Экологической безопасности
Экологическая ситуация в Российской Федерации, несмотря на глубокий спад производства и связанное с ним снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, остается достаточно острой. Об этом можно судить по таким фактам, как:
• продолжающийся процесс расширения экологически неблагополучных зон, охватывающих в настоящее время 15% территории России, где проживают 25—30 млн человек;
• существенное ухудшение качества среды обитания россиян, приведшее к снижению средней продолжительности жизни людей. Так, например, средняя продолжительность жизни мужчин в России ниже пенсионного возраста. За последние 20 лет уровень смертности от онкологических заболеваний вырос вдвое и превысил 1,6 млн человек;
• рост риска техногенных катастроф, обусловленный значительным износом оборудования во всех отраслях национальной экономики, а также реализацией экологически опасных проектов и применением несовершенных технологий в нефтедобывающем комплексе страны;
расширение площадей радиоактивного заражения. Авария на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению цезием-137 почти 55,1 тыс. км2 территории России (уровень загрязнения выше 1 Ки/км2), а территория радиусом более 2000 км в той или иной степени подверглась радиоактивному заражению;
• ухудшение качества вод. Более 70% поверхности вод потеряли питьевые качества, а около 30% всех подземных вод сильно загрязнены;
• ухудшение состояния воздушного бассейна. Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха превышают санитарно-гигиенические нормы предельно допустимых концентраций более чем в 200 населенных пунктах России и особенно в таких городах, как Архангельск, Липецк, Москва, Норильск, Братск, Екатеринбург и др.;
• деградация возобновимых природных ресурсов. За последние 30 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась более чем на 50 млн га, в том числе посевных площадей — на 22,0 млн га. Главные причины — нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, поселков и промышленных учреждений. Из-за нерационального ведения хозяйства сокращается вылов рыбы во внутренних водоемах и прибрежных морях, истощаются лесные ресурсы;
• увеличение загрязнения продуктов питания. По расчетам специалистов, 30—50% продуктов питания содержат ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы в концентрациях, опасных для здоровья. В районах с наиболее высокими уровнями применения ядохимикатов общая заболеваемость детей до шести лет в 4—5 раз выше средней по России.
Состояние современной российской экономики усугубляет положение дел в экологической сфере. Имеется серьезная опасность дальнейшего ухудшения экологической ситуации. Ее обусловливают: несоблюдение предприятиями технологической дисциплины, рост аварийности производств; финансовые трудности, испытываемые предприятиями, не позволяющие осуществлять природоохранные мероприятия; хронический бюджетный дефицит, не позволяющий в полном объеме финансировать отрасли экономики, отвечающие за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное, рыбное, водное хозяйства, геологоразведка, природоохранные органы, гидрометеорологическое обеспечение); несогласованность решений, принимаемых органами власти всех уровней в области использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, из-за отсутствия в законодательстве положений о разграничении их полномочий.
Изменить радикальным образом экологическую ситуацию в стране можно лишь на основе проведения активной экологической политики. Под экологической политикой следует понимать целостную систему мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды.
Стратегия экологической политики была сформулирована еще в 1994 г. и получила правовое оформление в Указе Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236. Применительно к особенностям переживаемого страной периода, стратегия экологической политики конкретизирована в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Президентом РФ в апреле 1996 г. Тактика экологической политики России изложена в Программе Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 гг.» (утверждена Постановлением Правительства РФ 31 марта 1997 г. № 360).
Стратегия экологической политики современной России предусматривает достижение следующих четырех целей:
1) обеспечение экологически безопасного устойчивого развития страны на основе экологически обоснованного размещения производительных сил; экологически безопасного развития ведущих отраслей национальной экономики (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства); рационального использования воспроизводимых и невоспроизводимых природных ресурсов; расширенного использования вторичных ресурсов; утилизации, обезвреживания и захоронения отходов; совершенствования системы управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
2) создание благоприятной для жизни человека окружающей среды путем радикального улучшения среды обитания городского и сельского населения, развития рекреационных и природооздоровительных комплексов, улучшения качества продуктов питания и питьевой воды, предотвращения загрязнения воздушного и водного бассейнов, обеспечения радиационной безопасности, экологического воспитания населения;
3) оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России (в крупных городах и промышленных центрах, бассейнах озера Байкал, Волги, прибрежной полосы Черного и Каспийского морей и др.);
4) участие в решении глобальных экологических проблем (сохранение биоразнообразия, озонового слоя, лесов и т.п.).
