Структурно-логические схемы


 
 

Вопросы семинарских (практических) занятий

Занятие 1

1. Производство и потребности, их взаимосвязь. Классификация потребностей.

2. Производство и ресурсы. Классификации факторов производства.

3. Место и роль человека в системе современного производства.

4. Проблема ограниченности ресурсов и проблемы выбора в экономике.

Занятие 2

1. Производственные возможности экономики.

2. Вмененные издержки производства. Закон роста вмененных затрат.

3. Продукт как результат производства. Общественный и индивидуальный продукты. Блага и услуги.

4. Хозяйствование и хозяйствующий субъект. Виды хозяйствующих субъектов.

Занятие 3

1. Воспроизводство: понятие, элементы, виды. Теории воспроизводства.

2. Кругооборот и оборот факторов производства. Производственные фонды и их структура.

3. Основные фонды предприятия. Физический и моральный износы. Норма амортизации. Оборот фондов предприятия.

4. Эффективность производства: понятие, показатели, пути повышения. НТП как фактор повышения эффективности.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы положительные и отрицательные черты в стремлении человечества жить более комфортно?

2. Почему в административно-командной экономике тормозится развитие научно-технического прогресса.

3. Верны ли утверждения?

а) Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей;

б) Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линии производственных возможностей, можно ли ответить на вопрос, «для кого развивается производство», на чьи потребности оно ориентируется;

в) Если экономика эффективна, то в ней не действует закон убывающей производительности факторов производства;

г) Границу производственных возможностей можно использовать для оценки выбранного обществом соотношения между производством общественных благ и товарным сектором;

д) Если граница производственных возможностей сдвигается вверх, то не следует опасаться роста населения.

4. На одном поле фермер может произвести 200 тон свеклы или 100 тон моркови, а на другом альтернативная стоимость выращивания 1 т. моркови равна 3 т. свеклы при максимальном урожае свеклы равном 600 т. Постройте кривую производственных возможностей фермера.

5. Линия производственных возможностей показывает:

а) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) Время, когда вступит в действие закон убывающей производительности факторов производства.

6. Определить величину амортизационных отчислений тремя методами на первые два года.

Предприятие приобрело станок стоимостью 60 т. у.е. со сроком службы 10 лет. К концу этого периода ликвидная стоимость станка составит 5 т. у.е. Определит величину амортизационных отчислений тремя методами на первые два года.

7. Решение центральных экономических проблем «что, как и для кого производить» решаются:

а) только в странах с плановой экономикой;

б) только в странах с рыночной экономикой;

в) во всех типах экономики.

8. На кривой производственных возможностей расположены точки:

а) показывающие не эффективное использование ресурсов;

б) альтернативного сочетания товаров при наличии имеющихся ресурсов;

в) наилучшей комбинации двух товаров.

9. При росте общественного производства кривая производственных возможностей сдвигается:

а) влево;

б) вправо;

в) остается на месте.

10. Предположим, что в экономике «А» производится 30 холодильников и 60 телевизоров. Предположим, что спрос на телевизоры возрос на 20 штук. На сколько штук надо сократить производство холодильников, чтобы удовлетворить этот спрос:

а) на 20 единиц;

б) на 30 единиц;

в) на 10 единиц.

11. Рост эффективности общественного производства означает:

а) прирост объема затрат больше, чем прирост объема продукции;

б) прирост объема затрат меньше, чем прирост объема продукции;

в) прирост объема затрат равен приросту объема продукции.

12. Экономика государства в условиях спада производства и наличия безработицы функционирует:

а) правее кривой производственных возможностей;

б) на кривой производственных возможностей;

в) левее кривой производственных возможностей.

13. Каким образом решает проблему редкости экономических ресурсов саморегулируемый рынок:

а) посредством того, что государство выступает в роли собственника;

б) посредством свободного перелива капитала в наиболее прибыльные отрасли;

в) посредством разработки планов экономии сырья государством.

14. Предприниматель открывая фирму по пошиву обуви предполагает выпускать 50 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В);

1. 12 А + 7 В.

2. 10 А + 9 В.

Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала- 8 денежных единиц, а цена единицы труда- 10 денежных единиц?

15. В результате применения нового оборудования количество работников , занятых изготовлением данного товара, сократилось в 2,5 раза, а производительность их труда возросла в 4 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.

Темы докладов и рефератов

1. Жизнь и научные идеи Ф. Кенэ. Анализ воспроизводства.

2. Влияние НТР на современное производство.

3. Будущее информационной революции.

4. Экологические проблемы и общественное воспроизводство.

5. Особенности общественного воспроизводства в переходной экономике.

6. Амортизационная политика и НТП.

Литература

Аникин А. Юность науки. М., 1985.

Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: В 2-х т. М., 1992. Т.1.

Маршалл А. Принципы политической экономии: В 2-х ч. М., 1983. Ч.1.

Муталимов М.Г. Экономическая теория. Вводный курс. Мн., 1997.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма: В 3-х т. М. 1976. Т.2.

Политэкономия / Под ред. В. Медведева и др. М., 1988.

Самуэльсон П. Экономика. М., 1991.

Теория национальной экономики/Под ред. И.М. Лемешевского. Мн.1994. Ч.1.

Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2-х кн. М., 1996.

Экономика и бизнес / Под ред. В. Камаева М., 1993.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1998.

Наши рекомендации