Экологической безопасности

Экологическая ситуация в Российской Федерации, не­смотря на глубокий спад производства и связанное с ним снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, оста­ется достаточно острой. Об этом можно судить по таким фактам, как:

• продолжающийся процесс расширения экологически неблагополучных зон, охватывающих в настоящее время 15% территории России, где проживают 25—30 млн человек;

• существенное ухудшение качества среды обитания россиян, приведшее к снижению средней продолжительнос­ти жизни людей. Так, например, средняя продолжительность жизни мужчин в России ниже пенсионного возраста. За пос­ледние 20 лет уровень смертности от онкологических забо­леваний вырос вдвое и превысил 1,6 млн человек;

• рост риска техногенных катастроф, обусловленный значительным износом оборудования во всех отраслях наци­ональной экономики, а также реализацией экологически опасных проектов и применением несовершенных техноло­гий в нефтедобывающем комплексе страны;

расширение площадей радиоактивного заражения. Ава­рия на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению цезием-137 почти 55,1 тыс. км2 территории России (уровень загрязнения выше 1 Ки/км2), а территория радиусом более 2000 км в той или иной степени подверглась радиоактивному заражению;

• ухудшение качества вод. Более 70% поверхности вод потеряли питьевые качества, а около 30% всех подземных вод сильно загрязнены;

• ухудшение состояния воздушного бассейна. Среднего­довые уровни загрязнения атмосферного воздуха превыша­ют санитарно-гигиенические нормы предельно допустимых концентраций более чем в 200 населенных пунктах России и особенно в таких городах, как Архангельск, Липецк, Моск­ва, Норильск, Братск, Екатеринбург и др.;

• деградация возобновимых природных ресурсов. За пос­ледние 30 лет площадь сельскохозяйственных угодий сокра­тилась более чем на 50 млн га, в том числе посевных пло­щадей — на 22,0 млн га. Главные причины — нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застрой­ку городов, поселков и промышленных учреждений. Из-за нерационального ведения хозяйства сокращается вылов рыбы во внутренних водоемах и прибрежных морях, исто­щаются лесные ресурсы;

• увеличение загрязнения продуктов питания. По расче­там специалистов, 30—50% продуктов питания содержат ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы в концентрациях, опасных для здоровья. В районах с наиболее высокими уров­нями применения ядохимикатов общая заболеваемость детей до шести лет в 4—5 раз выше средней по России.

Состояние современной российской экономики усугубля­ет положение дел в экологической сфере. Имеется серьезная опасность дальнейшего ухудшения экологической ситуации. Ее обусловливают: несоблюдение предприятиями технологи­ческой дисциплины, рост аварийности производств; финан­совые трудности, испытываемые предприятиями, не позво­ляющие осуществлять природоохранные мероприятия; хро­нический бюджетный дефицит, не позволяющий в полном объеме финансировать отрасли экономики, отвечающие за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное, рыб­ное, водное хозяйства, геологоразведка, природоохранные органы, гидрометеорологическое обеспечение); несогласо­ванность решений, принимаемых органами власти всех уровней в области использования природных ресурсов и обеспе­чения экологической безопасности, из-за отсутствия в зако­нодательстве положений о разграничении их полномочий.

Изменить радикальным образом экологическую ситуацию в стране можно лишь на основе проведения активной эколо­гической политики. Под экологической политикой следует понимать целостную систему мероприятий, обеспечиваю­щих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружаю­щей среды.

Стратегия экологической политики была сформулирова­на еще в 1994 г. и получила правовое оформление в Указе Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236. Приме­нительно к особенностям переживаемого страной периода, стратегия экологической политики конкретизирована в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчиво­му развитию», утвержденной Президентом РФ в апреле 1996 г. Тактика экологической политики России изложена в Про­грамме Правительства РФ «Структурная перестройка и эко­номический рост в 1997—2000 гг.» (утверждена Постанов­лением Правительства РФ 31 марта 1997 г. № 360).

Стратегия экологической политики современной России предусматривает достижение следующих четырех целей:

1) обеспечение экологически безопасного устойчивого раз­вития страны на основе экологически обоснованного разме­щения производительных сил; экологически безопасного раз­вития ведущих отраслей национальной экономики (промыш­ленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства); рационального использования воспроизводимых и невоспроизводимых природных ресур­сов; расширенного использования вторичных ресурсов; ути­лизации, обезвреживания и захоронения отходов; совершен­ствования системы управления в области охраны окружаю­щей среды и природопользования;

2) создание благоприятной для жизни человека окружаю­щей среды путем радикального улучшения среды обитания городского и сельского населения, развития рекреационных и природооздоровительных комплексов, улучшения качества продуктов питания и питьевой воды, предотвращения загряз­нения воздушного и водного бассейнов, обеспечения радиа­ционной безопасности, экологического воспитания населе­ния;

3) оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России (в круп­ных городах и промышленных центрах, бассейнах озера Бай­кал, Волги, прибрежной полосы Черного и Каспийского мо­рей и др.);

4) участие в решении глобальных экологических проблем (сохранение биоразнообразия, озонового слоя, лесов и т.п.).