Особое внимание в современной экологической политике государства уделяется вопросам обеспечения экологической безопасности, так как экологическая ситуация в России угрожает существованию уже нынешнего поколения россиян. Экологическая безопасность в современном мире рассматривается как качественно новый вид социальных благ. Она представляет собой степень адекватности экологических условий обитания человека задачам сохранения здоровья и обеспечения длительно устойчивого социально-экономического развития общества.
Экологическая безопасность как общественная ценность имеет ряд чрезвычайно важных особенностей:
1) суперприоритетность. Это означает, что гарантии экологической безопасности должны находиться в одном ряду с гарантиями военной, государственной и личной безопасности, с гарантиями основных прав и свобод человека;
2) коллективный характер присвоения экологической безопасности как специфического жизненного блага. В отличие от благ, поддающихся индивидуальному присвоению (потреблению), оно доступно всем либо в конечном счете никому. Природа не знает социальных, административных и иных границ;
3) сложный и противоречивый характер взаимодействия экологической безопасности с другими социальными ценностями;
4) принципиально неопределенный, стохастический характер экологической безопасности. Сложность ее оценки обусловлена как неполнотой знаний о пределах устойчивости экологических систем и последствий их нарушения, так и объективно существующей неопределенностью этих пределов и последствий их нарушения;
5) неподчиненность экологической безопасности как социального блага закону убывания ценности во времени, проявлением которого является дисконтирование затрат и результатов хозяйственной Деятельности;
6) системный характер экологической безопасности. Речь идет о том, что достижение и поддержание экологической безопасности на приемлемом уровне требует кардинального преобразования всех сторон жизни общества, в том числе формирования нового «экологизированного» мировоззрения, экологизации практически всех общественных институтов, экологизации структуры национальной экономики в направлении снижения ее природоемкости.
В процессе оценки прогнозируемых тенденций в области экологической безопасности необходимо учитывать требования следующих принципов.
1. При оценке и выявлении приоритетных направлений снижения экологической безопасности необходимо ориентироваться прежде всего на экологическую безопасность здоровья человека, а также на строгое соблюдение международных экологических обязательств.
2. Ликвидация кризисных ситуаций должна осуществляться с минимальными затратами при использовании экологически лучших из практически доступных в данный период технологий.
3. Принцип неухудшения экологической обстановки, т.е. недопустимости снижения экологической опасности от одних видов воздействий на природную среду за счет возрастания опасности от других воздействий (например, снижение атмосферного загрязнения за счет увеличения водного) и путем ее перераспределения в пространстве.
4. Принцип гласности, демократичности и независимости экспертизы соответствующих проектов от частных, ведомственных и местнических интересов.
5. Разработка общегосударственных экологических стандартов и институционального (организационного) обеспечения их выполнения, контроль за экологической опасностью в пространстве и во времени.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Регулирование и стратегическое планирование важнейших направлений взаимодействия общества и природы невозможно без использования обширной информации о состоянии природной среды. Такая информация может быть получена в результате функционирования служб мониторинга окружающей среды.
Под мониторингом понимается система наблюдения и контроля над всеми изменениями природной среды, вызванными антропогенной (хозяйственной) деятельностью человека. Система мониторинга призвана в конечном итоге выявлять наиболее неблагоприятные для жизнедеятельности человека районы, предупреждать возможные вредные изменения внешней среды и разрабатывать научные прогнозы ее состояния в будущем.
В системе мониторинга выделяют три главных блока или уровня: биоэкологический (санитарный), геоэкологический региональный (природохозяйственный) и биосферный (глобальный).
Биоэкологический блок мониторинга обеспечивает наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье и жизнедеятельность человека.
Задачи геоэкологического блока — наблюдение и контроль за изменениями геосистем (в том числе природных экосистем и природно-технических экосистем) окружающей среды. Биологический и геоэкологический блоки тесно связаны между собой. На основе геоэкологического блока показатели биоэкологического приобретают научную базу для пространственной экстраполяции. Это положение чрезвычайно важно, так как лишь при его соблюдении показатели, которые использует существующий биоэкологический мониторинг, будут иметь всеобщий характер, а не только эмпирический и локальный.
Биосферный блок обеспечивает наблюдение и контроль над глобальными фоновыми изменениями окружающей, среды (биосферы), а также экологическую оценку этих изменений. Поэтому его основные показатели дают обобщенную информацию о состоянии атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и др. Осуществляется мониторинг посредством:
• выделения (определения) объекта наблюдения;
• обследования выделенного объекта наблюдения;
• разработки информационной модели для объекта наблюдения;
• планирования измерений;
• оценки состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;
• прогнозирования изменения состояния объекта наблюдения;
• представления информации в удобной для использования форме и доведения ее до потребителя.
