Информационные проблемы обеспечения занятости
Наиболее уязвимое место в информационном обеспечении рынка труда — не предоставление данных о заработной плате работников. С началом рыночных ре форм предприятия (особенно мелкие и средние) стали относить сведения о заработной плате к сфере коммерческой тайны. В статистических публикациях невозможно найти данные о заработной плате по тем или иным профессиям, специальностям и квалификации, необходимые для принятия субъектами рынка труда оптимальных экономических решений.
Для западных стран, публикация подробной статистики о зарплате является нормой, так как это требование Конвенции № 63 МОТ[149] , которую ратифицировали большинство развитых стран. В СССР также подобные данные помещались в статистические сборники. Эти данные служат ориентиром в переговорах между работниками и предпринимателями об условиях оплаты труда. В последние годы многие субъекты Федерации обнародуют сведения о прожиточном минимуме, однако большинство населения не знакомо с методикой его определения. Крайне редко в печати приводятся расчеты минимального потребительского бюджета, бюджетов среднего и высокого достатка, статистика по занятости и безработице. Данные о численности, уровне и продолжительности безработицы стали появляться в начале 90-х гг., но зачастую они были неполными и противоречивыми. Публикуемая сегодня статистика, основываясь только на официальных сведениях о численности безработных, искажает реальную картину (по расчетам МОТ, их в не сколько раз больше). В результате рядовой труженик и профсоюзные активисты не всегда могут правильно определить своё экономическое поведение.
В условиях жесткой конкуренции фирмы стремятся расширять границы коммерческой тайны и под предлогом сохранения последней нередко закрывают данные, имеющие немаловажное значение для' ищущих работу. Чтобы защитить за конные интересы всех субъектов рыночной экономики, государственные органы ряда стран (Россия входит в их число) законодательно установили круг сведений, которые не могут считаться коммерческой тайной. Так, в постановлении Правительства РФ № 35 от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» указывается, что таковыми не являются учреди тельные документы и Устав, сведения о финансово-хозяйственной деятельности (по установленным формам отчетности), документы о платежеспособности, уплате налогов и обязательных платежах, данные о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест, загряз нении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Однако указанное постанов ление распространяется главным образом на государственные предприятия, по скольку принималось до начала приватизации. Оно носит декларативный характер, так как не подкреплено механизмом, позволяющим контролировать соблюдение его положений хозяйствующими субъектами.
Важнейшие экономические и социальные последствия информационной асимметрии и неполноты информации на рынке труда:
• неадекватность экономического поведения субъектов рынка труда;
• рост фрикционной безработицы.
Наёмные работники (профсоюзные организации), лишенные необходимой информации о состоянии рынка труда (заработной плате, занятости, безработице), подчас принимают неоптимальные экономические решения. Они оказываются в невыгодном положении при проведении переговоров с работодателями и представителями государства об условиях оплаты труда, нередко предъявляют не вполне обоснованные требования к уровню оплаты труда. Работодатели, в свою очередь, допускают ошибки в кадровой политике, установлении ставок оп латы труда и т.д.
Из-за неполноты информации и несовершенства методов её обработки, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов серьёзные просчеты в обосновании политики доходов, заработной платы и занятости допускают и специалисты, работающие в правительственных органах. Например, согласно прогнозу Минтруда России на 1998-2005 гг., доля населения с доходами ниже прожиточного минимума к концу 90-х годов должна была сократиться с 25 до 5%. на самом же деле она выросла почти до 30%.
Причины фрикционной безработицы многообразны, но одна из наиболее весомых — неудовлетворенность уровнем заработной платы. Текучесть рабочей силы, ведущая к фрикционной (текучей) безработице, достигает на российских предприятиях более чем 20-25% среднесписочной численности в годовом исчислении. Так, в Санкт-Петербурге в 1998 г. выбытие работников на крупных и средних предприятиях города составляло 27,4%, в 1999 г. — 26,6% среднесписочной численности работающих. Отсутствие полной информации об условиях работы в других фирмах часто приводит к необоснованным действиям. В результате чего поиск нового места продолжается в среднем до одного месяца, в течение которого люди остаются безработными.
Текучесть рабочей силы наносит определенный ущерб как самим работникам, так и народному хозяйству в целом. Перемещение работников — увольнение и найм на другую работу — требует дополнительных затрат, связанных с снижением производительности труда перед уходом со старого места работы и в начальный период на новом (хотя при определенных обстоятельствах добровольное перемещение рабочей силы позволяет каждому полнее реализовывать свой личностный потенциал и повышать эффективность труда). Если бы работники обладали исчерпывающей информацией о состоянии рынка труда, ставках оплаты труда и условиях на других предприятиях, то многие из них, вероятнее всего, не принимали бы опрометчивых решений о смене места работы. В результате минимизировались бы экономические и социальные потери, связанные с перемещениями рабочей силы, а уровень фрикционной безработицы не вышел бы за свои естественные границы (2-3% экономически активного населения).
Единственный путь преодоления информационной асимметрии — это повышать уровень информационного обеспечения субъектов рынка труда, предоставляя достоверные исчерпывающие данные о спросе и предложении рабочей силы (в целом и по отдельным сегментам рынка труда), структуре занятости и безработицы, цене труда и ставках заработной платы (по профессиям и квалификациям), об условиях труда, социальном обслуживании и т.д. Речь идет не о безграничном, а об общественно необходимом объеме информации, которая может обрабатываться современной компьютерной техникой.
Эффективность такой информационной системы зависит от правильности выбора показателей, характеризующих состояние рынка труда. Для этого их надо классифицировать и дифференцировать с учетом уровня социального партнерства (федерального, регионального, отраслевого, внутрифирменного) и интересов участников двух- и многосторонних переговоров о тарифах, условиях труда, занятости и т.д.
Включение всего многообразия показателей в информационную инфраструктуру рынка труда и реализация требований к объему, качеству, достоверности и доступности информации, минимизация потерь от информационной асимметрии — задачи достаточно сложные. Для их решения необходимо создавать независимые от частных структур некоммерческие информационные центры по проблемам социально-трудовых отношений при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном и региональных уровнях. Деятельность подобных органов могла бы финансироваться на паритетных основах государством, ассоциациями работодателей и профсоюзами.
Но формирование эффективной системы информационного обеспечения рынка труда невозможно без усовершенствования ее правовой инфраструктуры. Необходимо наличие правовых норм, с одной стороны, закрепляющих право всех субъектов рынка труда, в первую очередь, наемных работников и профсоюзов, на получение полной и достоверной информации, необходимой для ведения переговоров и заключения трудовых контрактов, коллективных договоров, региональных (отраслевых) тарифных соглашений, а также предусматривающих меры ответственности за непредоставление необходимой информации или предоставление ложных сведений. Некоторые правовые нормы, касающиеся рынка информационных услуг, в частности, конфиденциальной информации и условий её предоставления, перечня сведений, не являющихся коммерческой тайной, и т.д., целесообразно включить в Гражданский или Административный кодексы. Кроме того, необходимы правовые нормы, регулирующие функционирование рынка информационных услуг, включая систему информационного обеспечения рынка труда.