Особое внимание в современной экологической политике государства уделяется вопросам обеспечения экологической безопасности, так как экологическая ситуация в России уг­рожает существованию уже нынешнего поколения россиян. Экологическая безопасность в современном мире рассматри­вается как качественно новый вид социальных благ. Она представляет собой степень адекватности экологических условий обитания человека задачам сохранения здоровья и обеспечения длительно устойчивого социально-экономичес­кого развития общества.

Экологическая безопасность как общественная ценность имеет ряд чрезвычайно важных особенностей:

1) суперприоритетность. Это означает, что гарантии эко­логической безопасности должны находиться в одном ряду с гарантиями военной, государственной и личной безопасно­сти, с гарантиями основных прав и свобод человека;

2) коллективный характер присвоения экологической бе­зопасности как специфического жизненного блага. В отли­чие от благ, поддающихся индивидуальному присвоению (по­треблению), оно доступно всем либо в конечном счете ни­кому. Природа не знает социальных, административных и иных границ;

3) сложный и противоречивый характер взаимодействия экологической безопасности с другими социальными ценно­стями;

4) принципиально неопределенный, стохастический харак­тер экологической безопасности. Сложность ее оценки обусловлена как неполнотой знаний о пределах устойчивости экологических систем и последствий их нарушения, так и объективно существующей неопределенностью этих преде­лов и последствий их нарушения;

5) неподчиненность экологической безопасности как соци­ального блага закону убывания ценности во времени, прояв­лением которого является дисконтирование затрат и резуль­татов хозяйственной Деятельности;

6) системный характер экологической безопасности. Речь идет о том, что достижение и поддержание экологической бе­зопасности на приемлемом уровне требует кардинального преобразования всех сторон жизни общества, в том числе формирования нового «экологизированного» мировоззрения, экологизации практически всех общественных институтов, экологизации структуры национальной экономики в направ­лении снижения ее природоемкости.

В процессе оценки прогнозируемых тенденций в области экологической безопасности необходимо учитывать требо­вания следующих принципов.

1. При оценке и выявлении приоритетных направлений снижения экологической безопасности необходимо ориенти­роваться прежде всего на экологическую безопасность здо­ровья человека, а также на строгое соблюдение международ­ных экологических обязательств.

2. Ликвидация кризисных ситуаций должна осуществлять­ся с минимальными затратами при использовании экологи­чески лучших из практически доступных в данный период технологий.

3. Принцип неухудшения экологической обстановки, т.е. недопустимости снижения экологической опасности от одних видов воздействий на природную среду за счет возрастания опасности от других воздействий (например, снижение ат­мосферного загрязнения за счет увеличения водного) и пу­тем ее перераспределения в пространстве.

4. Принцип гласности, демократичности и независимости экспертизы соответствующих проектов от частных, ведом­ственных и местнических интересов.

5. Разработка общегосударственных экологических стан­дартов и институционального (организационного) обеспечения их выполнения, контроль за экологической опасностью в пространстве и во времени.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Регулирование и стратегическое планирование важнейших направлений взаимодействия общества и природы невозмож­но без использования обширной информации о состоянии природной среды. Такая информация может быть получена в результате функционирования служб мониторинга окру­жающей среды.

Под мониторингом понимается система наблюдения и контроля над всеми изменениями природной среды, вызванны­ми антропогенной (хозяйственной) деятельностью человека. Система мониторинга призвана в конечном итоге выявлять наиболее неблагоприятные для жизнедеятельности человека районы, предупреждать возможные вредные изменения внеш­ней среды и разрабатывать научные прогнозы ее состояния в будущем.

В системе мониторинга выделяют три главных блока или уровня: биоэкологический (санитарный), геоэкологический региональный (природохозяйственный) и биосферный (гло­бальный).

Биоэкологический блок мониторинга обеспечивает наблю­дение и контроль за состоянием окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье и жизнедеятельность человека.

Задачи геоэкологического блока — наблюдение и контроль за изменениями геосистем (в том числе природных экосис­тем и природно-технических экосистем) окружающей среды. Биологический и геоэкологический блоки тесно связаны меж­ду собой. На основе геоэкологического блока показатели биоэкологического приобретают научную базу для про­странственной экстраполяции. Это положение чрезвычайно важно, так как лишь при его соблюдении показатели, кото­рые использует существующий биоэкологический монито­ринг, будут иметь всеобщий характер, а не только эмпири­ческий и локальный.

Биосферный блок обеспечивает наблюдение и контроль над глобальными фоновыми изменениями окружающей, сре­ды (биосферы), а также экологическую оценку этих измене­ний. Поэтому его основные показатели дают обобщенную информацию о состоянии атмосферы, гидросферы, литосфе­ры, биосферы и др. Осуществляется мониторинг посред­ством:

• выделения (определения) объекта наблюдения;

• обследования выделенного объекта наблюдения;

• разработки информационной модели для объекта на­блюдения;

• планирования измерений;

• оценки состояния объекта наблюдения и идентифика­ции его информационной модели;

• прогнозирования изменения состояния объекта наблю­дения;

• представления информации в удобной для использова­ния форме и доведения ее до потребителя.