Важным аспектом функционирования всех подсистем мониторинга является оценка окружающей среды. При ее установлении необходимо выявить факторы, оказывающие негативное влияние на среду обитания, и определить вызываемый ими ущерб. Виды ущерба могут быть различными. Прежде всего — это ущерб для здоровья человека, для населения. Для оценки порога выявления такого ущерба разработаны специальные санитарно-гигиенические критерии, так называемые предельно допустимые концентрации различных ингредиентов (ПДК) в природной сфере. Второй тип ущерба, который необходимо учитывать при всестороннем анализе состояния окружающей среды, — это ущерб экологический (учитывающий воздействие на все элементы биосферы). Здесь речь идет о воздействии на биотическую (жизненную форму биосферы — живые существа) и абиотическую (живое вещество) составляющие биосферы. Следующий тип ущерба — экономический, который довольно тесно связан с экологическим и имеет стоимостную оценку. Четвертый тип — ущерб эстетический (изменение прозрачности воды, ландшафта и др.). Существуют и другие виды ущерба, среди которых специально можно выделить психологический. Так, нередко при равном экономическом и экологическом ущербах психологический ущерб может быть различным. Например, если происходит постепенный, очень небольшими дозами выброс довольно большого количества вещества, то можно утверждать, что аварийный выброс такого же количества вещества сопровождается значительно более серьезным психологическим ущербом, хотя в экологическом отношении оба выброса приводят к одинаковым последствиям.
Для оценки фактической ситуации в среде, окружающей человека, используются различные критерии. В первую очередь — санитарно-гигиенические (предельно допустимые концентрации вредных веществ в среде) допустимости или недопустимости того или иного воздействия. Вторым критерием является величина предельно допустимых экологических нагрузок (ПДЭН). Этот критерий определяется исходя из критически допустимой нагрузки на отдельные популяции или на экологическую систему в целом4. При определении стратегии регулирования качества окружающей среды большое значение имеет введение ограничительного критерия на выбросы загрязняющих веществ из отдельных источников таких загрязнений — предельно допустимых выбросов. Эти показатели обеспечивают соблюдение предельно допустимых экологических нагрузок и предельно допустимых концентраций вредных веществ в среде.
В нашей стране система мониторинга антропогенных загрязнений реализуется с помощью общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, поверхностных вод, почвы, вод морей и океанов, являющейся основой экологической службы. При этом используются физические, химические и гидробиологические (для водных объектов) показатели. Измерение и контроль состояния экологических систем, например водных объектов по гидробиологическим показателям, дают возможность судить не только об уровне загрязнения, но и о состоянии этого объекта в целом и его экологической системы в частности. Общегосударственная служба наблюдения и контроля за качеством природной сферы России осуществляет контроль загрязнения воздуха более чем в 350 городах, воды — более чем на 1000 водных объектах поверхностных вод, а также на всех внутренних и всех омывающих территорию России морях.
В Российской Федерации в настоящее время сложилась разветвленная система органов, призванных регулировать процесс природопользования и осуществлять мониторинг окружающей среды.
Общее руководство указанными процессами осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ. Оно заключается в правовом обеспечении природоохранной деятельности, формировании стратегии и тактики экологической политики, обеспечении экологической безопасности страны, в разработке направлений функционирования экономического механизма в природопользовательской и природоохранной деятельности.
Регулирование взаимоотношений между обществом и природой выполняют также органы власти субъектов федерации и местные органы власти. Они могут принимать постановления, решения, распоряжения по вопросам разработки и реализации региональных программ природопользования и охраны окружающей среды, финансирования мероприятий в этой области, экономического регулирования экологической деятельности хозяйствующих субъектов.
Важные функции в области регулирования процесса природопользования в стране выполняет Министерство экономического развития и торговли РФ. На него возложена обязанность в процессе разработки комплексных прогнозов социально-экономического развития России, а также ФЦКП выделять экологические аспекты в этих плановых документах, совместно с Министерством природных ресурсов РФ и другими органами государственной власти разрабатывать специальные мероприятия по охране природы в составе генеральных схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам страны, разрабатывать схемы комплексного использования и охраны вод.
Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), определяющая перечень и важнейшие функции специальных органов государственной власти в области наблюдения и контроля за состоянием природных объектов.
Рассмотрим распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти в области экологического мониторинга в настоящее время (табл. 5.1).