы 18

Тема 9. Выбор моделей макроэкономической политики - student2.ru Приложение В

Образец оформления рисунков и таблиц

Рисунок 1.1 – Структура рынка

Образец оформления таблицы

Таблица 1.1 – Шкала производственных возможностей

Вариант Предметы потребления Средства труда, млн.изд.

Приложение Г

Пример оформления списка использованной литературы

Наши рекомендации