Важным аспектом функционирования всех подсистем мо­ниторинга является оценка окружающей среды. При ее уста­новлении необходимо выявить факторы, оказывающие нега­тивное влияние на среду обитания, и определить вызываемый ими ущерб. Виды ущерба могут быть различными. Прежде всего — это ущерб для здоровья человека, для населения. Для оценки порога выявления такого ущерба разработаны спе­циальные санитарно-гигиенические критерии, так называе­мые предельно допустимые концентрации различных ингре­диентов (ПДК) в природной сфере. Второй тип ущерба, ко­торый необходимо учитывать при всестороннем анализе состояния окружающей среды, — это ущерб экологический (учитывающий воздействие на все элементы биосферы). Здесь речь идет о воздействии на биотическую (жизненную форму биосферы — живые существа) и абиотическую (жи­вое вещество) составляющие биосферы. Следующий тип ущерба — экономический, который довольно тесно связан с экологическим и имеет стоимостную оценку. Четвертый тип — ущерб эстетический (изменение прозрачности воды, ланд­шафта и др.). Существуют и другие виды ущерба, среди которых специально можно выделить психологический. Так, нередко при равном экономическом и экологическом ущер­бах психологический ущерб может быть различным. Напри­мер, если происходит постепенный, очень небольшими доза­ми выброс довольно большого количества вещества, то мож­но утверждать, что аварийный выброс такого же количества вещества сопровождается значительно более серьезным пси­хологическим ущербом, хотя в экологическом отношении оба выброса приводят к одинаковым последствиям.

Для оценки фактической ситуации в среде, окружающей человека, используются различные критерии. В первую оче­редь — санитарно-гигиенические (предельно допустимые концентрации вредных веществ в среде) допустимости или недопустимости того или иного воздействия. Вторым крите­рием является величина предельно допустимых экологичес­ких нагрузок (ПДЭН). Этот критерий определяется исходя из критически допустимой нагрузки на отдельные популяции или на экологическую систему в целом4. При определении стратегии регулирования качества окружающей среды боль­шое значение имеет введение ограничительного критерия на выбросы загрязняющих веществ из отдельных источников таких загрязнений — предельно допустимых выбросов. Эти показатели обеспечивают соблюдение предельно допустимых экологических нагрузок и предельно допустимых концент­раций вредных веществ в среде.

В нашей стране система мониторинга антропогенных за­грязнений реализуется с помощью общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения ат­мосферы, поверхностных вод, почвы, вод морей и океанов, являющейся основой экологической службы. При этом ис­пользуются физические, химические и гидробиологические (для водных объектов) показатели. Измерение и контроль со­стояния экологических систем, например водных объектов по гидробиологическим показателям, дают возможность судить не только об уровне загрязнения, но и о состоянии этого объекта в целом и его экологической системы в частности. Общегосударственная служба наблюдения и контроля за ка­чеством природной сферы России осуществляет контроль загрязнения воздуха более чем в 350 городах, воды — бо­лее чем на 1000 водных объектах поверхностных вод, а так­же на всех внутренних и всех омывающих территорию Рос­сии морях.

В Российской Федерации в настоящее время сложилась разветвленная система органов, призванных регулировать процесс природопользования и осуществлять мониторинг окружающей среды.

Общее руководство указанными процессами осуществля­ют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ. Оно заключается в правовом обеспечении природоох­ранной деятельности, формировании стратегии и тактики экологической политики, обеспечении экологической безопас­ности страны, в разработке направлений функционирования экономического механизма в природопользовательской и природоохранной деятельности.

Регулирование взаимоотношений между обществом и при­родой выполняют также органы власти субъектов федерации и местные органы власти. Они могут принимать постановле­ния, решения, распоряжения по вопросам разработки и реали­зации региональных программ природопользования и охраны окружающей среды, финансирования мероприятий в этой области, экономического регулирования экологической де­ятельности хозяйствующих субъектов.

Важные функции в области регулирования процесса при­родопользования в стране выполняет Министерство эконо­мического развития и торговли РФ. На него возложена обя­занность в процессе разработки комплексных прогнозов со­циально-экономического развития России, а также ФЦКП выделять экологические аспекты в этих плановых докумен­тах, совместно с Министерством природных ресурсов РФ и другими органами государственной власти разрабатывать специальные мероприятия по охране природы в составе ге­неральных схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам страны, разрабатывать схе­мы комплексного использования и охраны вод.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 создана Единая государственная система экологи­ческого мониторинга (ЕГСЭМ), определяющая перечень и важнейшие функции специальных органов государственной власти в области наблюдения и контроля за состоянием при­родных объектов.

Рассмотрим распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной влас­ти в области экологического мониторинга в настоящее вре­мя (табл. 5.1).

Наши рекомендации